На Среднем Урале в последние годы растет смертность

Свердловчане умирают от многочисленных болезней, погибают от несчастных случаев, от рук убийц, злоупотребления алкоголем и суицидов, лишаются жизни в бытовых ссорах, на производстве и в дорожно-транспортных происшествиях. В чём причина трагического коллапса – в материале «АиФ-Урал».

   
   

Серьёзный скачок

Жизнь – самое дорогое, что у нас есть, и её продолжительность всегда была показателем благополучия в любом цивилизованном государстве или регионе. Между тем в Свердловской области с 2014 года наблюдается стабильный рост смертности, отметил и. о. министра здравоохранения региона Игорь Трофимов. Среди факторов, повлиявших на ситуацию, он назвал старение уральцев, распространение нездорового образа жизни и ряд экономических причин. При этом подавляющее число смертей в прошлом году были вызваны болезнями системы кровообращения и новообразованиями (рак).

Кроме того, регион вошёл в тройку лидеров по уровню распространения ВИЧ-инфекции. Даже чиновники от медицины, не склонные к критике, всё чаще говорят о надвигающейся на Средний Урал эпидемии. В регионе зарегистрировано более 80 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, но это – лишь вершина айсберга. По словам главного врача Свердловского областного центра СПИД Анжелики Подымовой, его подводная часть – примерно 300 тысяч инфицированных! Сегодня в эпидемический процесс вовлечены фактически все социальные и возрастные группы уральцев. А 74,6% случаев, выявленных за шесть месяцев этого года, это люди в возрасте 18-39 лет.

Показательно, что кризис обернулся серьёзным скачком смертей и травматизма на производстве. Из-за «оптимизации» участки, на которых должно работать 10-12 сотрудников, обслуживает сегодня вдвое меньшее количество персонала. Люди устают и выматываются. В результате за три квартала текущего года на заводах области погибло 37 человек. Рост – 12%.

Вполне вероятно также, что на увеличение смертности в регионе повлияло сокращение количества медиков. По словам Трофимова, многие вышли на пенсию по старости, кто-то переехал в другой регион или перешёл на работу в частные клиники.

Стоит также отметить, что смертность выросла не только среди трудоспособного населения и пенсионеров, но и среди младенцев. Так, с января по июль 2016 года у нас скончалось 210 детей – на 13 человек больше, чем за тот же период прошлого. При этом в целом по России этот показатель снижается.

Воздух, земля и вода

Нет никакого сомнения, что одной из главных причин, негативно влияющих на здоровье и продолжительность жизни уральцев, является дурная экология. Недавно в рейтинге общероссийской общественной организации «Зелёный патруль» Свердловская область снова заняла одно из последних мест, уступив «пальму первенства» лишь соседнему Челябинску. Не доверять исследованиям экологов достаточно трудно, поскольку на Среднем Урале уже много лет заражены воздух, земля и вода.

   
   

Из-за отвратительной экологии жителей региона преследуют онкологические заболевания и бронхиальная астма, артериальная гипертония и ишемическая болезнь сердца, почечная недостаточность и аллергия. Химическая нагрузка, которая ложится на свердловчан, огромна. Так, воздействию канцерогенных веществ подвержены около 2,2 млн уральцев. В области ежегодно регистрируется 14-16 тысяч вновь выявленных онкобольных.

От чего умирают уральцы? Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Основные же виновники порчи воздуха – многочисленные предприятия. Концентрация промышленности у нас в регионе 4 раза выше, чем в среднем по России.

Не озонирует воздух и всеобщая автомобилизация. К началу 2016 года в Свердловской области насчитывалось 1 207 464 одних только легковых транспортных средств. В столице Урала выбросы от автомобилей достигают 520 тысяч тонн в год.

Что касается многочисленных свалок, то здесь вообще впору кричать «караул». Если во всём мире перерабатывается до 90% мусора, то у нас его либо сжигают, либо закапывают в землю. Утилизации подлежит не более 1/10 от общего объёма отходных залежей. Но сожжённый мусор – это помойка, перемещённая в атмосферу.

Самыми загрязнёнными городами в прошлом году были признаны Екатеринбург, Нижний Тагил, Краснотурьинск, Первоуральск и Каменск-Уральский.

Рожают меньше

Одной из «традиционных» причин высокой смертности на Среднем Урале является, конечно, отравление алкоголем. В Свердловской области тягой к зелёному змию страдает примерно 35 тысяч человек. Этот показатель сохраняется на протяжении нескольких лет, причём он ниже, чем средний показатель по России. Тем не менее в этом году от отравления некачественным алкоголем уже скончалось 362 уральца.

Кстати
Женщины в Свердловской области живут значительно дольше мужчин (обгоняя даже общероссийские показатели). Средняя продолжительность жизни мужиков в регионе – 62, тогда как у дам – 74 года. Мужчины, увы, больше пьют и курят, гораздо чаще попадают в ДТП или заканчивают жизнь самоубийством. Неудивительно, что до пенсии доживают далеко не все, а до глубокой старости – вообще считанные единицы.
Любители спиртного очень опечалились несколько лет назад, когда начало действовать ограничение на ночную реализацию спиртного, а позднее его запретили продавать в ларьках и киосках.

Однако мучились люди недолго. Ответом на все запреты стал чёрный рынок алкоголя, который увеличился в разы! Самым вопиющим следствием ограничений стало появление (возвращение) «фуфыриков». В целом ряде торговых точек снова начали продавать жидкости для ухода за кожей лица, лосьоны после бритья и прочую «косметику». Естественно, что покупают их уральцы вовсе не для того, чтобы следить за своей внешностью.

Между тем одновременно с ростом смертности на Среднем Урале стала падать рождаемость. Причём виноват в этом не только экономический кризис. Специалисты связывают это в первую очередь с демографическим кризисом 90-х. Именно сейчас люди, родившиеся в тот период, начинают обзаводиться своими детьми. За полгода в области родилось 29 785 детей, что на 396 младенцев меньше, чем в первой половине прошлого года. Кроме того, уральцы стали чаще разводиться и реже вступать в брак.

Белой вороной в этом отношении выглядит Екатеринбург, который в этом году преодолел полуторамиллионную планку. По данным «Муниципального регистра населения», 1 октября в городе был зафиксирован рост населения до 1 500 394 человек. Прирост произошёл благодаря мигрантам, а также из-за высокой рождаемости: в месяц в столице Урала появляется на свет полторы тысячи младенцев, что больше среднего показателя по России.

Внешний фактор

Смертность на Среднем Урале, к сожалению, растёт не только из-за различных болезней. Не менее существенно влияют на численность населения региона так называемые внешние причины.

Несколько месяцев назад начальник областного полицейского главка Михаил Бородин, выступая перед депутатами Свердловского Заксобрания, заявил, что уровень преступности в регионе только за последний год вырос на 1,3%. К росту, по мнению Бородина, привёл экономический кризис, а также значительное число бывших заключённых, после освобождения остающихся на территории Свердловской области.

Между тем только за последнюю неделю в регионе произошло несколько происшествий криминального характера, вызвавших широкий общественный резонанс. Так, группа молодых людей устроила поножовщину прямо во дворе одного из домов в Екатеринбурге. Причём разборки начались, можно сказать, на пустом месте – со словесной перепалки. В результате один человек погиб на месте, ещё один был доставлен в больницу.

Чудовищная история случилась и в Кировграде. Рецидивист после распития алкоголя повздорил с хозяином квартиры, схватил нож и зарезал своего собутыльника. Ближайшие 15 лет ему теперь предстоит провести на тюремных нарах. Кстати, нередко такие «душевные» посиделки если и не заканчиваются разборками, то приводят к алкогольным отравлениям. У заядлых выпивох, как правило, нет денег на качественный алкоголь, и тогда в ход идёт суррогат.

Не менее жестокое преступление имело место в Каменске-Уральском. Здесь мужчина занял у знакомой бабушки деньги, но вовремя вернуть не сумел. Когда он сообщил об этом пожилой женщине, та отругала должника, и он в отместку… задушил пенсионерку. На следующий день вечером он вернулся в квартиру, чтобы инсценировать ограбление. Но запутать следы ему не удалось, сыщики его вычислили и арестовали. Он уже написал явку с повинной, сообщив полицейским, что с таким грехом ему трудно жить.

Увы, такие случаи на Среднем Урале происходят практически ежедневно. По словам главного уральского силовика, работу полиции осложняют нехватка денег на создание добровольных народных дружин, высокая загруженность судебных экспертов и сокращение полицейских штатов. Если так всё пойдёт и дальше, через несколько лет преступников будет просто некому ловить.

Букет проблем

Следует признать, что достаточно велико у нас и количество суицидов. Их сегодня случается, как это ни странно, даже больше, чем убийств. Среди ушедших на тот свет по собственной воле – студенты и школьники, пенсионеры и предприниматели, сотрудники офисов и гастарбайтеры. То есть данная «болезнь» не щадит никого. Как правило, причина в каждом случае у решившего «уйти» не одна. К мысли свести счёты с жизнью люди приходят после обрушившегося на них букета проблем.

Каждодневные тревожные сводки поступают и по линии дорожно-транспортных происшествий. Не бывает и дня, чтобы новостные ленты не пестрили яркими заголовками о крупных ДТП. Всему виной не только низкий уровень вождения уральцев, но и общее число транспорта на улицах свердловских городов. Сегодня только в Екатеринбурге, по оценкам экспертов, автомобиль есть у каждого второго жителя.

При этом нередко в авариях страдают ни в чём не повинные люди. Последний случай, произошедший на трассе Тюмень – Екатеринбург, тому яркое подтверждение. Водитель дорогой иномарки вылетел на встречную полосу и въехал в Daewoo Nexia. В результате сам он не пострадал, а вот три человека из другого автомобиля погибли на месте. Сотрудникам инспекции горе-водитель пояснил, что не помнит момент столкновения. Известно только, что за рулём водитель был много часов. С утра он ездил в Тюмень, а вечером возвращался обратно в Екатеринбург.

Богу надо помогать

Владимир Блинов, архитектор, специалист по экологии строительства:

– Есть такая дисциплина – валеология, согласно которой человек считается полностью здоровым, если он здоров не только физически и психически, но и социально. В том числе сюда можно включить вопросы безопасного существования дома и на работе. Когда по всем этим аспектам человек удовлетворён, его можно считать здоровым.

Моё мнение: в каждом крупном, особенно промышленном городе необходимо проводить анализ экологического состояния среды. Благодаря этому населённый пункт разделяется на зоны: прекрасно, хорошо, удовлетворительно, плохо, кризисно. Зачем? Чтобы знать, в каких условиях живут люди, выявлять источники загрязнения и пытаться нейтрализовать опасности.

Что касается производственного травматизма, то ответственность за безопасность труда лежит как на проектировщиках и инженерах, так и на каждом конкретном работнике. Казалось бы, зачем в учебном заведении преподают безопасность труда? Но ведь архитекторы должны делать надежные и безопасные проекты – заводские цеха, улицы, детские площадки. Среди работников предприятий должна постоянно проводиться воспитательная работа, пропагандироваться безопасный труд. Допустим, пришёл сотрудник после пьянки или в плохом самочувствии – и садится за руль автобуса, за станок становится. Что тут хорошего? Кроме того, в производственном процессе должны быть паузы: человек поработал и зашёл в комнату отдыха – просто посидеть, выпить воды, съесть бутерброд. Чтобы полностью изолироваться от производственной среды и поправить физическое состояние.

Кстати, доказано, что состояние людей напрямую связано с активностью солнца. В отдельные периоды происходят настоящие смертельные всплески – увеличивается число самоубийств, происходят массовые ДТП. Бороться с природой сложно, но если знать о таких днях, можно быть особенно внимательным. Есть хорошая пословица: Богу надо помогать. А это значит, надо думать о себе и своих близких.

Просите о помощи

Анна Кирьянова, психолог, философ:

– Часто хороший человек стыдится рассказывать о своих проблемах другим. Он привык всё решать самостоятельно. Но невозможно самостоятельно регулировать работу центральной нервной системы. Если, конечно, вы не достигли совершенства в духовных практиках и не нашли решения всех мировых вопросов. Не научились творить чудеса и воскрешать из мёртвых. Мы – люди. Мы нуждаемся в помощи. Но попросить об этой помощи для некоторых – очень трудно. И признать у себя депрессию – ещё труднее. Депрессия – это для слабаков, которым место в сумасшедшем доме. Да-да. Именно так рассуждал Хэмингуэй, у которого отец покончил с собой. Застрелился из ружья. Писатель считал отца слабым человеком и всю жизнь показывал себя настоящим героем. И заявлял, что уж он-то никогда не совершит такой постыдный шаг. Он мужественный и сильный. И всегда старался быть мужественным и сильным. Потратил на это много душевных сил; впал в депрессию и на самом деле попал в сумасшедший дом. А потом – застрелился, как отец. Подтвердив теорию о том, что дети самоубийц чаще других кончают с собой. И находятся в группе риска, о чём не стоит забывать окружающим. В той же группе риска, в которой находятся те, кто не умеют звать на помощь. И те, кто стремится к совершенству, казня себя за обычные и нормальные жизненные ошибки или трудности.

Не тянуть до последнего

Вячеслав Шаманский, главный онколог УрФО:

– Неблагоприятная экологическая обстановка – фактор риска развития онкологических заболеваний. Но важно отметить – один из. Нельзя сбрасывать со счетов и наследственность, курение, нерациональное питание, например. Одними факторами риска мы можем управлять, с другими ничего поделать не можем. Но все мы должны проходить регулярные профосмотры, диспансеризацию. Эти мероприятия позволяют обнаружить либо так называемые предраковые заболевания, либо онкологические заболевания на ранних стадиях, когда успех лечения намного выше. В нашей области 31% онкологических заболеваний выявляется именно на медицинских осмотрах. При этом в регионе под наблюдением находится 91 тысяча уральцев, пролеченных от рака (ещё несколько лет назад их было 60 тысяч). То есть это пролеченные, живые люди. У тех же, кто игнорирует осмотры, затягивает с обращением к врачу, при появлении тревожных симптомов, «лечится» народными средствами или у бабушек-целительниц, рак диагностируется уже на 3-4-й стадиях. Когда речь идёт лишь о продлении жизни, а не об излечении. И, конечно, работодатели (особенно руководители предприятий с вредным производством) обязаны, во-первых, минимизировать факторы риска онкологических заболеваний для своих сотрудников, а во-вторых, обеспечивать регулярные медицинские осмотры работников.

Не смотреть в паспорт

Любовь Адамова, литературный редактор:

– Конечно, болезни – объективная неприятность, с которой не поборешься. Но не только они давят на человека. Люди почтенного возраста скисают и от отсутствия интереса к жизни. Груз лет не будет тяжкой ношей, если не зацикливаться на возрасте. Ведь на самом деле нам столько лет, сколько мы хотим, чтобы было. Надо просто реже заглядывать в паспорт. Скажем, я в свои 93 года ощущаю себя максимум на 60. Конечно, большую роль играют гены, но важен и образ жизни. Я никогда не позволяла себе никаких излишеств, веду здоровый образ жизни и сейчас, стараюсь правильно питаться, предпочитаю овощи, фрукты. И загружаю себя физически: сама хожу в магазины, выполняю домашнюю работу. Но тренировки требует не только тело, но и интеллект. Жизнь такая интересная, что глупо отказывать себе в удовольствии познания. Столько достойной литературы, восхитительной музыки, такое разнообразие периодических изданий, хороших фильмов. Только что в Екатеринбурге прошёл фестиваль документального кино «Россия», я большую часть дня в Доме кино проводила – масса впечатлений. Мне вообще всё время надо куда-то бежать.

И ещё очень важно хорошо выглядеть, потому что старость, по большому счёту, некрасива. Но приберёшь себя, кто-нибудь обязательно скажет: «Какая вы сегодня красивая», и на душе тепло, приятно. Словом, держать себя в форме нужно и физически, и духовно, и нравственно и внешне.