Монастырь живет по уставу

Сегодня «

   
   
АиФ

-Урал», образно говоря, отделяет зерна от плевел.

1. Стать монахиней проще простого, достаточно одного желания.

Разумеется, уход в обитель — дело добровольное, в основе которого лежит желание девушки уйти от мира и посвятить себя монашеской жизни. Но между тем, как она впервые ступает на территорию обители, и монашеским постригом проходит немало времени.

Нередко девушки ездят по разным монастырям, знакомятся с их уставами, которые пусть не кардинально, но все же отличаются друг от друга. После того, как выбор в пользу той или иной обители сделан, «кандидатка» обращается к игуменье (матушке-настоятельнице) с просьбой принять ее. Чаще всего девушку оставляют пожить в монастыре, но в качестве… паломницы. Посещать сестринские богослужения, молитвенные монашеские правила, участвовать в общей трапезе «паломница» права не имеет. Но зато она имеет возможность глубже познакомиться с жизнью в обители. Сестры же (этого никто не скрывает) присматриваются к новенькой.

Если становится ясно, что девушка не находится под влиянием сиюминутных обстоятельств, а проявляет усердие в молитве, прислушивается к советам, не противится смирению и так далее, игуменья вместе со старшими сестрами решают принять ее в обитель. Но и это еще не «официальное зачисление». Труднице выдается первоначальная «форма» (черные платочек, юбка и блуза), она посещает общую трапезу, участвует в сестринских богослужениях, помогает в послушаниях. В среднем этот «испытательный» срок длится не менее года. После чего пишется прошение на имя игуменьи и правящего архиерея о зачислении в монастырь.

Зачисленной в обитель — послушнице — выдается новое одеяние: полуапостольник (головной убор, закрывающий лоб), подрясник (длинное платье) и кожаный пояс. В качестве послушницы пребывают не менее трех лет. По истечении этого (или большего) времени опять же подается прошение на совершение пострига. Первая степень пострига — иночество (во время него еще не произносятся монашеские обеты). После него «форма» вновь меняется. Инокини носят рясу с длинными рукавами, апостольник и клобук (головной убор с прозрачной «фатой»).

   
   

А вот так называемый мантийный постриг — это уже собственно монашество. Во время него гласно даются три главных монашеских обета: нестяжания (ничего не иметь своего), послушания, безбрачия. Кроме того, «новорожденная» монахиня облачается в мантию, состоящую из множества складок. При ходьбе эта мантия развивается, подобно крыльям.

2. В монастырь берут всех без исключения.

Это не так. В монастырь не могут поступить люди, находящиеся в браке, а также женщины, имеющие несовершеннолетних детей. Более того, желательно, чтобы дети, даже достигнув 18 лет, что называется, крепко стояли на ногах.

В Ново-Тихвинском монастыре отдают предпочтение молодым женщинам, лет до сорока. С возрастом человеку труднее меняться, сложнее слушаться, проблематичней пересматривать жизненные принципы, смиряться. Скажем, была в миру женщина специалистом с высшим образованием, а в обители ее просят пол помыть. У нее это вызывает недоумение. Пример условный, но подобное в жизни монастыря бывало.

Как, впрочем, случается и обратное. Поступают женщины в монастырь уже в почтенном возрасте, и потом являются для сестер примером и в послушании, и в ревности к молитве, и в смирении.

3. Весь день, с утра до ночи, в монастыре молятся.

Жизнь в обители подчинена довольно строгому распорядку, и молитве посвящается более шести часов в сутки. Сестры выполняют ежедневные послушания. Ново-Тихвинский женский монастырь можно назвать «отраслевым». Здесь существуют известные на всю Россию иконописная, швейная мастерские, греко-славянский и исторический кабинеты. Кроме того, монахини выполняют певческое послушание.

Более мелкие (помимо основных) послушания распределяет благочинная (особая должность). Именно она решает, кому сегодня стирать, кому мести двор, кому полы мыть…

Пробуждаются в монастыре в 5:40. В 6 утра все собираются в храме на утренние богослужения. Через три часа, после завтрака, сестры расходятся на послушания, которые выполняют до 17:00 (с перерывом на обед). После ужина до 20:00 — свободное время. Сестры занимаются хозяйственными делами, гуляют, читают, молятся… С недавних пор в монастыре введен так называемый час безмолвия. В это время все без исключения, занимаясь своими делами, хранят молчание. Вечерние богослужения длятся до 22:30, через полчаса обитель погружается в сон.

Число сестер обители прибавляется , а жилплощадь расширить возможности пока нет. Поэтому почивать монахини вынуждены на двухярусных кроватях, по 5-6 человек в келье.

4. Монахини не общаются ни с внешним миром, ни друг с другом.

Пустословие, конечно, в обители не приветствуется. Но общаются между собой сестры постоянно. Ссор здесь, разумеется, не бывает, а вот размолвки случаются. Но взаимные обиды и недопонимание на следующий день тяжким грузом не переносятся, примиряются сестры еще до захода солнца. «Прости» — одно из самых главных монашеских слов.

У некоторых сестер есть сотовые телефоны (современные средства коммуникации, включая компьютер, в обители не отвергаются и активно используются, более того, у монастыря есть собственный сайт). Но праздных звонков, понятное дело, никто не делает. Мобильная связь необходима для выполнения многих послушаний. Кроме того, по телефону можно пообщаться с родственниками. К слову, родители сестер, если они воцерковлены, могут навещать дочь в обители. Некоторые мамы даже подолгу живут в монастыре рядом с дочерьми.

В некоторых монастырях и сестры могут ездить в гости к родным, в Ново-Тихвинском — такой практики нет. За пределы обители монахини выезжают, если это необходимо для выполнения послушания. Или отправляясь, в паломничество, которое расценивается как поощрение.

5. В монастыре нельзя читать светскую литературу, смотреть телевизор.

Действительно, в обители нет увлекательных светских романов и телевизоров. Но не потому что это ЗАПРЕЩЕНО. А потому что потребности в этом у монахинь НЕТ. Нам, живущим в миру, понять это сложно. Остается принять как данность. Факт остается фактом: если поставить телевизор, скажем, в фойе, и разложить для общего доступа светскую литературу, никто из монахинь даже бровью не поведет, не заинтересуется и не взглянет. Душа к этому здесь ни у кого не лежит.

А вот духовную литературу сестры читают с жадностью. За новыми книгами даже очередь выстраивается.

5. В монастыре живут на хлебе и воде.

Несмотря на то, что монахини не едят мяса, не употребляют в пищу продукты животного происхождения по понедельникам, средам и пятницам (кроме установленных постов), скудным их рацион назвать нельзя. Меню на месяц вперед утверждается настоятельницей. Готовят для сестер профессиональные повара. Чтобы отказаться от того или иного блюда (скажем, сладкого), необходимо получить благословение.

Перекусов в обители, конечно, не бывает. В том плане, что, проходя мимо трапезной, перехватить чего-нибудь вкусненького ни у кого мысли не придет. Просто потому что это не принято. Но, утомившись, выполняя послушание, можно в порядке исключения получить благословение на то, чтобы попить кофейку с булочкой. Кстати, тем сестрам, кому по состоянию здоровья положена диета, готовят отдельные блюда, и питаются они по индивидуальному графику.

6. К врачам монахиням обращаться запрещено.

Врачебная помощь сестрам в случае необходимости оказывается обязательно. Одна из насельниц монастыря — по профессии врач. Врачевание — ее основное послушание. Но, если кому-то из сестер требуется более глубокое обследование, монастырь обращается в больницу. В некоторых случаях светские врачи сами приезжают в обитель. Никакими средствами борьбы с болезнью в монастыре не пренебрегают. Ведь недуг не дает вести нормальную, духовную жизнь. Зачем терпеть бесплодное мучение, если у тебя болит голова, отвлекаясь тем самым от молитвы, когда можно выпить таблетку и полежать?

Поскольку Ново-Тихвинский монастырь располагается в лесу, сестры проходят полный курс вакцинации от клещевого энцефалита. А территория обители повергается акарицидной обработке.

 

 

Смотрите также: