К сожалению, эту проблему в основном принято обсуждать на кухнях и в курилках. О ней практически никогда не говорят чиновники, не пишут в СМИ, да и сами жертвы в большинстве случаев даже не обращаются в полицию, старясь не выносить сор из избы. Несмотря на то, что от насилия в семье на Среднем Урале ежедневно страдают сотни человек, власти Свердловской области до сих пор смотрят на эту проблему сквозь пальцы…
В пьяном угаре
Психологи и правоохранители подчеркивают, что значительное количество случаев насилия в семье происходит под влиянием алкоголя. В Екатеринбурге до сих пор памятен случай, когда нетрезвый 29-летний Андрей Новгородов, вооруженный карабином «Сайга», желая «разобраться» с бывшей супругой Оксаной, проник в здание телекомпании «Четвертый канал» и захватил пятерых заложников. Только спустя несколько часов он отпустил людей и сдался властям, причем дело не обошлось без стрельбы. Первоначально планировалось предъявить Новгородову обвинение по статье 206 УК РФ - «Захват заложников» (до 15 лет), но впоследствии статью смягчили.
Впрочем, относительно недавно фигурантом семейных «разборок» стал достаточно известный в столице Урала человек - глава Ленинского района Евгений Архипов. Летом прошлого года жена чиновника Наталья обратилась в полицию с жалобами, что ее избивает пьяный муж. По некоторым данным, «на орехи» получил от него и сын-старшеклассник. Правда, скандальное дело удалось замять (родственники «слуги народа» забрали свои заявления), и все закончилось обоюдным примирением. Однако случай этот еще долго обсуждал весь город.
Стоит отметить, что «домашний терроризм» не ограничивается только физическим насилием. В «интеллигентных» семьях распространено психическое давление на домочадцев, а экономическое насилие встречается сплошь и рядом.
- Физическое насилие, побои. Самое очевидное, доказуемое. С ним чаще всего обращаются женщины в правоохранительные органы.
- Эмоционально-психологическое. Наименее доказуемое, самое распространенное. К нему относятся: шантаж, оскорбление, принуждение к чему-то с помощью угроз, манипулирование детьми, унижение.
- Сексуальное. Если речь идет о супружеском изнасиловании, то оно, как ни странно, крайне редко становится предметом разбирательства в правоохранительных органах. Прежде всего, потому, что в обществе существует убеждение - мужчина вправе требовать от женщины исполнения супружеского долга.
- Экономическое. Сюда относится: запрет работать, принуждение работать, изымание всех денег, словом, все то, что ставит женщину в финансовую зависимость от мужчины. Кроме того, экономическим насилием считается принуждение детей к попрошайничеству, отбирание у пожилых родственников пенсии и т. д.
Обыкновенная история
«Замуж я вышла десять лет назад, - пишет нам читательница из Екатеринбурга Елена Казарина (фамилия изменена. - Ред). - Первый год все было хорошо: муж - успешный предприниматель - был внимательным, заботливым, часто дарил цветы. Зарабатывал он всегда хорошо и сразу же настоял на том, чтобы я не работала. Но через год атмосфера в семье стала меняться. Сначала были мелкие придирки, упреки и необоснованная ревность. Я терпела, старалась все свести к шутке, но постепенно все это стало перерастать в настоящие скандалы: «Растолстела, корова! Во что ты оделась? Кто тебе звонил? Почему суп холодный? Заткнись!». И вот однажды он впервые поднял на меня руку. Это был шок, раньше меня не били ни разу в жизни. Проревела весь вечер. Правда, на следующий день муж просил прощения, клялся, что такого больше не будет, но… Через месяц это повторилось, а потом стало происходить все чаще и чаще. Мог ударить за все что угодно: за непонравившееся слово, невымытую чашку, просто за «косой» взгляд. Доходило до того, что было стыдно выходить на улицу: замазывала синяки «тоналкой», скрывала следы побоев под платком, летом - чтобы не было видно ссадин на руках - надевала кофточки с длинными рукавами. Потом, когда у нас родился сын, на некоторое время в семье воцарился мир. Но длился он недолго.
Самое обидное, что я не нашла понимания у самых близких людей. Почти все мои родственники и подруги оказались… на стороне мужа! Дескать, он прекрасный и порядочный человек, это я сама делаю что-то не так и провоцирую его на оскорбления и рукоприкладство. Единственная лучшая подруга, у которой я всегда находила понимание, неоднократно советовала: «Заяви в полицию, разведись, зачем ты все это терпишь?». Но мне страшно остаться одной, с ребенком, без средств к существованию, без работы. Да и как я могу писать заявление - пусть на нелюбимого, но родного человека, отца моего ребенка?».
«Написала вам, чтобы выговориться, - призналась Елена в конце письма. - Сама понимаю, что деваться мне некуда. Сами посудите, разведенный мужчина считается кем? Холостым. А женщину как называют? Разведенка. Она тут же становится женщиной второго сорта. У нас же патриархальное общество! Поэтому и приходится тянуть до последнего в надежде как-то «разрулить» ситуацию, всеми силами стараясь сохранить наш «тлеющий очаг».
Хотите сказать, что такого рода истории у нас редкость? Увы, насилие, в той или иной форме, присутствует сегодня в каждой четвертой уральской семье.
За закрытыми дверями
На сухом юридическом языке преступления из той категории, которую принято называть семейным насилием, являются латентными. То есть скрытыми. И это верно. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в подавляющем большинстве случаев «кухонный бокс», истязания, угроза убийством и прочие прелести остаются за закрытыми дверями как богатых апартаментов, так и обычных квартир и общежитий. Порок скрытен и повсеместен, но тем не менее поддается юридическому анализу. «АиФ-Урал» изучил судебную статистику за 2011 год (Более поздняя статистика за 2012 год судами еще не обобщена).
Если не брать в расчет убийства и причинение увечий жертвам кухонных разборок, то преступления, объединенные понятием «семейное насилие», считаются деликтами небольшой тяжести и наказывает за них, как правило, мировой судья. Как рассказала «АиФ-Урал» помощник судьи Свердловского областного суда Наталья Гайдаржинская, срез материалов, поступивших к мировым судьям региона, дает более-менее четкое представление о неявном. Так, в 2011 году напрямую к мировым судьям и в полицию обратились более 20 тысяч заявлений, на основании которых судами либо полицией возбуждено лишь около 5 тысяч уголовных дел, то есть не более 25% от общей массы жалоб.
Есть и другая характеристика семейного насилия. В том же 2011 году мировыми судьями завершено расследование 20 424 уголовных дел. В это число входят не только мелкие кражи, хулиганства и прочая уголовная мелочевка, но в том числе и «дела семейные»: побои (статья 116 УК РФ) и причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) - любимые занятия домашних тиранов. Надо сказать, что если на такие их «развлечения», как угроза убийством и истязание, полиция по закону реагирует самостоятельно, то побитая жертва сама должна обратиться к властям. Существуют редкие исключения (пострадал ребенок, инвалид, старик), когда правоохранители реагируют на такие вещи сами, но, как правило, без заявления движения дела не будет. Тем не менее за январь-декабрь 2011-го мировыми судьями вынесено 8678 решений о побоях и причинении легкого вреда здоровью. Но из этого количества до обвинительного приговора доведено лишь 3378 подсудимых, то есть около 43% (оправдано, к слову, 444 подсудимых).
Оставшиеся 57% возбужденных дел были прекращены по разным основаниям: кто-то неправильно написал заявление, кто-то затянул сроки обращения, кто-то забрал свою жалобы, проглотив обиду или простив обидчика.
Как наказать тирана
Практикующие юристы отмечают, что спросить с домашнего тирана за «кухонный бокс» можно всегда. Или почти всегда. Важно, отмечает Наталья Гайдаржинская, правильно пожаловаться.
В заявлении
- При этом лучше всего обращаться именно в полицию, хотя можно обратиться и непосредственно к мировому судье. В заявлении должно быть несколько обязательных пунктов:
- Название того суда и имя мирового судьи с точным указанием судебного участка по месту жительства.
- Описание произошедшего события - его даты, времени и места. Этот пункт - основа обвинительного акта, поэтому писать стоит максимально подробно.
- Просьба - это обязательно! - принять дело к производству или (не мудрствуя лукаво) привлечь к ответственности обидчика.
- Полные персональные данные заявителя, включая номер документа, удостоверяющего его личность.
- Указать данные на своего обидчика: ФИО и адрес места жительства.
- Привести список свидетелей - прямых, если таковые есть, и косвенных. Если нет, то об этом тоже стоит сказать.
- Самое главное: заявитель должен лично написать, что готов нести уголовную ответственность за ложный донос. Без этого обязательного пункта заявление о домашнем насилии, если оно отправлено по почте (что допускается), просто оставят без рассмотрения.
Несмотря на то, что мировые судьи сами могут возбуждать уголовные дела, Наталья Гайдаржинская советует обращаться в именно полицию. В этом случае полицейский следователь или, с разрешения прокурора, дознаватель инициирует расследование и собирает куда более полный набор доказательств, которые нужны для обвинительного приговора. В качестве аргумента можно опять же привести статистику: «полицейские» дела прекращаются в 36 случаях из 100, в то время как по жалобе, пришедшей в суд напрямую, в 70 случаях из сотни.
Комментарий специалиста:
Психолог кризисного центра для женщин и детей, переживших насилие в семье, «Екатерина» Ольга Селькова:
- Статистика говорит, что насилие в той или иной форме (а чаще - в комбинированной) происходит у нас в каждой четвертой семье. Это страшно! Поэтому, чем раньше государство будет вмешиваться в эту проблему, чем быстрее власти осознают необходимость устройства у нас временного приюта, убежища для женщин, переживших насилие в семье, тем лучше. Увы, мы ставим вопрос о необходимости такого учреждения уже много лет, но - безрезультатно. Сегодня в области лишь два кризисных центра могут принять женщин - в Богдановиче и Буланаше. Все! Ну, не хотят власти видеть проблему. Или она их не интересует.
Между тем во всем мире кризисные центры являются лишь одной частью помощи людям, страдающим от насилия в семье. А вообще цепочка эта состоит из специальных отделов полиции, специально обученных врачей, специально подготовленных судей, которые рассматривают эти дела, социальных служб. У нас такого межведомственного взаимодействия мы добиться не можем. Одно радует: полиция с нами активно взаимодействует. Что, впрочем, не удивительно. Куда в первую очередь бегут женщины, пострадавшие от домашнего насилия? К ним.
Кризисный центр для женщин «Екатерина» - (343) 22-03-028.
Только цифры:
- В 70% случаев жертвами бытовых убийств на Среднем Урале становятся женщины.
- Около 10 тысяч россиянок ежегодно от рук мужей гибнет.
- 80% свердловчанок хотя бы раз в своей жизни становились жертвой семейного насилия.
- Более 20 тысяч жертв домашнего насилия обратились за помощью к властям.
- И лишь 25% домашних хулиганов сели на скамью подсудимых.
Виды домашнего террора:
- Нарастание напряжения. Насильник становится раздражительным, злится по незначительным причинам и без причины, ищет повод для выхода агрессии.
- Активное насилие. Скопившееся напряжение выливается во взрыв, совершается насилие любой формы.
- Период раскаяния и относительного спокойствия. Насильник сожалеет о содеянном, просит прощения, становится добрым и внимательным. Этот период создает у пострадавшей стороны иллюзию возможности улучшения жизни. С течением времени период примирения уменьшается и может исчезнуть совсем.
На заметку:
Если ваша жизнь в опасности:
- договоритесь с соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры;
- приготовьте деньги, документы, одежду где-нибудь вне дома (у родственников, друзей) или держите их в одном доступном месте - на случай, если вам придется срочно покинуть квартиру;
- сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел вас;
- заранее узнайте телефоны служб, которые смогут оказать вам необходимую поддержку;
- если ситуация критическая, необходимо покинуть дом незамедлительно, даже если нет возможности взять какие-то вещи.
Кстати:
Вы подвергаетесь домашнему насилию, если:
- вы боитесь настроения своего партнера;
- вас регулярно критикуют за повседневные мелочи;
- вас унижают, оскорбляют;
- вам угрожают, в том числе: самоубийством, лишением денежных средств, собственности, детей, изменой;
- вас принуждают к сексуальным отношениям;
- вам наносятся побои, в том числе незначительные;
- вы часто уступаете, так как боитесь агрессии со стороны партнера;
- ваш партнер ограничивает ваш круг общения;
- ваш партнер жестоко обращается с детьми.
Смотрите также:
- Средний Урал почти еженедельно сотрясают скандалы с участием силовиков →
- «Кухонный боксер? Вон из квартиры!». Российский и узбекский опыт →
- Пропавшая Кристина Янова из Новоуральска найдена мертвой →