Собрать байк и ехать. Уральский мастер восстанавливает советские мотоциклы

Александр Павлов уверен: только, передвигаясь на мотоцикле, можно по-настоящему ощутить всю романтику дороги. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Байкер и блогер Александр Павлов ездит по дорогам Екатеринбурга на советском мотоцикле, который он восстановил собственноручно. Уже много лет мастер ремонтирует такие модели, потому что уверен, что они лучше зарубежных. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

   
   

Как возрождался «Урал»

Дарья Попович, «АиФ-Урал»: – Александр, как началось ваше увлечение мотоциклами?

Александр Павлов: – Мне всегда нравилось приводить технику в красивый вид. Например, будучи студентом, я красил автомобили на заказ. После института устроился работать менеджером по продажам и сразу заскучал от офисной рутины: уж очень хотелось что-то делать руками. Потом, к слову, с лёгкой руки моей жены Александры, меня так и прозвали – Саня Чётодел.

Мы с женой долго жили в садовом домике в частном секторе. У нас был пристрой с верандой, где я оборудовал себе мастерскую. Хотелось купить какую-то технику, чтобы с ней возиться ради удовольствия. Автомобиль у меня бы не поместился, а мотоцикл – в самый раз. Покупать новый японский смысла не было: ему и ремонт потребовался бы не скоро. Нужен был старенький, времён молодости моего дедушки. А какой самый крутой советский мотоцикл? Правильно, «Урал»! Его я и купил, а затем начал разбирать.

Чтобы моё увлечение не заглохло, завёл блог, ведь если всем рассказать, чем ты занимаешься, то будет уже неловко отступиться. И чтобы мотивировать себя ещё больше, решил: осенью начинаю приводить мотоцикл в порядок, а летом еду на нём в Крым!

Поначалу я многого не знал и спрашивал советов у подписчиков, но вскоре понял: люди часто высказывают мнение, не разбираясь в теме. Пришлось изучить всё самому. Разбирать свой байк я начал, оглядываясь на других, а собирал его уже по-своему, потому что стал понимать, как это делать. В итоге за год создал некое руководство, как отремонтировать советский мотоцикл в гараже своими руками.

Александру и раньше нравилось возиться с техникой, а теперь он занимается этим постоянно, восстанавливая советские мотоциклы. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– Что самое сложное в возрождении «Урала»?

   
   

– Этот мотоцикл всегда рождается в муках: например, иногда случается протечка, и ты не понимаешь где, а потом оказывается, что бензин вытекает из какой-то детали, которая находится посередине, и, чтобы добраться до неё, надо всё разобрать. Я тщательно подбирал каждую новую деталь, в основном от иномарок, и заменял ими старые. Некоторые приходилось подпиливать, чтобы они подошли по размеру.

– Как ваша жена реагировала на это увлечение?

– Она отнеслась ко всему с пониманием: и к тому, что я ковырялся с втулками и двигателями, и к съёмкам моего канала. Видимо, ей просто было не до меня: она была в положении и не особенно вникала в мои занятия. К тому же, пока я всё это делал, фактически находился дома и в любой момент мог помочь, если нужно.

Наконец, я стал готовиться к поездке, хотя никогда до этого не садился на мотоцикл. А тут я ещё и собрал его впервые в жизни и к тому же не успевал всё закончить к конкретной дате. Дело в том, что мои друзья возвращались с Байкала к себе на родину в Белоруссию – на таком же мотоцикле. Мне хотелось встретить их в Казахстане, проводить до Московской области, а затем отправиться в Крым. Работу заканчивал в спешке. А тут ещё и электропроводку пришлось делать самому, хотя изначально планировалось поручить это профессионалу. Не было понятно до конца, как мотоцикл проявит себя в дороге. Я готовился к тому, что его придётся оставить и добираться до дома на поезде или автостопом.

Жена легко меня отпустила, потому что я давно рвался в путь. Взял с собой кучу вещей, запчастей и – вперёд. Это было то ещё приключение! Каждый день думал: хоть бы доехать!

По словам Александра Павлова, чтобы ехать на мотоцикле «Урал», недостаточно быть байкером, надо ещё и уметь его ремонтировать, так как поломка может случиться в самый неожиданный момент. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Не верили, что доеду

– Что больше всего запомнилось в поездке?

– Люди, которые встречались в дороге. Чаще всего это были мои подписчики. Некоторые, узнав, что я еду через их город, выезжали на трассу – забрать меня к себе на ночлег. Изначально многие из них не верили, что я соберу этот мотоцикл, потом – что я на нём куда-то доеду, затем – что он довезёт меня домой. И это можно понять, ведь, по сути, каждый день был испытанием и для меня, и для железного друга.

«Урал» вообще не ездит быстро: на нём можно преодолеть не больше 500 километров за день – если повезёт, но чаще всего ты едешь километров 300. Для сравнения: на машине это будет тысяча и больше километров. К тому же, если не умеешь обслуживать такой мотоцикл, лучше не ездить на нём так далеко, потому что в любой момент что-то может выйти из строя. Зато, сидя на мотоцикле, чувствуешь все запахи, ветер, а в машине ты как в аквариуме.

Для подписчиков, которые меня встречали, я был человеком из интернета, с экрана телефона, и я воплотил какую-то их давнюю мечту, поэтому им хотелось со мной общаться. Меня усаживали за стол, кормили завтраками, обедами, ужинами. Собиралось большое количество людей: все хотели послушать подробности поездки. Гостеприимство было как раз вовремя, ведь ты едешь весь день, часов двенадцать подряд, и безумно устаёшь.

Но часто во время таких посиделок мне предлагали и рюмочку пропустить, а это ставило меня в неловкое положение, ведь отказаться – значит обидеть хозяина, но завтра-то снова в дорогу. Мы засиживались допоздна, а в пять утра – подъём.

Сначала подписчики Александра не верили, что он сможет куда-то добраться на таком мотоцикле, но сейчас байкер даже планирует однажды взять в путешествие свою дочь. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Наконец, я нашёл решение – вежливо отказываться от долгих посиделок и ночевать в палатке. Но и тут есть свои нюансы: ты ложишься спать с заходом солнца и встаёшь на рассвете. К шести утра палатка так нагревается, что внутри нечем дышать, и ты поневоле просыпаешься.

По сути, мне даже некогда было любоваться пейзажами во время пути: я ставил себе цель – доехать до места. Я проехал по Крымскому мосту, встретился с родственниками, которые жили в том регионе, и сразу же отправился в обратный путь.

– Планируете ещё раз поехать куда-нибудь на «Урале»?

– Возможно, отправлюсь на Байкал и возьму с собой старшую дочь – она как раз подрастает. Хорошо, что в советских мотоциклах есть коляска, в которой можно возить детей.

Звезда Штатов

– После того, как вы вернулись из Крыма, к вам начали обращаться за помощью, чтобы вы восстановили и другие советские мотоциклы…

– Да, вот это, например, советский ПМЗ-А-750, который ещё называли «Дьяволом». У него на переднем колесе – фигурка чёрта, и это каслинское литьё: она чугунная, хотя с виду кажется лёгкой. Такие фигурки часто украшали отечественные мотоциклы. Сейчас он стоит в моей новой мастерской, куда я перебрался со временем. Дело в том, что соседям надоело слушать звук болгарки и перфоратора, и они настояли, чтобы я нашёл другое место для своих экспериментов. Сейчас я снимаю помещение на территории музея ретроавтомобилей в Малом Истоке.

Когда хожу по залам и вижу, например, американские автомобили, становится немного грустно: они появились после Второй мировой войны, когда в США были платёжеспособные покупатели и хорошие дороги. Ведь их страна не пострадала от войны. У нас же столько людей погибло, и наша автомобильная промышленность развивалась не с такой скоростью.

Чёртики часто украшали передние колёса мотоциклов в советские годы. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– Вы говорили, что чаще всего вас просят восстановить старый мотоцикл, потому что у многих он вызывает воспоминания из детства. У вас «Урал» тоже связан с детскими впечатлениями?

– Действительно, многие обращаются ко мне, потому что для них мотоцикл – это память о ком-то из близких. «Урал» делали настолько универсальным, что на нём можно было ездить и на дискотеку, и на рыбалку, и в лес, чтобы, к примеру, нарубить дров и погрузить их в коляску. Кто-то рассказывает, как эта модель стояла в гараже у дедушки. Когда я восстанавливаю их железного друга, его ставят обратно в гараж. И это даже хорошо – вся красота останется, и ничего не сломается на дорогах.

К сожалению, у меня самого нет детских воспоминаний, связанных с мотоциклами. Мой дедушка Альфред Викторович Павлов был лётчиком. Это был человек строгий, с военной выправкой, честью и достоинством. В семье говорили, что у него когда-то был мотоцикл, но никто не помнит, какой именно.

– Вы часто противопоставляете «Уралы» американским «Харлеям». За что вы любите отечественные мотоциклы?

– Наша модель – это что-то уникальное, своё, родное. У нас северная страна, и мотоциклетный сезон длится не так долго. А на такой модели – с коляской – можно ездить круглый год. Кроме того, наш мотоцикл относительно безопасен: на нём невозможно проезжать между рядами – размеры не позволяют.

При этом детали советских мотоциклов оставляют желать лучшего, а жаль! Новый «Урал» стоит слишком дорого для среднего пользователя, и человек предпочтёт купить машину за те же деньги.

Красная звезда на мотоцикле «Урал» - отличительный знак, по которым за рубежом узнают эту марку. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Как ни странно, «Урал» популярен в западных странах. Знаете, чем их там чаще всего украшают? Ни за что не угадаете: советской красной звездой! С ней сразу видно – это настоящий советский мотоцикл. Им хвастаются в тех же Штатах и в Германии. Многие знают, что такая модель есть у популярного актёра Брэда Пита.

Хочется, чтобы и у нас такие мотоциклы были в чести, но этого нет. Когда я еду на нём по дороге, прохожие рассматривают мой мотоцикл, как какую-то диковинку. Я к этому уже привык, хотя иногда такое внимание мне кажется излишним. Хорошо, что у нас в стране потихоньку развивается искусство кастома – восстановления мотоциклов. Я присматриваюсь к работам других мастеров, и меня радует то, что они делают, потому что некоторые ребята тоже вдохновляются советскими моделями.