«Русский крест» над Уралом. Почему женщины региона стали меньше рожать

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Уральская вариация демографического феномена парадоксальна тем, что умирать свердловчане стали немного реже, но естественная убыль населения выросла в Опорном крае державы в разы! В чём причина демографического коллапса и от чего чаще всего уходят из жизни уральцы?

   
   

Эхо «девяностых»?

Так называемый русский крест - ежегодное превышение количества умерших над числом родившихся – висел над Свердловской областью, как и над всей Россией, более 20 лет. В 2012 году его удалось преодолеть, но уже через несколько лет регион снова стал терять свои позиции. В 2015 году на Среднем Урале число новорождённых составило 62 198 человек, что на 677 меньше, чем за аналогичный период предыдущего. Показатель естественного прироста населения снизился в 2,5 раза. В дальнейшем эта тенденция продолжилась.

В этом году данные Свердловскстата также не радуют. Судите сами: за полгода на Среднем Урале появилось 26 415 детей – на 3370 меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом умерло в регионе 29 920 человек. Это меньше, чем в прошлом году, но, по подсчётам статистиков, естественная убыль населения составила 3505 человек – в четыре раза больше, чем за первую половину 2016 года. И эти цифры заставляют задуматься.

Фото: «АиФ-Урал»/ Юлия Ульянова

«В 2017 году мы, действительно, наблюдем постепенное (но не критическое!) снижение рождаемости, - констатирует главный педиатр Свердловской области Любовь МАЛЯМОВА. - Но считаю, что связывать его с медицинскими, демографическими факторами неверно – это результат всех процессов в обществе, происходящих по синусоиде. Да, в 90-е годы прошлого столетия мы также наблюдали снижение рождаемости, а ощутимый провал произошёл в 1998 году. Сегодня детям, появившимся тогда, 19-20 лет. То есть в ближайшие годы нам стоит ожидать ещё большее снижение рождаемости, поскольку уменьшается количество женщин активного репродуктивного возраста. Сегодня «эхо девяностых» слышится ещё не столь явно».

По мнению Малямовой, ситуация была прогнозируема, поэтому государство и пытается в последние годы решить демографическую проблему всеми возможными способами. В частности, поддерживаются семьи, решившие родить второго, третьего детей. Кроме того, активно развиваются программы ЭКО, ведётся большая работа по профилактике прерывания беременности.

Кстати сказать, более выигрышно в этом отношении выглядит Екатеринбург, количество жителей в котором, по данным Муниципального регистра населения, на 1 июля 2017 года составило 1 509 257 человек. Правда, прирост произошёл в том числе благодаря мигрантам. Кроме того, столица Урала – город достаточно молодой: больше всего в мегаполисе живёт людей в возрасте от 30 до 34 лет.

Причины всё те же

Что касается причин смерти, то они, увы, на Урале традиционны. Чаще всего жители Свердловской области умирают от инфарктов и инсультов (болезни системы кровообращения) и рака (новообразования). На третьем месте по смертности – болезни системы пищеварения.

   
   

Понятно, также, что одним из факторов, негативно влияющих на здоровье и продолжительность жизни свердловчан, является дурная экология. По данным общероссийской общественной организации «Зелёный патруль», Свердловская область из года в год становится лидером по загрязнённости, иногда уступая «пальму первенства» соседнему Челябинску. Из-за отвратительной экологии жителей региона преследуют онкологические заболевания и бронхиальная астма, артериальная гипертония и ишемическая болезнь сердца, почечная недостаточность и аллергия.

Химическая нагрузка, которая ложится на свердловчан, огромна. Так, воздействию канцерогенных веществ подвержены около 2,2 млн уральцев. В области ежегодно регистрируется 14-16 тысяч вновь выявленных онкобольных. Основные же виновники порчи воздуха – многочисленные предприятия. Концентрация промышленности у нас в регионе 4 раза выше, чем в среднем по России.

В 4 РАЗА
выросла на Урале естественная убыль населения.
Показательно также, что «зелёный змий» в этом году отправил на тот свет больше народа, чем насильники и душегубы. 177 свердловчан за полгода было убито, а от отравлений алкоголем умерло 203 уральца. При этом и ту и другую цифру превышает число самоубийц – 277 человек.

Впрочем, нужно отметить, что женщины в Свердловской области живут значительно дольше мужчин (обгоняя даже общероссийские показатели). Средняя продолжительность жизни сильного пола в регионе – 62, тогда как у дам – 74 года. Мужчины больше пьют и курят, гораздо чаще попадают в ДТП или заканчивают жизнь самоубийством. Неудивительно, что до пенсии доживают далеко не все, а до глубокой старости – вообще считанные единицы.

Не уверены в будущем

Игорь КИРИЛЛОВ, председатель общественного движения «Многодетные семьи Урала»:

- Причины падения рождаемости кроются прежде всего в нестабильной экономической ситуации. Если человек не уверен в завтрашнем дне, то он трижды подумает, прежде чем пойдёт на такой шаг, как рождение ребёнка.

Например, сейчас в Ярославле проходят одиночные пикеты многодетных матерей. Люди недовольны дороговизной жизни. Сборы ребёнка в школу превращается в настоящее испытание для родительского кошелька. Многие семьи находятся за чертой бедности, а социальная помощь от государства минимальна. Тут уже не о рождении ребёнка будешь думать, а как самому выжить.

Если мы хотим исправить демографическую ситуацию, то необходимо вводить новые меры поддержки. Сейчас, чтобы получить льготу, нужно собрать огромное количество справок. Многие просто отказываются от сбора документов, потому что понимают – бюрократическую машину не победить. Но вот, скажем, в столице России ввели социальную карту москвича для получения льгот. Нужно это опыт распространять и на другие регионы. Чем больше уровней социальной защиты будет у населения, тем сильнее вырастут шансы, что мы выберемся из демографической ямы.

Тяжело многодетным

Елена ЧЕЧУНОВА, заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области:

- Считаю, что государство делает определённые шаги для увеличения рождаемости, и хотя, может быть, их недостаточно, но процесс постепенно идёт. Есть программы материнского капитала за рождение второго ребёнка, поддержки молодых семей на сельских территориях. Делаются попытки оказать помощь молодёжи в решении жилищных проблем.

Я общаюсь с различными семьями. Те у кого один ребёнок, как правило, не испытывают больших трудностей с воспитанием и финансами. А вот если детей несколько, то действительно приходится тяжело. Особенно трудно тем многодетным семьям, где мама не может работать, потому что сосредоточена на воспитании. Хорошо, что существуют общественные организации, которые проводят социальные акции.

Сегодня созданы многофункциональные центры, которые призваны решать многие вопросы  именно многодетных семей. Конечно, из-за определённых бюрократических процедур бывает сложно оперативно получить справку. Но сейчас как раз разрабатываются положения, чтобы сократить стояния в очередях.

Монстры против детей

Евгений КУЛЬБЕРГ, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии:

- Материнский капитал, другие меры поддержки многодетных семей – это, конечно, хорошо, но экономический фактор в снижении рождаемости играет второстепенную роль. Исторический опыт нашего государства, как, впрочем, и других стран, показывает, что экономические и политические потрясения, войны оказывают на уровень рождаемости посредственное влияние. Возьмите тяжёлые  для нашей страны 40-50-е годы. Великая Отечественная, разруха, голод, «всё для фронта, всё для Победы», мужчины ушли на фронт, гибель огромного числа людей, потом – непростой период восстановления страны из руин. Но насколько быстро был нивелирован провал рождаемости!

Нынешнее снижение рождаемости - результат целенаправленной информационной политики, направленной против семьи, против рождения и воспитания детей. Да, в последнее время всё чаще стали говорить о ценности семьи, в России даже появился замечательный праздник – День любви, семьи и верности. Но для поколения, выросшего на иных «идеалах», это малоубедительно. Тем более что в остальном ничего не поменялось. Простой пример. Я захожу в магазин детских игрушек и вижу изобилие монстров, вампиров, чудовищ, которые у нормального человека не могут вызывать ничего, кроме отвращения. Но ведь у детей в возрасте 2-5 лет в игре формируются гендерные роли. Раньше девочки, например, купали, пеленали, возили в колясочках кукол, таким образом готовя себя к роли матери. Сегодня же девушки, воспитанные на монстрах, гаджетах, определённого уровня компьютерных играх и мультфильмах, демонстрируют неспособность и, главное, нежелание посвятить себя ребёнку. У них просто нет такой потребности. Равно и у юношей нет потребности создавать семью и нести за неё ответственность.

Так что, повторюсь, экономическая составляющая – вторична. Если люди хотят рожать и воспитывать детей, они это будут делать, сколь скромно бы ни жили.

Смотрите также: