Шлем и кольчугу преподобного Далмата Исетского, которые хранились в Свердловском областном краеведческом музее имени Онисима Клера и Невьянском историко-архитектурном музее, передали на временное хранение Далматовскому мужскому монастырю. Историческое событие пришлось на 20 апреля, когда реликвию привезли в город Далматово Курганской области.
Праздник духа
Доспехи преподобного, который был основателем Далматовского монастыря, будут храниться рядом с его мощами в храме.
Для духовенства событие стало большим праздником. «Это событие действительно можно охарактеризовать как особое воскрешение к жизни нашего человека. Хочется сказать большое спасибо всем, кто приложил к этому свою руку, сердце и личное участие», — сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Кольчуга силы
Кольчуга, переданная монастырю, состоит из небольших стальных колец, шишак — из тонкого металла с железным козырем и наушниками. Считается, что в прежние годы, когда реликвии хранились в усыпальнице старца, каждый богомолец, приходивший на поклонение к гробу Далмата, надевал на себя эти вещи и молился в них, искренне веря, что одежды преподобного исцеляют и защищают. Во время разорения монастыря в 1930-х годах чудотворные доспехи были вывезены в Екатеринбург и попали в музейные фонды. Признание этих воинских реликвий музейными экспонатами уберегло их от уничтожения и позволило сохранить для будущих поколений.
Сегодня шлем и кольчуга размещены в церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» в специально оборудованной витрине, установленной в нише рядом с ракой (ковчег с мощами. – Ред.) Далмата Исетского.
Преподобный Далмат Исетский (в миру Дмитрий Мокринский) родился в 1594 году в семье казачьего атамана Ивана Мокринского в Берёзове (ныне Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). В конце 1620-х годов вместе с семьёй он был переведён из Берёзова в Тобольск. В начале 1640-х годов тогда ещё Дмитрий Мокринский оставил военную службу, жену, пятерых детей и принял монашеский постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Через год в поисках уединения он оставил монастырь, где ему предлагали должность строителя, и стал жить отшельником в пещере в месте впадения реки Течи в реку Исеть, называемом Белое Городище. В том же году им была возведена деревянная часовня. Эта земля была собственностью татарина Илигея, который сдавал свои земли в аренду для промысла. Существует поверье, что в 1645 году, когда Илигей направился к пещере, чтобы выгнать Далмата, ему явилась Богородица и повелела отдать отшельнику эту землю. Весной 1646 года землевладелец передал Белое Городище в собственность преподобному Далмату. В знак особой признательности Илигей также подарил преподобному те самые доспехи — шишак и кольчугу.
В 1651 году старцы обратились с просьбой к царю Алексею Михайловичу о пожаловании им земель. В сентябре того же года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея, но икона осталась невредимой. Позже в Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Статус монастыря обитель обрела в1659 году, получив царскую грамоту. Охрана её была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, по примеру отца принявший монашеский постриг. В монастыре для Далмата была устроена отдельная келья, в которой он жил затворником.
Для распространения православия в Зауралье Далмат вместе со своим сыном Исааком в 1684 году основали рядом с Успенским монастырём женский Введенский монастырь.
Преподобный Далмат скончался 25 июня (5 июля) 1697 года в возрасте 103 лет.
Смотрите также:
- Архиепископ Кирилл пользуется большим авторитетом у паствы и любит иконы →
- Жемчужина Урала. Обитель Верхотурья предстала в новом «облачении» →
- Названы главные храмы епархий Екатеринбургской митрополии →