Тёмная карма Артёмовского. Чем живет уральский город имени революционера

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

На мартовских выборах город Артёмовский голосовал хуже прочих. Он подпортил статистику, показав тем самым болевые точки. Посмотреть на них, понять, почему явка была ниже 60%, приехал разбираться корреспондент «АиФ-Урал». Выяснилось многое, а заодно – любопытный факт: на родине экс-губернатора Александра Мишарина не любят его самого.

   
   

Причём здесь погода

56 592
– население Артёмовского городского округа. В райцентре – 30 933.
«Электричество не спасёт эту глушь», - гласит печальная надпись на новой трансформаторной будке. Она стоит рядом с главным символом проблемного Артёмовского – недостроенной 7-этажной поликлиникой. «У вас была башня в Екатеринбурге недостроенная, у нас, к сожалению, – больница», - иронизирует председатель думы Артёмовского ГО Константин Трофимов.

Строительство поликлиники началось в 1986 году, но застопорилось в начале 90-х. И не закончится уже никогда. Власти приняли решение – в 2019 году снести объект: экспертиза показала, что поликлинику нельзя эксплуатировать. «Зачем она? Мне надоело ребятишек выгонять из неё. Случись что – это опасный объект», - рассказывает сторож Александр Тойминцев. – Если вы приехали посмотреть на наш город, далеко ходить не надо. Кругом беспредел – не только больница. Рядом с мэрией стоит общественная баня, а с другой стороны здания – траурный зал».

Строительство поликлиники началось в 1986 году, но застопорилось в начале 90-х. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Становится жутковато. Городские власти не скрывают – проблемы есть. Но причиной низкой явки на выборах президента называют коммунальные платежи и… погоду. «18 марта с утра до вечера шёл снег с метелью. До 15:00 отслеживали явку – было неплохо. А потом всё встало», - признаётся Константин Трофимов.

Встала в Артёмовском не только явка, но и горячая вода. В микрорайоне Кирова на окраине города горячей воды нет около 10 лет(!), а холодная – с января этого года в многоквартирных домах не доходит и до 5-го этажа. Причины? Вразумительного ответа жильцы получить не могут. «Во всех квартирах стоят водонагреватели, но что толку от них – напора нет! Если вода появляется, то днём, вечером - не дождёшься. Поэтому у нас всегда в запасе стоят наполненные вёдра и канистры», - сетует молодая мама Анастасия Шабалина, жительница дома на улице Дзержинского, 2в.

Семья Шабалиных живет на 4-м этаже. Девушка показательно поворачивает кран в ванной, откуда течёт тонкая струя холодной воды. Настя радуется: «О, так это ещё нормально!». Оказывается, в Артёмовском выгодно жить в доме со скважиной и главное – собственной печью.

«У нас всегда в запасе стоят наполненные вёдра и канистры». Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Центральное отопление тоже не в тренде. Особенно в двухэтажных бараках 50-х годов постройки на той же улице. Александру Новгородову, крановщику одного из крупных предприятий, пришла квитанция за февраль на сумму 10 000 рублей, где 6 000 – сумма за отопление. «Половина моей зарплаты уходит на комуслуги. Так и живём», - рассказывает он.

   
   

«Я называю это поэтажной дискриминацией. Что это такое? Существуют дифференцированные тарифы, по которым в зависимости от этажности дома формируются показатели и итоговые суммы. Чем этажей меньше, тем жильцы платят больше. Если у Александра выходит около 5-6 тысяч рублей в месяц за отопление, то в пятиэтажных домах люди платят около 4-4,5 тысяч», - говорит местный гражданский активист, блогер Максим Демашин.

57,09%
составила явка избирателей в Артёмовском.

Без права на жилье

Если больница – это символ, то структура ЖКХ – главный бич уральского города. По словам Максима Демашина, люди уезжают, едут на заработки, а молодое поколение всё делает для того, чтобы оставить Артёмовский в прошлом. Но прошлое не уходит.

В 2007 году пенсионерка Ольга Павловна Булатова купила жилье на улице Дальневосточная, 9. В то время в одноэтажном доме барачного типа, построенного еще в годы войны плененными немцами, жило 14 семей. Сегодня – одна: 66-летняя Ольга Павловна с 16-летней внучкой Аленой, сиротой. «Их двое у меня сирот. Алена и Илья. Ему 21 год. В 2010 году у них умерла мать, и я стала опекуном», - рассказывает пенсионерка, ветеран труда и почетный донор.

Ольге Павловне Булатовой 66 лет: пенсионер, ветеран труда и почетный донор. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Илья уехал из Артёмовского, он работает в Екатеринбурге на стройке, по возможности помогает бабушке и сестре деньгами и снимает в уральском мегаполисе комнату. С достижением совершеннолетия Илья должен был получить квартиру от государства, но прошло уже три года, а он все стоит в очереди на жилье. Алене, к слову, через два года власти должны выделить жилье.

КСТАТИ
На левом берегу реки Ирбит близ села Писанец в 15 км от Артёмовского находится памятник природы «Писаный камень»: отвесная скала с рисунками древнего человека.
Однако, оставаясь единственными жильцами разваливающегося барака, Ольга Павловна с внучкой не теряют надежды, что когда-нибудь улучшат жилищные условия. «Центрального отопления у нас нет, только местное. Топим своими силами зимой без остановки: чуть замешкаешься, сразу все выдувает. Больше 20 кубов в сезон вытапливаем, а это не одна машина дров, которая стоит 10 тысяч рублей», - жалуется пенсионерка.

Жилье Ольги Павловны по какой-то причине не могут признать аварийным, хотя остальные жильцы давно съехали. Вместо них в пустых квартирах бичуют неизвестные. В день, когда произошла трагедия в Кемерово с возгоранием торгового центра «Зимняя вишня», рядом с «домом» пенсионерки сгорел аналогичный барак. «Слухи ходят, что бараки готовят к сносу. Куда после этого денемся мы, я не знаю», - заключает старушка.

В пустых квартирах бичуют неизвестные. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Родина второго губернатора

«Покровский рубеж»
– ежегодный военно-исторический фестиваль, который проходит в районе поселка Кислянка. В этом году он пройдет 11-12 июня. То, чем артёмовцы действительно гордятся.
С бюджетом в 2,4 млрд рублей город революционера «товарища Артёма» более чем невзрачен. На площади Свободы – серый Владимир Ильич на зелёном постаменте – главное место сбора коммунистов-артёмовцев. По оценке местных властей, местная ячейка КПРФ – главная оппозиционная сила. Кстати, коммунисты – тоже виновники низкой явки.

Спасает блёклый городской пейзаж ярко-белый храм во имя князя Владимира. «Зато народ у нас хороший», - говорит случайный прохожий. Два года назад в Артёмовском полностью выгорел храм Иконы Божьей Матери. Практически полностью на пожертвования местных жителей сегодня идёт его восстановление.

Главное место сбора коммунистов-артёмовцев. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

В 1925 году
за счет слияния шахтерских поселков образовался поселок Артёмовский. В честь революционера Ф.А. Сергеева, известного как «товарищ Артём». Близкий друг Сергея Кирова и Иосифа Сталина.
Ещё Артёмовский – это родина второго губернатора Свердловской области Александра Мишарина. Школа №56, где он учился, – одно из самых приличных зданий в городе. При этом в Артёмовском экс-губернатора не особо чтут – за годы его у власти улучшений никаких не произошло. «На городе словно карма – главы меняются, а проблемы остаются. И не только у нас – в соседнем Буланаше проблемы с качеством воды, перегруженным полигоном ТБО и подтоплением шахтных вод», - заключает Максим Демашин.

Почему нас не спросили?

Виктор Юрьев, экоактивист Артёмовского ГО:

– В соседнем с Артёмовским посёлке Буланаш – экологические проблемы. Здесь с 1985 года функционирует полигон ТБО. Его строили с расчётом на 30 лет исключительно для посёлка. И должны были закрыть в 2015-м, но по изменённому проекту будут пользоваться до 2019 года. Весь мусор с округа свозится сюда – на площадку в полутора км от посёлка. По объективным данным, ещё в 2016 году полигон был переполнен на 112%, и его давно пора рекультивировать. Но жителей посёлка никто не спрашивает, а власти не собираются его закрывать, планируя построить мусороперегрузочную станцию.

Другая проблема – посёлок постепенно уходит под шахтные воды. Шахтами перестали пользоваться с 2003 года. В 2014-м стало подтапливать из-за того, что ломался откачивающий из шахт воду насос. Его заменили, и сейчас ежеквартально рабочая комиссия замеряет уровень воды: сегодня он составляет 11 метров. Но проблема в том, что под грунтом глубиной 2-3 метра следует 24 метра мелового известняка. И не дай Бог, если начнут разрушаться многоквартирные дома.

Обращение жителей посёлка Буланаш в администрацию Артёемовского ГО. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

КСТАТИ
Буланаш – один из самых больших посёлков области (третий по размерам). Являлся одним из основных центров добычи угля в Свердловской области, а во времена СССР считался зажиточным посёлком с развитой инфраструктурой. Но в конце 90-х в связи с закрытием шахт большая часть жителей осталась без работы.

Как решат проблему ЖКХ?

Анастасия Анисимова, официальный представитель АО «Облкоммунэнерго»:

– В Артёмовском ГО с 1 апреля поменялся поставщик тепла и горячей воды. Это дочерняя компания АО «Облкоммунэнерго» – ОАО «Объединённая теплоснабжающая компания». ОТСК заключила с правительством региона концессионное соглашение, по которому компания будет эксплуатировать тепловой комплекс городского округа – всего это 713 объектов. Статус концессионера накладывает на ОТСК обязательства не только по эксплуатации системы теплоснабжения, но и по её модернизации. Соглашение будет действовать 7 лет, и за это время должны заменить порядка 120 участков теплосетей. До 2020 года основной объём работ будет производиться на магистральных сетях, а с 2021 года начнётся активный капитальный ремонт квартальных сетей.

Всего за этот период на реконструкцию теплокомплекса потратят 540 млн рублей – более 137 млн вложат в ремонт сетей в этом году. В перечне работ пять участков теплотрассы протяжённостью 4,3 км – это более 7% от всей инфраструктуры, общая протяжённость тепловых сетей городского округа составляет чуть более 57 км. Смена поставщика никак не отразится на плате жителей.

Надежда есть?

Андрей Самочёрнов, глава администрации Артёмовского ГО:

– Я признаю, что в Артёмовском ГО есть проблемы, но остро многие вопросы уже не стоят. С 2006 года мы пытаемся разрешить проблему по нормативам потребления теплоэнергии, но пока не будут внесены изменения в постановление №306 РФ, ничего не можем сделать. Это нужно решать комплексно на уровне Государственной думы РФ и Законодательного собрания Свердловской области. И мы направили соответствующие обращения в оба парламента.

На выборах президента горожане проголосовали за благоустройство сквера Победы в рамках программы «Комфортная среда». В программу мы пока не попали, но в следующем году – обязательно, сейчас уже начинаем подготовительные работы. Из местного бюджета выделяем 8 млн рублей, остальные 14 млн получим от области.

7 июля Артёмовскому исполняется 80 лет. Наша главная задача – сделать к этой дате запланированное: отремонтировать дороги на улицах Физкультурников, Садовой, Коммунаров, благоустроить их, установить освещение.

Здание администрации и думы Артёмовского ГО. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

На мой взгляд, сегодня мы решили проблему с мусором в городе, поставив контейнерные площадки. Несколько лет назад действительно было стыдно посмотреть – всё завалено. Сейчас свалок меньше, люди говорят «спасибо». Другая проблема – газификация округа, и она активно решается. Около 120 млн рублей вложений составляет у нас в этот вопрос. В приоритетах – село Покровское и Большое Трифоново.

Завод «Вентпром»
– градообразующее предприятие Артёмовского. Единственный отечественный изготовитель вентиляторов главного проветривания для шахт, тоннелей и метрополитенов. В 2016-17 году оказался на грани банкротства и смены управленческой команды. Но благодаря вмешательству региональных властей, ситуацию урегулировали.
В Артёмовском много инвестиционных площадок. К нам на территорию заходит «УГМК-Агро». Компания купила 2 000 га земли. В планах – обработка земли, закупка техники и подготовка площадей под козью ферму на 10 тысяч голов. По масштабам это вторая козья ферма в мире, первая в Китае – в три раза меньше. Ориентировочно комплекс полностью заработает к 2021 году, а это 200 рабочих мест. И конечно, социально-экономическое партнерство.

У нас действительно идёт подъём во всех сферах, но старые проблемы пока ещё тянут назад. Мы сами видим эти проблемы, живём здесь, и наши дети живут.

Рядом с мэрией – общественная баня, в том же здании с другой стороны – траурный зал. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин