Судьба Командора. Уральские писатели вспоминают Владислава Крапивина

wikimedia.org / Commons.wikimedia.org

Когда умирают такие люди, принято говорить: ушла эпоха. В день смерти детского писателя Владислава Крапивина представители литературного сообщества Свердловской области в социальных сетях вспоминают Командора.

   
   

Достойная жизнь

Драматург, главный редактор литературного журнала «Урал» Олег Богаев:

- Он был невероятно популярен в СССР. Его хорошо помнят люди моего поколения. Дети 70-х и 80-х его хорошо знают. Ажиотаж на его книги в детской среде был невообразимый. Помню, как я, будучи учеником 4-го класса, стоял в очереди за его новым детским шедевром в школьной библиотеке. Но вместо Крапивина мне досталась «Одиссея» Гомера с картинками. В скорбном настроении я пришёл домой и, подавленный своей невезучей судьбой, высказал всю боль своей бабушке: «Крапивин закончился! Я просил приключения, а мне досталась какая-то дрянь!» Потом мы весь вечер читали «Одиссею», и я был потрясён, что не знал раньше слепого Гомера, который так интересно писал. А Крапивин прожил долгую, сложную жизнь. Потом мне выписали «Пионерскую правду», и я читал отрывки из его книг в газете. Остаться советским детским писателем на сломе эпох оказалось очень трудно. Крапивин – мужественный человек. Достойная жизнь.

На причале Вечности

Поэт и писатель Александр Кердан:

- Владислав Крапивин – легендарный детский писатель и создатель «Каравеллы», почётный гражданин Свердловской области, Тюмени и Екатеринбурга, автор более 200 книг, переведённых на десятки языков народов мира. Со Славой многое связано в моей жизни: и время нашей тесной дружбы, и совместные путешествия по городам и весям России и Белоруссии, и совместные, значимые литературные дела, и некоторое охлаждение, случившееся в последние годы (с «памятниками» дружить трудно, а подчас и невозможно). Но сейчас всё это уже не суть важно – земная жизнь Командора оборвалась. Символично, что случилось это именно в День знаний – в общий праздник детей и взрослых. А нам, живым, стоящим на причале Вечности, остаётся молиться и надеяться, что небесная каравелла доставит его вечную душу, которой, как любил повторять Слава, всегда – двенадцать, куда следует!

Великая книга для всех

Писатель-фантаст, организатор фестиваля фантастики «Аэлита» Борис Долинго:

- Ушёл человек-эпоха, великий писатель, лауреат премии «Аэлита» 1983 года. Мне посчастливилось быть знакомым с Владиславом Петровичем лично – и по писательским союзам, и по встречам на фестивалях «Аэлита». Человек это был сложный – чего уж там: покажите мне великого человека, который не был бы сложным. При этом могу сказать совершенно определённо: большая часть того, что писал Владислав Петрович (книги о мальчиках со шпагами, Великих Кристаллах и т.п.) – «не моё чтиво». Но, прочитав где-то в 1984 году «Голубятню на жёлтой поляне» (первое, что я прочитал у Крапивина), я ещё тогда и до сих пор могу сказать, что это великая книга для всех – и для взрослых, и, прежде всего, для детей. Даже если бы Крапивин не написал более ничего, только одна эта книга выводила бы его в ранг великих писателей. А книг ещё много, и не одно поколение уже выросло на книгах Владислава Петровича. А теперь дальше нам жить без его новых книг – но, к счастью, со всеми теми книгами, что написаны.    
   

Родственное чувство

Художник, автор книги «Нарисованный город» Алексей Рыжков:

- Я помню, как читал его книги в далеких 70-х. Я выписывал тогда журнал «Пионер». Кто теперь поймёт, что это значит: выписывать журнал? Заглядываешь в почтовый ящик в подъезде, а там лежит что-то долгожданное, интересное и еще не знакомое тебе! Я на всю жизнь запомнил отлично нарисованные иллюстрации и обложки. К сожалению, с текстами там было хуже. Мало что осталось в памяти. Но повести Крапивина – это было как раз то, что нужно ребёнку! Сквозь казённый грохот и визг пионерских барабанов и горнов к нам пробивалась искренняя, добрая, неподражаемая интонация! В мальчиках Крапивина я узнавал себя и свои мечты, свои трудности. Эти книги дарили радость и помогали. С нетерпением ждал продолжения длинных повестей в следующих номерах журнала. Крапивину я обязан счастливыми моментами своей жизни! Впоследствии Владислав Крапивин перестал быть моим любимым автором. Но он оставил след не только в моей душе. Замечательный писатель стал одной из знаковых фигур в культуре и мифологии нашего города. А с тех пор, как мой 9-летний сын Митя получил литературную Крапивинскую премию, я питаю к Владиславу Петровичу родственное чувство.

Прощание с Владиславом Крапивиным состоится 3 сентября 2020 года в 13:00 в Храме-на-Крови. Писатель будет похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.

Кстати
Владислав Крапивин (14 октября 1938, Тюмень – 1 сентября 2020, Екатеринбург). Детский писатель, поэт, сценарист, журналист, педагог, отец-основатель отряда «Каравелла» (1961). Автор более 200 романов, повестей и рассказов, среди которых «Голубятня на жёлтой поляне», «Лётчик для особых поручений», «Дети синего фламинго», «Колыбельная для брата», «Журавлёнок и молнии», цикл повестей «В глубине Великого Кристалла», трилогия «Острова и капитаны». По его произведениям снят ряд фильмов.