Несмотря на то, что подобные «увлечения» порою заканчиваются травмированием, а то и гибелью людей, свердловчане в поисках адреналина покоряют горы и реки, прыгают с небоскрёбов и мостов, ходят по канату над бездной и совершают головокружительные кульбиты на роликовой доске. Что заставляет людей рисковать жизнью и здоровьем, а порою идти на верную смерть – в материале «Аиф-Урал».
Последний полёт
Отметим, что Ратмир был одним из самых опытных в нашей стране бейсджамперов. Инструктор по этому виду спорта, он не раз побеждал в соревнованиях. Кроме того, Нагимьянов уже прыгал с этой вершины в июле этого года, а за десять лет у него за спиной была не одна сотня подобных полётов – с горных вершин и высоких зданий по всему миру.
Полтора года назад в «АиФ-Урал» выходило интервью с Ратмиром. Тогда в разговоре с нашим корреспондентом он сказал: «У нас в стране насчитывается четыре-пять человек, которые летают близко со скалами, и среди них – я…» В России Ратмира Нагимьянова называли «человек-птица».
Между тем после случившейся трагедии мэр Шамони на полгода запретил такого рода полёты. Занятия этим видом спорта приостановлены до тех пор, пока не будут выработаны соответствующие меры безопасности.
Выяснилось также, что на территории Шамони каждый год совершается несколько тысяч подобных прыжков. Только с начала 2016 года здесь уже погибли 35 человек…
Природный фактор
Собственно говоря, понятие экстремальных видов спорта достаточно условно. Экстрим (в переводе с английского – «крайность») – ряд спортивных дисциплин, а то и просто «увлечений», связанных так или иначе с риском для здоровья, а то и жизни. Сегодня к ним причисляют как «классические» – альпинизм, скалолазание, прыжки с парашютом, так и относительно новые в России виды спорта.
Между тем некоторые виды экстремального времяпрепровождения не имеют никакого отношения к спорту. Они очень опасны, а то и противозаконны. Уральские подростки «на спор» перебегают улицу на красный свет перед близко идущим транспортом, ходят по тонкому весеннему льду, ездят на «колбасе» трамваев или между вагонами метро, а потом выкладывают свои «подвиги» в Интернете.
Цепь трагедий
Естественно, что такого рода «увлечения» порою заканчиваются для людей потерей здоровья, а то и жизни. Так, едва ли не ежегодно гибнут туристы-экстремалы на перевале Дятлова. Трагедии стали почти нормой среди уральских скалолазов и альпинистов. Во время водного похода шестой категории сложности на реке Бахтиари в Иране погиб спортсмен из Екатеринбурга Антон Ряжкин. Его катамаран врезался в скалу и перевернулся. Спортсмен с 15-летним опытом разбил себе голову и скончался от травм.
А несколько лет назад трагедией обернулись экстремальные развлечения для молодой уральской пары. Автомобильный мост под Каменском долгое время был культовым местом для поклонников роупджампинга – разновидности «тарзанки», где вместо резиновых тросов используются прочные верёвки. За 200 рублей любой желающий мог спрыгнуть и испытать ощущение полёта. Константин и Светлана сплавлялись на катамаране по Исети и решили попробовать. В свободное падение они пустились вдвоём и разбились. Позднее выяснилось, что организаторы аттракциона попросту «забыли» подтянуть канаты…
Впрочем, если к экстремальным видам спорта подходить с умом, соблюдая все необходимые меры безопасности, то трагедий можно избежать. В Историческом сквере ежегодно проходит фестиваль «Майский экстрим», традиционно привлекающий тысячи любителей экстрима.
Без права на ошибку
Вот только почему-то большинство уральцев отправляется покорять горы не особо задумываясь о собственной безопасности. В итоге экстремальный отдых порой оборачивается трагедиями.
Так, ещё всем памятна история двухлетней давности, когда группа альпинистов из турклуба «Уральские тропы» отправилась на восхождение по северному ребру вулкана Камень на Камчатке. Указанному склону присвоена категория 4А, что говорит о его высокой сложности: у горы непростые рельеф и структура, множество естественных препятствий.
Восхождение туристы осуществляли в трёх связках – две связки по три человека и одна из четырёх человек. Добравшись до высоты около 4 тысяч метров, первая группа из трёх человек подрезала снежную лавину. В результате трое туристов погибли, а ещё четверо получили переломы ног и ушибы.
К сожалению, этот трагический случай далеко не единичный. Не так давно 23-летняя девушка из Екатеринбурга Лера Гущенко отправилась в одиночку покорять Эльбрус. Во время подъёма на высоте примерно 5400 метров она сорвалась и сломала ногу. В итоге на помощь уральской альпинистке пришлось посылать группу спасателей. К счастью, девушка была найдена и осталась жива. Ей оказали первую помощь на месте, а затем благополучно спустили вниз и доставили в больницу.
Куда хочу – туда иду
Опытные альпинисты отмечают, что сегодня в горы отправляются все кому не лень, при этом не имея соответствующей подготовки. И если во времена Советского Союза во всех горных районах находились контрольно-спасательные подразделения, располагавшиеся около ущелий, которые невозможно было миновать, то сегодня их не существует. Соответственно у молодежи, по сути, нет сдерживающей силы, которая бы их могла остановить от опасного похода.
Впрочем, как показывает практика, от ошибок в горах не застрахованы и опытные альпинисты. Несколько лет назад при подъёме на самую высокую гору мира – Эверест – погиб знаменитый уральский альпинист Алексей Болотов. Вместе со своим другом Денисом Урубко он собирался подняться на гору по юго-западной стене без использования кислорода. Среди альпинистов такие подъёмы, да еще и вдвоём, считаются одними из самых сложных.
Беда подстерегла Болотова на высоте 5500 метров. Верёвка перетёрлась из-за прокручивания на остром скальном ребре, и Болотов, пролетев примерно полкилометра, упал в расщелину в скале глубиной 300 метров. Шансов выжить у него не было, смерть наступила мгновенно.
Двигаться дальше
– Мужчина есть мужчина. В его крови всегда была потребность в опасности – охота, война, защита и т. д. В наше время в цивилизованном обществе при массовом отсутствии этих составляющих возникает всё больше потребности в экстремальных видах спорта, поэтому они и развиваются. Что это даёт? Я считаю, очень многое. Собранность, быструю реакцию, трезвое мышление, готовность действовать и не поддаваться панике. Кроме того, занятия экстримом развивают физически и эмоционально и заставляют двигаться дальше.
Я много чего перепробовал – как экстремальные виды спорта, так и нет. Мне везде всего было мало. В боксе большие нагрузки, но мало эмоций. В роупе (прыжки с верёвкой с большой высоты) – много полёта и чувства восхищения, но недостаточно реальной работы. Хайлайн же дал мне всё. Самый большой вызов физически и психологически, самые яркие эмоции и радость. Чувство баланса и контроля, полёта на предельно длинной и замечательной линии не сравнимы даже с чувством, когда летишь.
При этом я всегда много внимания уделяю безопасности и всё делаю качественно. Фри соло (хайлайн без страховки) – это что-то наподобие вершины мастерства, умение делать всё безошибочно и красиво. Это своеобразная философия бытия, но подходить к ней без многолетнего опыта и ответственности – очень плохо.
Конечно, так или иначе, каждый, кто занимается экстримом, задумывается о возможных трагических последствиях. Но мы делаем то, что любим, даже если это страшно и тяжело.
Дожить до старости – награда
– Какими бы высокими идеалами увлечение экстремальными видам спорта ни прикрывалось, это всё равно игра со смертью. И к этому увлечению склонны люди определённого типа личности. Многие психологи относят их к людям с латентными суицидальными наклонностями. Кроме того, в основе увлечения экстремальными видами спорта лежит определённая доля эгоизма. Можно себе представить, что постоянно испытывают близкие этих спортсменов. Волнение, беспокойство, страх. А экстремалы, напротив, не думают о других, не осознают свою ответственность за детей, которых должны воспитать, за родителей, которым когда-нибудь потребуется их помощь. Поэтому, если человек одинок, его «игра со смертью» может вызывать восторг, благоговение. Если же в этой жизни он за кого-то несёт ответственность – только недоумение.
Другое дело, когда человек рискует жизнью ради благородной цели. Как, скажем, известный путешественник Анри Бомбар, который в полном одиночестве на утлой лодке пересек океан. Он похудел на 20 килограммов, но не заболел и не умер. А всё ради чего? Ради того, чтобы доказать – жертвы кораблекрушения могут выжить, если поборют свой страх. Словом, всегда нужно в первую очередь думать о других людях. И помнить, что дожить до старости всегда считалось достойной наградой.
Осмысленный риск
– Жизнь человека, вообще, «смертельная болезнь». Мы подвергаемся риску и во время езды на автомобиле, и во время авиаперелётов, и во время путешествий на корабле, например. Но что касается осознанного риска, тут категория «хорошо или плохо» измеряется целеполаганием. Если человек занимается экстремальным видом спорта ради совершенствования своей физической формы, чтобы быть готовым посвятить себя служению людям (защищать Родину, стать спасателем, или, скажем, пожарным), тогда риск осмыслен и оправдан. Совсем другое дело, когда кто-то рискует жизнью ради получения удовольствия от трэша, ради гонки за очередной ударной дозой адреналина – риск обесценивается. Это как еда только ради еды, жизнь только ради удовольствия. Ради этой сомнительной цели не вижу никакого смысла подвергать свою жизнь опасности. И гибель людей в этом случае особенно печальна…
Красиво, но быстро
– Каждый год «Уральский следопыт» проводит молодёжно-патриотические состязания «Майский экстрим» и соревнования по ледолазанию. И в первую очередь, конечно, мы беспокоимся о безопасности участников. Если же говорить об экстриме в целом, то в большей степени он популярен у молодёжи. Это та категория людей, которой свойственно испытывать себя. Поэтому они и прибегают – в меру своих способностей – к экстремальным видам спорта, пытаются реализовать себя через физические возможности.
Есть люди, у которых необходимость выплеска адреналина повышенная. Как правило, они идут работать в силовые структуры, где реализуют себя, принося пользу обществу. Те люди, что туда не попадают, выброс адреналина ищут в суперэкстремальных видах спорта. Такое я категорически не приветствую. Считается, что альпинист, который пошёл на высоту более 8 км, это потенциальный самоубийца. Занимаясь экстримом, спортсмены должны понимать, что почти наверняка закончат свою жизнь красиво, но… быстро.