На Среднем Урале отметили 32-ю годовщину вывода войск из Афганистана. В боевых действиях на территории этой страны приняли участие 8,5 тысячи уральцев, 242 из них не вернулись домой…
В Ачите открыли улицу героя
Накануне памятной даты в посёлке Ачит торжественно открыли улицу Андрея Шулепова. Местные жители так и говорят: «Открыли улицу героя», хотя на самом деле имя героя Афганской войны она носит вот уже 37 лет. До 1984 года улица именовалась Луговой, но когда в дом Шулеповых пришла скорбная весть, а землякам героя стало известно о его подвиге, то в посёлке единогласно решили увековечить память Андрея. Новое имя она получила, но… годы идут, меняются поколения, и нынешние подростки уже не задумывались о том, в честь кого названа улица.
В прошлом году мама Андрея Шулепова Алевтина Степановна обратилась в Свердловскую областную организацию имени Героя Советского союза Юрия Исламова Российского Союза ветеранов Афганистана с просьбой увековечить память о её сыне на мемориальном знаке.
И вот накануне 32-й годовщины вывода войск из Афганистана в Ачите появилась мемориальная доска: «Улица названа в честь Шулепова Андрея Владимировича (10.11.1963 – 22.09. 1983), погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане. Награждён орденом Красной Звезды (посмертно)».
Имена павших уральцев увековечены на пилонах мемориала «Черный тюльпан», у которого в День вывода войск из Афганистана собрались ветераны боевых действий, семьи погибших воинов, рядовые жители Екатеринбурга. Собрались, чтобы возложить к мемориалу цветы, почтить минутой молчания память 242 погибших в Афгане уральцев.
«Я же мужик!»
«Мой племянник Пашенька погиб в Афганистане тридцать лет назад, – рассказывает Валентина Михеевна Гаранина из Нижнего Тагила. – Родом он, правда, из Нижегородской области, но поехать туда мне возраст не позволяет, поэтому вот уже второй год приезжаю сюда, к «Чёрному тюльпану», кладу цветочки к памятнику, стою тихонечко, вспоминаю Пашу.
Весёлый был мальчишка, смышлёный и очень ответственный. Был грех, уговаривали мы его как-нибудь от службы в армии уклониться – боевые действия в Афганистане не давали покоя, мы волновались, вдруг туда попадёт. Выходит, как в воду глядели… А он сердился на нас, родственников: «Вы за кого меня принимаете? Я же мужик!» А потом полгода от нас скрывал, где служит, – письма его через друга из Самары к нам приходили. Эта война, можно сказать, сразу несколько душ в нашей семье забрала: после похорон Пашеньки его отец – мой брат – слёг и через два месяца умер, а мать Паши своих дорогих мужчин пережила всего на два года».
«Неправильно это, несправедливо, когда родители хоронят своих детей, – говорит житель Екатеринбурга Илья Михайлович Кобзин. – Но несправедливо и полоскать сегодня имена участников боевых действий в Афганистане. Больно и горько слышать в их адрес гадости из уст «диванных политиков», которые всегда знают, кто прав, а кто виноват. Одно могу сказать – тьфу на вас!»