Сегодня свердловчане фиксируют рост цен едва ли не ежедневно и горько вздыхают: если раньше на тысячную купюру покупали полный пакет продуктов, то сейчас этих денег едва хватает на покупку самого необходимого...
На хлеб и воду
– Слов нет, чтобы описать этот продуктовый беспредел! Какое там пирожное – на хлеб бы хватило! – делится своими переживаниями пенсионерка из Карпинска Людмила Тимофеева. – Приходится отказывать себе буквально во всем, ограничиваясь пакетом молока и булкой хлеба. А молодым семьям как быть? Детишек-то кормить, одевать надо. А ведь ни пенсии, ни зарплаты, в отличие от цен, не растут...
Между тем в декабре цены скакнули на все без исключения продукты. Вслед за мясом, сырами, картофелем и капустой в Свердловской области начал дорожать хлеб. Повышение на 10% было зафиксировано практически повсеместно. А ценники, появившиеся на прилавках сразу после Нового года, стали шоком для большинства уральцев. «Аппетиты» продавцов сделали практически недоступными для свердловчан не какие-то там деликатесы, а социально значимые товары. При этом самое «эпохальное» подорожание коснулось сахара. В разных торговых точках его стоимость с прошлого года увеличилась до 65 рублей.
Стоит отметить, что особенно тяжело в этой ситуации приходится жителям отдаленных городов и поселков нашего региона. Север области, как известно, – территория моногородов, где многие предприятия либо простаивают, либо находятся в процессе банкротства. Показательно, что в Волчанске, к примеру, участились квартирные кражи, причем у людей пропадают не ценные вещи, а… продукты.
Садимся на диету?
Впрочем, продовольственные товары – не единственное, что подорожало на Среднем Урале. «Месяц назад я покупала отечественный препарат от мигрени за 10 рублей, а теперь он стоит 46», – сокрушается читательница «АиФ-Урал» Тамара Щербинина. Наряду с продуктами питания и лекарствами увеличилась стоимость проезда в свердловских электричках и туристических путевок.
Кстати сказать, мониторингом дорожания продуктов занимается у нас масса организаций и ведомств: антимонопольщики, областное правительство, городские власти, депутаты, общественники и Бог знает кто еще. Так, на прошлой неделе к проверкам торговых сетей Екатеринбурга приступила прокуратура. Специалисты изучат динамику роста цен, документы от поставщиков и потребуют обосновать случаи всплеска стоимости еды с 12 января 2015 года.
Другой «антикризисный» совет озвучил на днях областной парламентарий Илья Гаффнер: «Надо вспомнить историю страны. Мы все русские, россияне, мы переживали и голод, и холод. Если, допустим, денежных средств мало, то, наверно, надо задуматься о здоровье и как-то поменьше питаться», – посоветовал народный избранник.
Что ж, спасибо, как говорится, за заботу. Но если рост цен на Среднем Урале не замедлится, большинству свердловчан на самом деле придется сесть на голодный паек.
Вернемся в СССР
– Сегодняшние потуги различных общественных организаций и надзорных органов сдержать повышение цен напоминают мне борьбу с ветряными мельницами. Если рост цен остановят, то это будет пиррова победа. Она может привести к тому, что на прилавках совсем не останется товара. Производитель просто перестанет выпускать продукт, если поймет, что работает себе в убыток. В итоге мы вернемся во времена СССР, когда на прилавках будет минимум продукции.
К сожалению, в нашей стране отсутствует какая-то экономическая политика. У нас и не капитализм в его чистом виде, и не социализм. Рыночная экономика, когда задирающего цены коммерсанта просто вытеснят с рынка конкуренты, у нас почему-то не работает.
Инфляция только в январе в России составит 12%. Причем только на бумаге, на самом деле больше. И как к концу года она останется на том же уровне, в чем нас уверяют, непонятно.
Нет рулевого
– Цены растут. Ну, а что? Хорошо, хоть что-то в России растет. А если без горьких шуток, ситуация была предсказуема. Только у нас почему-то специалисты высшей школы экономики дают точные прогнозы реже, чем синоптики погоду угадывают. Все хотят заработать, поэтому бессмысленно обвинять производителей в росте цен. Они растут и будут расти до тех пор, пока Россия не будет работать, пока у нас в стране не будет производиться столько продукции, сколько печатается денег. А пока господа импортеры изо всех сил стараются нас обобрать. И у них это получается.
Нас пытаются успокоить какими-то бессмысленными словами и действиями. Прокуроры вышли в магазины, например. Смешно уповать, что это каким-то образом повлияет на ситуацию. Но никто нам не сказал, что все будет сделано для того, чтобы отечественные аграрии повысили производительность хотя бы на 30%. А это единственный рецепт избавления от зависимости импортных поставок. Ставку надо делать на производство! Но этот очевидный рецепт, лежащий под носом, не замечают ни власти, ни экономисты, ни юристы. Вместо того чтобы изменить политику в отношении фермеров, они привязывают каким-то скотчем рубль к нефти.
Пока же наш корабль обречен плыть по морю без руля и ветрил. Потому что нет рулевого.
К чему придем?
– Я в ужасе от того, что происходит! Каждый день теперь приносит неприятные ценовые сюрпризы.
Я всегда была оптимистом. Успокаивала всех – ничего, мол, переживем, на нашу долю немало кризисов и потрясений выпадало. Но сегодня даже я вздрагиваю. К чему мы придем? Как будем кормить детей? У нас в семье муж и старший сын работают дни и ночи, раньше не жировали, конечно, но выкручивались. Сейчас никак не получается.
Смотрю сейчас на беременных девчонок и думаю: бедные, как вы будете детей поднимать? Они еще не понимают, что наши дети никому не нужны, кроме нас. И мы никому не нужны.