Русский Вавилон. За 300 лет Екатеринбург стал домом для 120 народов

Некоторых объектов уральской «идентификации» уже не существует в природе, однако память о них продолжает жить в народе. © / Коллаж АиФ

Врата бога, столица древнего мира, первый мегаполис, город грехов, столпотворение и смешение языков. Можно подумать, что речь идёт о Вавилоне, но – нет!

   
   

Являясь воротами из Европы в Азию, Екатеринбург стал первым на Урале городом-миллионником и домом для представителей 120 народов. Здесь хранится Шигирский идол – самая древняя в истории человечества деревянная скульптура. Жители мегаполиса с гордостью носят футболки с надписью «Город бесов», а недостроенная телебашня, снесённая в 2018 году, чем вам не вавилонская? Как, почему и кем заселялся Екатеринбург в течение трёх столетий – читайте на ural.aif.ru.

Задача Петра

«После того, как на Урале на небольшой глубине была обнаружена железная руда высокого качества, эта находка на три столетия определила промышленное развитие региона, – рассказывает главный археограф ГААОСО Иван Клюс. – Задачу строить здесь заводы ставил непосредственно Пётр Великий. В архивах Свердловской области хранится письмо от 20 ноября 1723 года, где царь выражает благодарность Вильгельму де Геннину за пущенные медные и железные предприятия. Там уже упоминается Екатеринбург».

Когда на Исети начали возводить железоделательный завод, на территории региона уже жили не только манси, башкиры и татары, но и русские. С середины XVII века, после реформ патриарха Никона, из Пскова, Новгорода и Поморья на Урал хлынул поток старообрядцев. Раскольники бежали от гонений власти, от запретов на проповеди и обряды, от двойного налогообложения. Это были люди трудолюбивые, аскетичные, предприимчивые, грамотные и талантливые. Прибывший на Урал основатель легендарной династии Никита Демидов увидел здесь многочисленные поселения кержаков, а в первой половине XIX века до 50% населения считалось староверами. Сегодня на территории региона, по разным данным, проживает от 5 до 10 тысяч старообрядцев всех направлений.

Долгое время отношения с государством у них были, мягко говоря, натянутыми. Доходило до крайностей: в 1752 году в Краснослободском остроге обряд самосожжения совершили 14 радетелей старой веры. Горели костры и по другим поводам. В 1738-м за возвращение из православия в ислам в Екатеринбурге был сожжён участник башкирского восстания татарин Тойгильда Жуляков. Смертный приговор ему вынес сам основатель столицы Урала Василий Татищев. Годом позже по его же указу была заживо сожжена 60-летняя башкирка Кисякбика Байрасова – за побеги и за религиозные убеждения. Её казнь стала последним аутодафе в Российской империи…

В ту эпоху новыми жителями Урала становились ссыльные, крестьяне и ремесленники, бежавшие на заводы Демидова из западных областей России, а также военнопленные. Ни у кого не возникает сомнения, что династия уральских промышленников Турчаниновых – это потомки турка, попавшего в плен в ходе одной из русско-турецких войн. Вильгельм де Геннин – один из двух основателей Города на Исети – тоже был иностранцем (по последним данным, немцем), но у нас его звали не иначе как Вилим Иванович.

Карьеру на Урале сделали предприниматель из Санкт-Петербурга Савва Яковлев, классик уральской архитектуры родом из Черниговской губернии Михаил Малахов. Основатель Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) Онисим Клер – из Швейцарии, а «водочный король» Альфонс Поклевский-Козелл – польский дворянин.

   
   

Спасибо Столыпину

«В начале XX века счёт переселенцам шёл уже на миллионы, что связано со столыпинской аграрной реформой, – рассказывает Иван Клюс. – Она стартовала в 1906 году, с началом Первой мировой войны была прервана, но за это время на Урал и в Сибирь переехало порядка трёх-четырёх миллионов человек. Процесс был мучительным и тяжёлым. Транспортная инфраструктура хромала. Великий Сибирский Путь (Транссиб) уже действовал, но все желающие перебраться из центральных губерний собирались на вокзале в Пензе и создавали огромную пробку! Крестьяне стремились приехать на новое место жительства весной – к началу сева. Добирались пешком, на телегах, сплавлялись по рекам, долго оформляли документы, часто возвращались обратно…»

В период Первой мировой войны на Урале также осталось жить большое количество военнопленных. Из-за массовой мобилизации на заводах и в крестьянских хозяйствах возник острый дефицит рабочих рук. Местное население стали заменять иностранцами, а после Великого отступления русской армии в 1915 году – беженцами.

В Пермской губернии (к которой тогда относился Екатеринбург) на разных работах было задействовано 80 тысяч военнопленных. Судьба их складывалась по-разному. Например, стрелок Австрийской армии Пётр Максимяк в 1916 году работал батраком у жительницы села Ключи Анны Дёминой. В какой-то момент между ним и хозяйкой возникли чувства, в 1922 году они поженились, в браке у них родилось трое детей. А его соотечественник Георг Шмаленберг предпочёл иной путь: после революции он примкнул к большевикам и в качестве сотрудника Екатеринбургской ГубЧК активно боролся с контрреволюцией.
Отдельная тема – китайцы. По данным ряда историков, накануне событий 1917 года около 4% рабочих на Урале были мигрантами из Поднебесной. Это примерно 9–10 тысяч человек. Большинство работало на заводах, но некоторые нашли себя в торговле рисовой водкой и опиумом, который появился в Екатеринбурге аккурат накануне революции. В Гражданскую войну на Урале ярко проявил себя Жен Фучен – первый китайский коммунист.

Впрочем, Гражданская война сыграла не лучшую роль в демографии столицы Урала. В 1918 году в городе жило 85 тысяч человек, а в 1920-м – 55 тысяч. Население сократилось на треть. Вместе с Колчаком из города уехали представители привилегированных слоёв, интеллигенция. Но вскоре здесь появилась новая элита – партийная номенклатура.

Оборонный центр

Новый наплыв населения на Урале связан с индустриализацией, коллективизацией и Великой Отечественной войной. В Свердловске, где появлялись новые мощные предприятия, была острая потребность в рабочих руках. «В 1927 году вышло интересное постановление, чтобы граждан иностранных государств, которые прибыли на Урал трудиться в сельском хозяйстве или промышленности, безусловно считать советскими гражданами, – поясняет Иван Клюс. – Способ получения гражданства был максимально упрощён. Впрочем, основной поток мигрантов шёл нелегально. Люди, полагая, что в СССР есть работа (то есть возможность заработка), нелегально переходили границу, арестовывались ОГПУ, помещались в специальные карантинные лагеря, после чего распределялись по территории СССР, в том числе на Урал».

Что касается коллективизации, то существует статистика о переселении в пределы Уральской области порядка 8 500 кулацких семей. И это только из Московской и Ленинградской областей!

Но, наверное, самый большой поток переселенцев связан с началом Великой Отечественной. Судите сами: в 1917 году на Урал приехало 200 тысяч, а 1941-м – 1,2 млн человек! Свердловск за считаные месяцы стал ключевым оборонным центром страны. За годы войны объём промышленного производства здесь вырос в семь раз. Регион принял 212 промышленных предприятий и более 700 тысяч эвакуированных.

«До последнего времени считалось, что в Свердловской области проживает порядка 160 народов, но это не так. По данным последней переписи населения, их 120, – отметила директор Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Виктория Новопашина. – Урал – территория этническая, историю с массовым переселением народов предопределило её географическое положение.