Коронная фраза тех, кто вырос и воспитывался в СССР: «А вот в наше время…». Старшее поколение часто обвиняет современных детей в зацикленности на телефонах и компьютерах, малоподвижном образе жизни. Но у каждого поколения – свои «гаджеты». «АиФ-Урал» представляет топ-5 самых популярных увлечений современной детворы и ребят советского прошлого. Как говорится, почувствуйте разницу.
Топ-5 поколения Next
- Спиннер. Бессмысленная, на взгляд большинства взрослых людей, ручная крутилка сегодня на пике популярности. Дети и подростки занимаются игрушкой-тренажёром везде и всюду: в кинотеатре, на улице, в общественном транспорте, дома, в кафешках… Мнения медиков относительно спиннера разделились. Одни утверждают, что он снимает нервозную энергичность и стресс, другие склоняются к тому, что вертушка не позволяет её обладателю сконцентрировать внимание.
- Куклы-уродцы. Сегодня классические пупсы вызывают у девочек презрение. В моде дочери монстров «Монстер Хай», деревенские простушки Тильды (те ещё красавицы), куклы-головастики Блайз и прочие уродцы. Хотелки любимых дочерей влетают родителям в копеечку, но самое интересное, что барышни крайне редко задействуют этих кукол в играх. Главное – обладание ими.
- Компьютер. Главное увлечение и развлечение современных детей. Чихать они хотели на рекомендации ВОЗ, согласно которым находиться за компьютером подросткам можно не более двух часов в день. Всевозможные игры, общение в социальных сетях, молодёжные сериалы – всё это и многое другое намертво приклеивает юнцов к мониторам. Бороться с этим бессмысленно, выход один – направить компьютерную энергию подростков в мирное русло. В конце концов, в плане развития личности возможности Всемирной паутины практически безграничны.
- Смартфон. Ежу понятно, что они не только, а может быть, даже не столько средство общения. Подростки активно используют их многочисленные функции – аудиоплеера, например. Кроме того, смартфоны позволяют включать компьютерные игры в окружающую среду и действительность. Достаточно вспомнить пресловутую охоту на покемонов.
- Экстрим. Без него жизнь подростка сегодня считается «отстойной». Зацепинг (цепляние за движущие поезда), руфинг (подъём на крыши высоких зданий), паркур (быстрое преодоление препятствий), скейтбординг (выполнение трюков на скейтборде) – это далеко не полный список экстремальных увлечений современной тинейджеров. Ради доброй порции адреналина и «уважухи» сверстников молодёжь готова рисковать своим здоровьем, а часто и жизнью.
Топ-5 эпохи СССР
- Рогатка. Характерной особенностью игр советских пацанов было использование чего-то запрещённого, часто – опасного для здоровья, что не одобряли взрослые. Классика жанра – рогатка. Существовали двух видов: из дерева и из проволоки. В первом случае она изготовлялась из ветки дерева с развилкой, к концам которой крепился медицинский жгут. Стреляли мелкими камнями, ягодами рябины и т.д. Менее опасные рогатки делали из алюминиевой проволоки. Жгутом служила резинка из трусов, а пульками – согнутые кусочки всё той же проволоки.
- Статья по теме«Гаджеты» из советского Свердловска
- Брызгалка. Выбрасывать флаконы от шампуней и бытовых жидкостей мамам категорически запрещалось. Из них получались отличные брызгалки. Крышка протыкалась шилом или отвёрткой, в отверстие вставлялся пластмассовый корпус разобранной шариковой ручки. Набираешь воды в ёмкость, закручиваешь крышку, и брызгалка готова. Во дворах (и школьных коридорах) в тёплое время года разыгрывались целые водные бои.
- Увеличительное стекло. Оно же лупа. Как следует из названия, предназначалось для более детального изучения различных предметов. Его использовали многие пенсионеры, чтобы читать мелкий текст в газетах и книгах. Но можно было, сконцентрировав солнечные лучи, поджечь кучу мусора во дворе или незаметно прожечь приятелю дырку на футболке. «Мастера» выжигали при помощи лупы целые надписи. Например, «Алёша + Наташа = любовь».
- Ножички. Орудием игры был простой перочинный нож. Его нужно было втыкать в землю и другие поверхности с различных позиций: с колена, локтя, плеча, головы и т.д. Но вообще вариантов было очень много. Например, чертили круг, делили его поровну на количество участников. Каждый из игроков вставал на свой участок. По очереди втыкали нож в территорию противника и отрезали от его земли по кусочку. Побеждал тот, кто завоёвывал весь круг.
Игра – школа жизни
– Отсутствие в жизни ребёнка коллективных игр со сверстниками наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Ведь в игре у детей формируется чувство справедливости, они учатся подчиняться правилам, мириться с поражением. Игры – необходимое условие для развития человека, развития его умственных способностей. Лишённый возможности играть со сверстниками ребёнок может и не высказывать таких желаний, может ни на что не жаловаться. Ему просто не с чем сравнивать свое положение, он не знает, что такое «Ручеёк», «Цепи кованые», «Вышибалы», он знаком только с моноиграми. Но это не значит, что в его жизни всё хорошо. Положение такого ребёнка незавидно. Говоря поэтическим языком, душа его всё равно тоскует. А с материалистической точки зрения в мозге ребёнка-одиночки не формируются необходимые нейронные связи.
Современные дети всё реже организуются для коллективных игр, и, можно не сомневаться, лет через 15-20 мы увидим печальные плоды сегодняшней моды на индивидуальное обучение и воспитание.
Детки в «клетке»
– Главная проблема современных детей – они мало гуляют. Между тем летом ребёнок должен проводить на улице не менее 4-6 часов (зимой – 2-4 часов). Зато сегодня школьники слишком много времени проводят за компьютером и различными гаджетами. Мы отмечаем и чрезмерную загруженность подрастающего поколения: гораздо больше рекомендуемого медиками времени уходит на выполнение домашнего задания плюс – кружки и творческие студии. Замечено также, что в подростковом возрасте уменьшается количество детей, посещающих именно спортивные секции. Всё это приводит к тому, что мы наблюдаем у детей последствия гиподинамии: развитие хронических заболеваний, лишний вес. На Среднем Урале до 12,5% детей и подростков имеют избыточную массу тела и 2,5% – ожирение.
Во времена СССР дети были более свободны, они много времени проводили на улице в подвижных играх. Более доступны были и спортивные секции. Так что с точки зрения физической активности тогда было более здоровое детство.
Другое детство
– То, что у современных детей якобы нет детства, – большое заблуждение. Детство есть, оно не хуже и не лучше детства советских детей – просто оно другое. Сегодня нет никакой виртуальной реальности, так как она уже давно стала частью реальной жизни. Если раньше человек разделял Интернет, компьютерные игры и окружающую действительность, то теперь эта граница исчезла. Раньше мы посылали друг другу бумажные письма, потом на смену им пришла электронная почта. Теперь, чтобы передать человеку информацию, мы всё чаще используем социальные сети, мессенджеры.
Да, для людей поколения СССР некоторые вещи кажутся дикими. Но, например, моему папе – 60 лет, и он давно и активно играет в «Танчики», показывая неплохие результаты. Отец перестал считать эти игры чем-то чуждым. При этом он охотник, рыбак, и в его увлечениях нет никакого противоречия. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Если я в детстве смотрел фильмы на диапроекторе, то сегодня мой четырёхлетний сын сам включает компьютер, заходит на YouTube и ставит себе «Машу и Медведя». Так что в этом отношении всё нормально.
Я не ностальгирую по эпохе СССР и радостно принимаю всё, что дают нам новые технологии. С этой точки зрения современным детям можно только позавидовать. Но есть один момент, который меня настораживает. Дело в том, что мы выросли и взрослели в достаточно экстремальных условиях. Мы привыкли выживать, и если в мире случатся какие-то очередные серьёзные потрясения, мы, несомненно, выживем. Но дети 2000-х родились и жили в относительно тепличных условиях. Они привыкли, что у их пап и мам всегда была стабильная зарплата, в магазинах – полно еды и красивых вещей, а над головой – мирное небо. Я не очень представляю, что они будут делать, если окружающий мир однажды сильно изменится – и не в лучшую сторону. И я немного за них переживаю.