Обидно, но факт: даже коренные свердловчане зачастую знают лишь несколько знаковых достопримечательностей родного края. «Что тут смотреть?» – недоумевают они. Между тем туристический потенциал у Среднего Урала – немалый…
Богатства не хватает
«Наша семья всегда жила на Урале, – рассказывает наша читательница из Режа Анастасия Прохомницкая. – Когда я была ребёнком, мой дед неоднократно брал меня в поездки в самые отдалённые уголки области: мы с ним и северные горы повидали, и южные степи. Поэтому мне всегда удивительно слышать от людей, что Средний Урал, кроме как своей суровостью, ничем похвастаться не может. Я точно знаю, что каждые выходные можно знакомиться с новыми достопримечательностями – и конца-края им нет…»
И всё же, несмотря на описанное выше богатство, развивать туризм ударными темпами у нас никак не получается. Проблемы, с которым сталкиваются путешественники, – это плохие дороги и отсутствие хороших придорожных кафе и гостиниц. Неудобен и график работы многих музеев, которые зачастую закрыты по понедельникам и вторникам.
Спасибо энтузиастам
Между тем, если копнуть чуть глубже, в каждом муниципалитете можно найти что-то интересное. Взять Туринск: только на первый взгляд он ничем не примечателен. Во-первых, там есть замечательный дом-музей декабристов. Вторая «интересность» – это туринский деревянный расписной сувенир.
Вот уже третий год подряд в Туринске проводится фестиваль «Туринская околица». Праздник яркий и самобытный. Но – усилий властей явно недостаточно, чтобы туда ехали туристы из других городов области. «Размах не тот, – говорит Дмитрий. – Сегодня фестиваль напоминает народно-массовые гуляния. Все вместе наплясались, наотдыхались – и всё. Чтобы привлечь туристов, властям, предпринимателям и общественникам нужно разрабатывать интересную программу, прилагая совместные усилия».
Другой немаловажный момент – разработка интересных и, главное, жизнеспособных проектов. Иначе никакие деньги не спасут. «Яркий пример тому – Верхотурье. В рекламу города вложили огромное количество денег, а по факту там ничего не изменилось. Если рассматривать Верхотурье в качестве туристического центра, как его пытаются позиционировать власти, это бездарное место. Я ездил туда в 2007 и 2016 году, и у меня было стойкое дежавю – абсолютно ничего не поменялось! Никакой инфраструктуры для полноценного и интересного отдыха там не появилось. Если ты не паломник, а обычный турист, то приезжаешь туда и через два часа уже хочешь уехать», – говорит Дмитрий Леванов.
Фишку упустили
– Я патриот своего края, но особых направлений познавательного туризма в регионе не вижу. Другое дело активный туризм. К нему располагает и горный ландшафт Среднего Урала, позволяющий использовать маршруты разного уровня сложности, и обилие рек, превосходно подходящих для сплава как новичков, так и опытных туристов. А вот что мы действительно упустили – это минералогический туризм, который должен был стать фишкой Среднего Урала, нашим эксклюзивом. Да, есть Мурзинка, маршрут «Самоцветное кольцо Урала»… Но везти туда гостей, даже из соседних регионов, простите, неприлично – инфраструктуры никакой. За рубежом вокруг этого вида туризма выстроена целая система. Нам же не удаётся в этом отношении решить административные вопросы, развить «чиновничье направление». Обидно, потому что в регионе есть грамотные специалисты в области минералогии, один наш Горный университет чего стоит.
Активный туризм, надо признать, не для всех. Поэтому уральцы, располагающие средствами, стремятся отдохнуть в тёплых краях, у моря. Наш климат для отдыха довольно суров. Его могут предпочесть только наши соседи с северных территорий.
Возрождая село
Смотрите также:
- Эксперты: «Свердловская область остается промышленным сердцем России» →
- Евгений Куйвашев ответил на вопросы журналистов и простых свердловчан →
- Где родина самовара? →