Вдоль уральских дорог растянулись «погосты»

   
   

Надо сказать, что учет памятников, которые устанавливают люди на месте гибели своих близких автомобилистов, никто не ведет. Просто-напросто потому, что увековечение памяти на придорожной полосе не регламентируется никакими документами. Иными словами, иначе как самодеятельностью такие памятные знаки не назвать.

Но, судя по датам, выгравированным на табличках, эта сомнительная традиция получила широкое развитие в конце 80-х годов. Во всяком случае, опрос водителей-дальнобойщиков показал, что более ранние памятники никто из них на трассах не замечал.

Логично предположить, что больше всего придорожных обелисков на сложных, аварийно опасных, магистралях. «Не стал бы это утверждать, - говорит Николай Поспелов, дальнобойщик с 15-летним стажем. – Во всяком случае, такими памятниками усеяны абсолютно все тракты: и Тюменский, и Тагильский, и Московский… Может быть, только на Челябинском их чуть меньше».

Придорожные памятники, установленные, что называется, на пустом месте, отличаются от надгробий большим разнообразием. Конечно, встречаются вдоль автомобильных трасс и канонические пирамидки, но их меньшинство. Чаще на месте гибели водителя в качестве элемента обелиска используют руль машины или помятое крыло. Ближе к Нижнему Тагилу на придорожной полосе стоит огромная каменная глыба с портретом погибшего и датой его смерти. Нередко вдоль дорог можно встретить памятники с оградкой, столиком и скамеечкой – только отсутствие могильного холмика свидетельствует о том, что место упокоения погибшего, на самом деле, не здесь.

Распространенный вариант - отмечать трагическое место траурным венком, укрепленном на дереве. Такие печальные знаки можно встретить и в городах Свердловской области. В Екатеринбурге, например, венки и букеты искусственных цветов помещают на дорожных ограждениях, деревьях, столбах и даже светофорах.

К слову, места автомобильных аварий иногда отмечают не в память о смерти. Один мой знакомый рассказал на днях, что его товарищ попал однажды в жуткую аварию. Тогда на трассе столкнулись два автомобиля. Чудо, но в искореженных напрочь машинах все люди остались живы. На месте аварии водитель одной из машин установил крест. «Думаю, таким образом Господь хотел меня от чего-то предостеречь», - объяснил он свой поступок.

   
   

Надо сказать, что еще в 1999 году правительство Свердловской области, утверждая правила застройки земель автомобильных дорог и придорожных полос, отметило, что нелегальная установка мемориальных памятников на месте гибели водителей стала массовым явлением. И обратилось к владельцам этих сооружений с просьбой убрать памятники добровольно, в противном же случае придется ликвидировать их в принудительном порядке. Никто обращению не внял.

В ГИБДД Свердловской области к придорожным памятникам относятся крайне отрицательно. Во-первых, автомобильные дороги – это не кладбища, где принято поминать умерших. Во-вторых, выглядят они, мягко говоря, не эстетично. В-третьих, близкие часто приезжают на такие места, поминают погибших, а скопление людей и машин у обочин мешают дорожному движению. Кроме того, рассматривать памятники вдоль дорог, как предупреждения водителям о том, что нужно быть осторожнее, нельзя, считают сотрудники ГИБДД, ведь неизвестно - какой вид ДТП послужил причиной гибели человека.

Заметим, что нередко самодеятельно установленные памятники мешают работам по благоустройству. Однако дорожники не занимаются демонтажем, предпочитая смотреть на эту проблему сквозь пальцы. Больно уж вопрос щепетильный.

КОММЕНТАРИИ:

Борис Косинский, пресс-секретарь Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии: «Установка памятников на месте гибели водителей не более чем традиция, ничего общего не имеющая с церковными канонами. Хотя была в прошлом в России подобная традиция – тогда на перекрестках устанавливали кресты, с тем, чтобы проезжающие люди могли перекреститься и помянуть усопшего. Другое дело, что у этих памятников зачастую люди допускают возлияние, устраивают на месте гибели человека пьянки. Это недопустимо. Усопший нуждается в наших молитвах, а не в гулянках».

Елена Бисерова, психотерапевт: «Полагаю, что подобные памятные знаки вовсе не способствуют осторожности водителей, а, скорее, действуют угнетающе. Они несут в себе отрицательную энергию. Любая профилактика действенна, когда она строится на позитиве. И профилактика ДТП – не исключение».

Смотрите также: