«Строптивая дочь Седого Урала». Любопытные факты об Исети

Автор фото: Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Сегодня, 7 июля, Екатеринбург отмечает День Исети. Традиционно в городе проходят мероприятия, посвященные главной реке нашего города. Так в Музее истории Екатеринбурга состоится ряд праздничных мероприятий. Гости смогут посмотреть панорамный фотоотчет со сплава «Судоходная Исеть», поближе познакомиться с историей водонапорной башни, а также поучаствовать в планере и порисовать любимый Екатеринбург и Исеть вместе с художницей Анастасией Худяковой.

   
   

В воспоминаниях очевидцев содержится много лестных свидетельств о реке, которая является неотъемлемой частью ландшафта города. Вот, например, как выражался об Исети известный уральский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.

«В самом деле, если смотреть на город в летний ясный день с вокзала железной дороги, или с въезда по упраздненному московскому тракту, картина представляется замечательная: на западе волнистой линией отступает синеватая дымка Урала, река Исеть разливается широким плесом, а берега усыпаны массой построек», – красочно писал он.

С тех пор изменилось многое. Русло реки практически обомлело и растворилось в городской застройке.

Корреспондент «АиФ-Урал» совместно с сотрудниками Музея истории Екатеринбурга собрал малоизвестные факты о полноводной реке-кормилице, «строптивой дочери Седого Урала» и «возлюбленной Тобола», как часто называют ее жители города.

Собачий запах

Для начала следует выяснить, что такое Исеть? До сих пор остается немало загадок о происхождении этого слова. Одни ученые связывают его с личным именем Исет-бай тюркской языковой группы, другие переводят с татарского, как «собачий запах». Известный учёный и краевед Модест Клер возводит название реки к легендарным исседонам – народу, обитавшему, согласно рассказам Геродота, в Рифейских горах.

Восемнадцатый век стал переломным моментом в жизни реки. По ее берегам стали появляться казенные металлургические заводы – Каменский, Уктусский, Екатеринбургский, Верхне-Исетский, Нижне-Исетский. Вода – это энергия, необходимая для любого производства. Поэтому, все заводы в ту пору были вододействующими.

   
   

Вот что написал в своей книге «Горнозаводская цивилизация» известный писатель Алексей Иванов. «Доменным печам требовались огромные поленницы дров, и дрова пилили пильные мельницы. Горы руды тоже надо было расколотить в мелкий камень, и руду дробили хвостовыми молотами с многопудовыми бойками. При выплавке металла в печь необходимо закачивать воздух, чтобы достичь нужной температуры, и воздух качали объёмистыми кожаными насосами вроде гармони – мехами. А потом отлитые «крицы» или «штыки» отковывали от шлака, превращая чугун в железо, а чёрную медь – в красную. Эти агрегаты – пильные мельницы, молоты, меха – работали от водобойных колёс. Колёса крутились в особых каналах или желобах-водоводах и через систему шестерней, рычагов и тяг передавали момент движения на агрегаты».

Из-за появления огромного количества плотин на Исети, которые были нужны для работы многочисленных мельниц, промышленных и кустарных предприятий изменились сроки вскрытия половодья и ледостава. При этом особенности реки не учитывались.

В Исети раньше водилось много рыбы. Фото: https://m-i-e.ru/

Оловянные подвески вместо клада

Берега Исети богаты археологическими памятниками разных периодов – от неолита до железного века. Так в далеком 1827 году в деревне Палкино купец Сигов искал клад, но вместо него обнаружил медные человекообразные и птицевидные идолы и подвески, покрытые сверху оловом. Вещи были отосланы в Петербург, в музей археологического общества. Сейчас они хранятся в Эрмитаже.

Спустя полвека, в 1873 году, на берегу Исети во время охоты в 12 километрах от города ученик Екатеринбургского реального училища Брюханов обнаружил заготовку для боевого проушного топора, относящуюся к эпохе неолита. Он передал его в музей Уральского общества любителей естествознания.

В районе современного стадиона «Динамо» у берегов Исети в конце 19 века были обнаружены следы древней стоянки человека. Здесь нашли глиняную орнаментированную посуду, выполненную без помощи гончарного круга. Похожие глиняные обломки были найдены и у моста через Исеть по улице Челюскинцев.

Драка за воду

Исеть была главным источником водоснабжения для жителей города. В 19-м и начале двадцатого века возводились специальные подъезды для водовозов и защиты от ливневых и талых вод, строились так называемые «ручные колодцы».

Главным источником питьевой воды был Малаховский ключ. В то время ключ представлял круглый открытый бассейн в четыре аршина в диаметре. Обложен он был тесаным камнем, который выходит из земли аршина на полтора в виде круглой стенки. Вода стояла наверху. После того как в бассейн упал ночью человек и утонул на ключе построили деревянную будку.

Вот что писала в те времена газета «Екатеринбургская неделя»: «Все знают, сколько затруднений встречалось при прежнем способе получения воды из этого ключа. Водовозам приходилось терять целые часы на то, чтобы дождаться очереди, и не редко, при спорах из-за этой очереди, пускались в ход и кулаки. При безостановочной откачке воды в продолжении нескольких часов, прежний насос, нередко, брали нахрапом, почему вода иногда оказывалась несколько мутной. Теперь все эти неудобства будут устранены, так как ключ устроен вполне целесообразно. Усовершенствованный Листовский насос поднимает воду в бак, емкостью в 3 с лишним тысячи ведер, и производит эту работу в период времени менее одного часу. Для полного наполнения бочки не потребуется и 2-х минут, и одновременно будут наполняться 2 бочки».

Ручные насосы впоследствии были заменены паровыми, а к началу 20 века – электрическими.

Водовоз у Екатеринбургской химической и золотосплавочной лаборатории на Тарасовской набережной (нынешняя улица Горького). Начало 20 века. Фото: https://m-i-e.ru/

Вид грязного бульона

Еще в 1803 году вышел запрет строить фабрики и заводы, загрязняющие реки выше городов по течению. На деле царило абсолютное пренебрежение состоянием рек и чистотой вод, в том числе и питьевых. Основными источниками загрязнения водоемов в черте города и его окрестностях долгое время оставались мельницы, салотопенные и кожевенные производства, скотобойни и портомойни, а также обывательские дворы и огороды.

В 1870 году «Екатеринбургская неделя» писала. «Вода Исети около плотины имеете заметный желтова­то бурый цвет, который вниз по течению делается гуще и гуще, – так у мостика, около торговых бань вода имеет вид грязного бульона. Не смотря на то, что вода взя­та была с средины течения, она дала грязно-желтый навоз­ный отстой; даже в воде у плотины был отстой, хотя и не такой обильный, как вниз но течению; отстоявшаяся во­да, хотя и делалась прозрачнее, но цвет ее был немного светлее, чем при взятии для испытания. т.е. не отстояв­шейся; вода издавала неприятный навозный запах, особенно при нагревании. Сравнительно с водой Малаховского клю­ча, вода Исети, у плотины, содержит в 90 раз больше органических веществ, – вода же у мостика – в 130 раз…».

К сожалению, с тех пор мало, что изменилось. Исеть и ее водохранилища уже несколько веков загрязняются ливневыми (дождевыми и талыми) водами, поступающими с прилегающих территорий города и площадок промпредприятий. Со стоками поступает большое количество твердых взвесей, нефтепродуктов, органических веществ, тяжелых металлов. Исеть – водообразующий источник для сибирских рек: зараженные исетские воды поступают в Тобол, из Тобола – в Обь, а оттуда уже в Северный Ледовитый океан.

У Царского моста в 19 веке полоскали белье. Фото: https://m-i-e.ru/

«Бунтующая» река

Исеть только с виду кажется тихой и покладистой. Но так было не всегда. В 1914 году река вышла из берегов, залила железнодорожные мастерские под плотиной, подмыла фундаменты, унесла на дно кучи угля, вагонных колес и осей. А река Черемшанка, питающая Исеть, до сих пор периодически подтапливает шахты лифтов станции метро Ботаническая.

На сегодняшний день резервным источником при возникновении чрезвычайных ситуаций является Верх-Исетский пруд на реке Исеть. Основным источником водоснабжения уральской столицы считается Верхнемакаровское и Волчихинское водохранилища на реке Чусовой. Дополнительными источниками являются Ревдинское и Новомариинское водохранилища на реке Ревде, а также Нязепетровское водохранилище на реке Уфе с каскадом насосных станций.

Розыск крокодила

Несколько лет назад на берегу Исети прямо в центре Екатеринбурга был замечен крокодил. Очевидцам даже удалось заснять его на камеры мобильных телефонов и выложить в сеть. Центральная часть Исети была оцеплена полицейскими, однако обнаружить крокодила им не удалось.

Были опасения, что крокодил сбежал из цирка. Однако представители труппы, которая в то время давала представления в Екатеринбурге, заявили, что от них никто не сбегал, а единственный крокодил находится на своем месте в вольере.

Между тем специалисты из местного зоопарка определили по видео, что животное является нильским крокодилом, одним из самых больших обитателей Африки. Среди местного населения он известен как крокодил-людоед благодаря размерам и силе. К поискам крокодила подключались даже специалисты крокодиловой фермы, где также разводят рептилий. Они опасались, что животное может погибнуть в суровом уральском климате.

Памятник «Ваньке голому»

В 2007 году тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Россель, прогуливаясь по набережной городского пруда с мэром Аркадием Чернецким, предложил достать из Исети памятник «Ваньке голому». Скульптура, символизирующая освобожденный пролетариат, была установлена после революции на главной площади Екатеринбурга взамен снесенного кафедрального собора. Общественность идею не оценила – екатеринбуржцы заплевывали монумент и прозвали его «Ванька голый». В 1926 году памятник сбросили с постамента и утопили в городском пруду.

Памятник из водоема так и не достали. Да и вообще непонятно был ли он в Исети. По одной из версий, «Ваньку голого» отвезли в одну из городских мастерских и распилили.