Учить сочувствию
Дарья Попович, «АиФ-Урал»: – Рустам Рафикович, уровень детской агрессии заметно вырос. Не так давно были вопиющие случаи: подростки избили девочку, а чуть раньше одноклассница подговорила парней избить её бывшего молодого человека. В соседней области школьницы желали смерти своей учительнице и угрожали ей. Но ведь родители стараются воспитать детей, что они упускают?
Рустам Муслумов: – Родители практически никогда не обращаются к психологу с запросом, как научить ребёнка сочувствовать. Нас чаще всего спрашивают, как воспитать ребёнка уверенным в себе или, в лучшем случае, сделать его более вежливым. Эмпатичность – это понимание другого человека. В современных реалиях практически никто не пытается сделать ребёнка более чутким к другим.
– Может быть, в этом и есть причина возросшей агрессии?
– Не совсем так. Ребёнок впитывает то, что происходит вокруг. Есть версия, что у человека имеется некая врождённая жестокость, но она несостоятельна. На самом деле недоброе поведение – это наша реакция на фрустрацию. Жестокость – наша попытка справиться с тем, что мы не получаем что-то важное и при этом чувствуем себя незащищёнными. Дети копируют поведение, которое видят. Даже если в фильме жестокий герой порицается, ребёнок всё равно считает его притягательным. За примером далеко ходить не надо: сериал «Слово пацана», безусловно, провоцирует более агрессивное поведение у детей. Кроме того, сказывается и общее состояние подавленности в обществе… Парадокс, но то, что дети проявляют жестокость, – это как раз показатель эмпатии: ведь они эту жестокость считывают и чувствуют.
– Недавно моя мама увидела, как дети бросали камни в бабушку, которая рылась в помойке. К счастью, ей удалось их разогнать. Но часто мы не знаем, как реагировать в подобных ситуациях. Что делать, если мы сталкиваемся с агрессией чужих детей?
Я сам проработал около пяти лет в школе педагогом-психологом и наблюдал: дети дружат или против кого-то или за что-то. Так вот, чтобы они дружили за, взрослым нужно приложить усилия: направить своих воспитанников, дать им план действий, вознаградить их за потраченные усилия. Без присмотра они объединятся против кого-нибудь, поэтому у нас сейчас столько случаев травли. Устыдить, прочитать нотацию – это не работает. Нужно, чтобы у них был другой способ самоутвердиться и не было необходимости делать это за счёт слабого.
– Что делать прохожему, если он видит, как подростки издеваются над кем-то?
– Вмешаться. Есть такой известный эффект: человек может погибнуть на глазах у многих, у целой толпы, потому что каждый думает, что помочь должен кто-то другой. Часто дети не просто чувствуют себя безнаказанными, они ощущают безразличие людей вокруг и понимают, что никто не осудит их за агрессию по отношению к кому-то. Они считают себя крутыми и даже не предполагают, что кто-то вмешается. Но делать это нужно так, чтобы не пострадать самому. Для того чтобы осадить подростков, совсем не обязательно, что к ним должен подойти здоровенный мужик и дать подзатыльники. Этого делать как раз не нужно: в таком случае будут противоправные действия уже в отношении несовершеннолетних.
Если вы видите, что дети обижают пожилого человека, животное или другого ребёнка, лучше подойти к ним и без агрессии, без попытки кого-то наказать спросить: что здесь происходит? После этого вопроса подросток моментально перестаёт чувствовать себя королём мира, которого все боятся. Простые фразы (что случилось? что вы здесь делаете?) ещё и отсекут множество недоразумений. К примеру, вдруг ребята не мучают щенка, а помогают ему освободиться от проволоки. Конечно, по возможности лучше позвонить в полицию или найти «группу поддержки». Зайдите в ближайший магазин: там наверняка есть охранник, которого можно позвать на помощь. Если заручиться помощью, легче будет вмешаться в ситуацию.
Тянуть санки
– Уровень детской агрессии вырос в результате детоцентризма?
– Считаю, что детоцентризм не то чтобы вызывает агрессию, а даёт ребёнку ощущение безнаказанности. Чадо уверено: ему ничего не будет за то, что оно делает, и мир крутится вокруг него. Это уже эгоизм, и да, в дальнейшем это может вызвать жестокость.
– Не связано ли агрессивное поведение детей с тем, что современные родители хотят оградить детей от любых эмоциональных переживаний, в том числе от книг и фильмов, где есть грустный сюжет? В блогах мамочки обсуждают, что многие книги вообще не стоит читать детям…
– Приведём такой пример: каждый курильщик понимает, что курить вредно, но это не мешает ему продолжать дымить. Понимать что-то и делать – разные вещи. Чтобы научить сочувствовать кому-то, ребёнку недостаточно что-то читать или даже видеть примеры. Как бы ни ругали советскую педагогику, но она в своё время активно включала детей в какие-то действия, которые позволяли проявить разные качества. Сейчас информацию получают не столько из книг, сколько из видеороликов. Сложно учиться эмпатии, читая, скажем, Толстого. А вот жалостливый ролик её вызывает. Но посмотреть его и поплакать – это одно, сделать что-то – совсем другое. Совсем недавно не очень счастливая проводница выбросила котика из поезда. Сколько возмущённых людей сочувствовали Твиксу! Но будут ли они так же сопереживать своим близким или кому-то ещё? Скорее всего, после этой истории в их жизни ничего не поменялось.
– Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы снизить количество детской жестокости, кроме того, что детей надо увлекать чем-то полезным, как вы уже сказали?
Ведь дети не плохие сами по себе. Даже трудные подростки зачастую добрые. Они могут искренне плакать по поводу переживаний, связанных с родителями, или из-за отношений друг с другом. Есть и реальная практика – медиация, то есть опыт конструктивного разрешения конфликта. Важно, чтобы дети усвоили механизм мирной проработки конфликтов уже в начальной школе. Тогда они меньше будут проявлять агрессию в отношении кого-либо.