Помощь первоклашке. Как приготовить домашнее задание?

Предел мечтаний каждого родителя — чтобы ребёнок сам, а главное — быстро, а ещё главнее — правильно сделал домашнее задание. А мы бы только проверяли и умилялись. Такие дети есть — которые сразу, сами и правильно. Но их очень мало. Большинство засиживается за письменным столом по несколько часов, отчего родителей сначала бодрит невроз, впоследствии переходящий в тихое или громкое бешенство.

   
   

На самом деле дети не умеют готовить домашнее задание именно по этой причине — потому что НЕ УМЕЮТ. Пока ещё не умеют. Их просто нужно научить. Вместо этого многие родители изначально требуют выполнения, фактически, того, что дети не умеют. В этом и кроется самая большая ошибка. Но она, к сожалению, не единственная. Итак, что нужно для приготовления домашнего задания?

Первое — нужна мотивация. Одна моя коллега готовила домашние задания с сыном по телефону: звонила через каждые 20 минут и спрашивала, сделал или нет? А он отвечал ей неизменно — нет. Коллега психовала несказанно, пока я её не спросила, а объяснила ли она сыну, зачем нужно делать домашнее задание? И этим вопросом поставила её в тупик.

В этот тупик забредают все, кто в самом начале не объяснил, что домашнее задание — это часть учёбы в школе. И что это очень важная часть, ведь дома, без учителя, без одноклассников, то есть без коллектива, а вполне самостоятельно, как совсем-совсем взрослый, он должен попробовать всё повторить сам. Рисовали в школе палочки? Отлично! А теперь такие же нарисуй один дома. И тогда завтра в классе ты их нарисуешь лучше всех! Потому что дома тренировался. Вот так! Домашнее задание — это тренировка! И это нужно проговорить с ребёнком.

Второе — нужна цель. Если вместе с ребёнком поставить цель и он её поймет и примет, тогда домашнее задание будет готовиться, что называется, «с лёту». Какую цель поставить? А на какую именно ваш ребёнок «попадётся»? Есть в ребёнке честолюбие, ставьте цель — стать самым лучшим в классе. Да что там в классе, замахивайтесь сразу на весь мир — станешь великим человеком. Есть авторитет старшего брата — кивайте на него, дескать, догоняй Антошу, будь таким же умным, делай домашнее задание. Есть у ребёнка любимое занятие? Используйте его, говорите, например, что «твой футбольный мяч не летит в ворота, потому что у тебя пока не хватает знаний». Именно знаний, а не умения! С какой стороны поддеть мяч, чтобы он летел в нужном направлении, какую скорость ему придать, по какой траектории он должен передвигаться и как задать нужную траекторию — все эти знания ты получишь в школе на уроках по разным предметам. Хочешь стать великим футболистом — получай знания, учись серьёзно и начинай прямо с первого класса — учись сначала читать и писать.

Нужно ли ставить меркантильную цель — «заработать» родительские деньги в качестве оплаты за приготовленные уроки? Не знаю. С одной стороны, учёба в школе — это работа. Однозначно. Самая оптимальная работа для ребёнка — это учёба, потому что ему по силам.

Это не я придумала, а физиологи утверждают. И вполне логично заплатить ребёнку за эту работу-учёбу. Кроме того, так можно оправдать выдачу так называемых карманных денег на мелкие расходы: не просто получил, а заработал! С другой стороны, некоторые психологи утверждают, что учёба в школе — это обязанность ребёнка, а обязанность не нужно оплачивать. В общем, единого мнения нет. Это тема для дискуссий.

   
   

Третье — нужна концентрация внимания. Без концентрации внимания на работу, которую нужно выполнить, ребёнок может сидеть за уроками и час, и два, и много больше. А что не посидеть-то? Всё равно ничего не делает. И мыслей нет в голове. Разве что одна — «чего ко мне привязались?». Сконцентрировать внимание первоклашки лучше всего в игре. «Ой, смотри, а палочка-то заплакала, она не хочет быть такой кривой, давай её прямо нарисуем, чтобы красивой была и больше не плакала». Банально? Конечно! Ребёнок хихикает? Отлично! Вот вы и добились своего — привлекли внимание. И это второй способ сконцентрировать внимание на домашнем задании — шутить! Наконец, третий и очень важный способ — делать уроки вместе. Берите бумажку и ручку, садитесь рядом и тоже рисуйте палочки, кружочки, буковки. Принцип самый примитивный — делай со мной, делай, как я, делай лучше меня. Кстати! Если вы, лукавя, будете рисовать палочки много хуже своего ребёнка — ой, как это ему понравится. Как вдохновит его! Уверяю вас, в такой обстановке он сделает домашнее задание в считанные минуты!

Четвёртое — нужен успех дела. Даже если его нет в помине, об успехе всё равно нужно говорить. Похвала — это очень важный стимул! Что делать, если все палочки кривые и нечего похвалить? Врать! Но врать нужно умело. Сравнить две кривые палки и сказать, что эта уже лучше вышла. А через сколько палочек у тебя совсем-совсем ровная получится?

Через 10, через 5? А может, вот прямо сейчас ты ровненько нарисуешь её? Если ребёнок будет знать, что у него уже «получается», это вдохновит его на дальнейшую работу.

Внимание! Очень важный совет! Заметила в бассейне, как тренер добивался от ребёнка правильной позы для прыжка с трамплина. Стоял рядом и показывал, как нужно наклониться и как руки вытянуть. А ребёнок выдавал ему совсем другую позу.

Тренер злился и никак не мог понять, почему бестолковое дитя не может повторить — ведь он же показал! Как же мне хотелось подсказать тренеру, что нужно не только показать, но и своими руками нагнуть ребёнка, вытянуть ему руку и зафиксировать руки и всю позу в нужном положении, то есть просто «вылепить» позу в ребёнке, как из пластилина. Всё дело в физиологии — не у всех детей мозг способен сразу отдать нужный приказ мышцам выполнить нужную работу правильно.

В таких случаях нужно сначала произвести «насильное» действие мышцами ребёнка, причём желательно несколько раз, чтобы мозг зафиксировал положение мышц, запомнил и потом дал правильную команду мышцам.

В общем, если палочки и кружочки долгое время не получаются, значит, не ребёнок ленивый и неумёха, а всё дело в физиологии. В этом случае кладите свою руку на руку ребёнка и водите её, рисуя палочки и крючочки, до тех пор, пока мозг не зафиксирует положение мышц при выполнении этой работы.

Пятое — нужно много говорить. Это очень важно — проговаривать вслух все действия. «Ой, у меня палочка опять кривая получилась. Может быть, рука неправильно лежит и ей неудобно? Ну-ка я попробую по-другому её положить, может, так лучше получится?». Ребёнок обязательно будет слушать и повторять.

А ещё нужно подсматривать друг у друга. Смотри, как я сделала, а у тебя как получилось? О, уже лучше, чем раньше было. При этом нужно много шутить и фантазировать.

И последнее. Обучение навыкам приготовления домашнего задания в тысячу раз важнее, чем всё остальное именно в данный момент. Поэтому когда готовите уроки, ни в коем случае не жарьте котлеты!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
Татьяна Рессина

Медицинский обозреватель

 

 

 

Читайте в соцсетях!