Банки и коллекторы массово нарушают права уральцев

В Екатеринбурге неизвестные напали на пенсионерку. Пожилая женщина была избита из-за долга перед микрофинансовой организацией.

   
   

Сумма утроилась

Жительница столицы Урала взяла кредит в несколько тысяч рублей, однако вернуть его вовремя не смогла. А через месяц сумма долга утроилась! Кредиторы разбираться в ситуации не стали и обратились в службу взыскания.

Нападение произошло во дворе дома, где живёт пенсионерка. Её встретили двое неизвестных. В ходе разговора возник конфликт, и один из мужчин нанёс женщине пощёчину, после чего коллекторы ретировались.

Между тем лишь через две недели, после вмешательства прокуратуры, полиция возбудила уголовное дело по статье 116 УК РФ (побои).

Кроме того, сейчас эту информацию проверяет региональный следственный комитет – в рамках уже расследуемого уголовного дела по статье 330 УК РФ (самоуправство). В феврале 2016 года коллекторы, находясь у дверей квартиры дома по улице Народной Воли, угрожали жильцам и повредили их имущество – замок двери, телефонный и интернет-кабели.

Всего же на данный момент в Свердловской области по факту незаконных действий коллекторов возбуждено порядка 40 уголовных дел. При этом число жалоб от уральцев продолжает расти. С 1 января 2017 года вступит в силу федеральный закон, ограничивающий деятельность такого рода организаций. Но пока привлечь их к ответственности удаётся крайне редко.

На заметку
Согласно новому закону, коллектору запрещено звонить должнику чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Личные встречи могут проводиться не более одного раза в неделю. Не допускается общение с должником ночью – с 22:00 до 8:00 в будни и с 20:00 до 9:00 в выходные. Звонки должны быть с фиксированных, а не скрытых номеров.
   
   

Ничего святого

Между тем в этом году выбиватели долгов много раз преступали закон. В Екатеринбурге даже хотели поставить памятник жертвам коллекторов.

Так, недавно преподавательнице одного из вузов столицы Урала они испортили машину, хотя никаких непогашенных кредитов у женщины не было. Утром она вышла на улицу и, увидев свой автомобиль, пришла в ужас: на крышу неизвестные налили кислоту, на капоте и багажнике разлили гудрон, а на двери чёрными буквами написали: «Долг».

Абсолютно безвинно от действий коллекторов пострадала и жительница Нижнего Тагила. Неизвестный мужчина сначала барабанил по двери её квартиры, а затем перерезал телефонные провода и подсунул записку с угрозами. Потерпевшая обратилась в полицию, когда узнала, что «должна» свыше 500 тысяч рублей. Спустя некоторое время полицейские задержали подозреваемого в порче имущества, но привлечь его к ответственности не удалось.

Ранее работник одного из банков сорвал работу целого ряда подразделений станции скорой помощи, поставив телефоны на аудиоинформирование – поочерёдно на каждый номер с интервалом в 30 секунд. Аналогичным образом на несколько часов была парализована работа одного из судов и справочной службы для пациентов областной детской клинической больницы №1.

А однажды свердловские коллекторы осложнили работу Центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Тюмени. В прокуратуру Калининского округа поступило обращение главврача учреждения. Руководитель жаловался, что на телефоны регистратуры и отдела профилактики с периодичностью в 1-2 минуты поступают звонки от неизвестной организации – с требованием, чтобы одна из сотрудниц вернула деньги. Правоохранители установили, что звонки поступали с номера, который зарегистрирован за коллекторским агентством Екатеринбурга – службой безопасности «Цербер». Хотя по закону они не вправе были звонить в центр и мешать его работе.

В марте выбиватели долгов заблокировали в квартире 12-летнего мальчика, угрожая тому расправой и поджогом.

Рыльце в пушку

Впрочем, у самих финансовых предприятий тоже, что называется, рыльце в пушку. Их работа традиционно вызывает у жителей Среднего Урала массу недовольства.

«В управление Роспотребнадзора по Свердловской области за 9 месяцев 2016 года поступило 1194 обращения граждан в сфере оказания финансовых услуг, – рассказала официальный представитель ведомства Наталья Лукьянцева. – Из них 819 составили жалобы на банковские организации, 210 – на страховые компании и 33 – на микрофинансовые организации».

Чаще всего уральцам навязывают дополнительные платные услуги – комиссии, страхование, комплексное банковское обслуживание. При этом банк, как правило, не учитывает плату за услуги страхования при расчёте полной стоимости кредита, не предоставляет возможность выбора компании.

Нередко в договор включают условия, ущемляющие права потребителя. Со счёта клиента без его распоряжения списываются денежные средства. Банки в одностороннем порядке изменяют условия договора и ограничивают возможность досрочного погашения кредита. А иногда финансовые организации незаконно передают персональные данные клиента третьим лицам.

Кстати
Общая сумма денежных средств, взысканных с финансовых организаций и возмещённых свердловским потребителям, за три квартала 2016 года составила 6,5 млн рублей.