Смогут ли музеи и театры обойтись без сотрудников серебряного возраста?

На минувшей неделе общественность взволнованно обсуждала информацию о грядущем сокращении из музеев и театров сотрудников старше 65 лет.

   
   

По информации ряда средств массовой информации, такие рекомендации учреждениям культуры поступили из Министерства культуры РФ. Уральцы писали в социальных сетях: «Под маской заботы о поколении, уязвимом перед коронавирусной инфекцией, скрывается дискриминация по возрастному принципу». Однако народный гнев оказался безосновательным.

«Побудьте дома»

«Что прикажете делать? К кому обращаться? У кого просить о заступничестве?» – эти вопросы задавали наши читатели, обеспокоенные перспективой остаться без работы, пусть не высоко оплачиваемой, но любимой.

«Всю жизнь я, бухгалтер, провела в окружении цифр, хотя в юности мечтала стать искусствоведом – «непонятная и несерьёзная» для родителей профессия, – рассказывает Людмила Павловна Брусницына. – Выйдя на пенсию, затосковала. Да, помогала детям с внуками, возилась на даче, но всё время чувствовала неудовлетворённость. А однажды дочка пришла и заявила: «Мама, настало время приблизиться к мечте!» Оказалось, что она нашла вакансию смотрителя в одном из музеев Екатеринбурга. Я не раздумывая отправилась на собеседование, и вот уже восемь лет я счастлива находиться рядом с искусством, с людьми искусства, с публикой, которая ценит искусство».

В редакцию Людмила Павловна позвонила, чтобы поделиться своей тревогой: «Неужели нас, людей старшего поколения, действительно будут сокращать? Это безумие! Для нас эта, пусть незаметная и не высоко оплачиваемая, работа – смысл жизни. Сегодня мы, находясь на самоизоляции, очень скучаем по музейным залам, мои подруги, работающие в театрах, – по зрителям. Но у нас есть надежда, что пандемия минет и всё вернётся на круги своя. Теперь вот не знаем, вернётся ли?»

К счастью, мы смогли успокоить Людмилу Павловну, поскольку к моменту нашего разговора ситуация с грядущим сокращением возрастных сотрудников учреждений культуры прояснилась.

По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, речь об увольнении пожилых людей не идёт. Просто, если в регионе в связи с эпидемиологической ситуацией по коронавирусной инфекции, будут действовать определённые временные ограничения, людям старшего поколения придётся какое-то время побыть дома. Сокращение сотрудников 65+, в частности смотрителей и капельдинеров, Любимова назвала «лишённым смысла и желания, потому что с этим уйдёт целая часть и пласт культуры нашей страны».    
   

На Среднем Урале эту точку зрения разделяют. К сотрудникам старшего возраста в учреждениях культуры относятся бережно, поэтому сегодня все они находятся на самоизоляции, но, как только позволит эпидемиологическая обстановка и эта рекомендация будет снята с повестки дня, все вернутся на свои рабочие места.

Родные люди

«Наш музей по сути градообразующее предприятие, поэтому почти вся молодёжь села здесь работает. Соответственно, сотрудников 65+ у нас немного – пять человек, – говорит директор Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова Валентина Ращектаева. – Все они находятся на самоизоляции, но кто-то продолжает работать дистанционно – у них нет с этим проблем. Мы даже не рассматривали вопрос о сокращении сотрудников музея старшего возраста, и как только позволит ситуация, все вернутся на свои места».

В музеях и театрах считают, что смотрители и капельдинеры во многом недооценены посетителями и зрителями. Справедливости ради надо сказать, не всеми.

«Могу себя назвать завсегдатаем всех выставок изобразительного искусства, которые проводятся в Екатеринбурге, – говорит преподаватель мировой художественной культуры Маргарита Симак, – и признаюсь, многие смотрители наших музеев стали для меня родными людьми. Да, они немногословны, да, порой делают строгие замечания тем, кто ведёт себя в выставочных залах неподобающим образом, но они всегда безупречно вежливы. И знаете, чувствуется в этих людях, находящихся бок о бок с произведениями искусства, являющихся их хранителями, какое-то невероятное достоинство».

«Чрезвычайно важно, как встретят человека в театре, от первого впечатления во многом зависит настрой зрителей, – говорит руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра кукол Мария Зырянова. – А кто непосредственно общается со зрителем? Билетёры, капельдинеры (у нас их называют администраторы), гардеробщики. И здесь не столько важен возраст сотрудника театра, сколько его умение общаться с людьми, чувство такта, терпение. Хотя, надо признать, жизненный опыт старшего поколения позволяет деликатно разрешить какие-то мелкие конфликты или столь же деликатно утихомирить нашу не всегда послушную юную публику. А роль наших опытных сотрудников во время проведения, например, новогодних спектаклей вообще трудно переоценить. 176 новогодних спектаклей в трёх залах! Развести потоки так, чтобы всем было уютно, комфорт­но, – это не так-то просто. Но они с этим прекрасно справляются».

Бывшие звёзды

Татьяна Мосунова, экскурсовод, гид-переводчик, руководитель отдела по связью с общественностью Свердловского областного краеведческого музея:

– Гости музеев часто не замечают смотрителей, это своего рода наследие советского прошлого – видеть в смотрителях лишь «бабушек», которые всех шпыняют. Но если отбросить стереотипы, отвлечься от психологических установок и посмотреть на этих людей в контексте пройденного ими жизненного пути, приобретённого опыта, мудрости, накопленных знаний, могут открыться удивительные вещи.

Мы можем обнаружить в наших тихих смотрителях бывших звёзд – не важно, в какой сфере, мыслящих и тонко чувствующих людей, личностей. В своё время с совершенно неожиданной стороны открыл их художник Владимир Селезнёв в своём проекте «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям».

Не исключаю, что со временем в музейных залах нас будут встречать молодые люди. Я много путешествую и вижу, что такая тенденция в музеях мира есть. Но пока это вопрос отдалённого будущего. А в настоящем мы все ждём, когда ситуация позволит снять все ограничения и наши музеи вновь смогут принимать посетителей, которых в залах будут встречать наши опытные смотрители.

«Баба Шанель» как раз про это

Николай Коляда, драматург, режиссёр, руководитель «Коляда-Театра»

– Во многих театрах принято, что зрителей встречают капельдинеры – бабушки, которые создают некий уют. Но вообще их присутствие или отсутствие связано с разными традициями театров.

Например, в театре «Геликон» со зрителями работают  энергичные, красиво одетые молодые парни. А в Театре имени Вахтангова, напротив, классические капельдинеры – женщины почтенного возраста.

У каждого театра своя традиция, своё лицо. У меня в театре, пожалуй, только два человека представляют старшее поколение: замечательная Тамара Зимина, с которой мы 15 июня отметим её 77-летие – это всегда наш  театральный праздник, и Наталья Константиновна Фильченко, работающая в кассе. Остальные – молодёжь. А публику встречает красивая-прекрасивая, в кудрях, Эка Вашакидзе. Так сложилось исторически.

Но когда театр был на улице Тургенева, у нас кассирами работали Инна Иосифовна и Ирина Филипповна, царствие им небесное, обе уже ушли из жизни. У нас об этих бабушках остались тёплые воспоминания. Они были честные, совестливые. На них можно было положиться как на самого себя.

Мне нравится, когда в театре капельдинерами и в гардеробе работают люди старшего возраста – это так симпатично, по-домашнему. И мы же понимаем, что благодаря этой работе у людей после выхода на пенсию начинается вторая жизнь – они встречают зрителей, улыбаются, программки продают… Они  нужны!

Это всё из моей пьесы «Баба Шанель», которую ставят сумасшедшие театры на всех языках народов мира. Каждому хочется любить, быть любимым, хочется внимания. Кому нравится сидеть, как мы, на самоизоляции, в четырёх стенах, смотреть в окно, гладить кошку или с попугаем разговаривать? Человек – существо коммуникативное, ему надо с кем-то беседовать, спорить, ссориться. В этом ощущение жизни. В этом сама жизнь.