«Мы всё делаем не ради благодарственных писем, медалей и других знаков внимания. Мы работаем по зову сердца», — говорит основатель и руководитель волонтёрского движения «Сысерть СВОих не бросает» Татьяна Каргаполова. Подробнее читайте на aif.ural.ru.
«Где-то там далеко»?
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: — Татьяна Павловна, помню, мы с вами встречались в другой, более скромной, тесноватой обстановке. А сейчас у вас, можно сказать, маленький заводик по производству гуманитарной помощи.
Татьяна Каргаполова: — Заводик не заводик, а собрать для бойцов полноценные наборы, что называется, на все случаи жизни для нас не вопрос. Волонтёрские группы — это бойцы тыла, войска быстрого реагирования, в первую очередь реагирования на запросы военнослужащих с передовой. Да, они обеспечиваются всем необходимым со стороны государства, Министерства обороны, но мы, волонтёры, более мобильны, и эффективность нашей работы обусловлена в том числе благодаря дружбе, единению волонтёров всей страны.
А наша группа, действительно, много производит сама, повторюсь, на все случаи жизни. Всего и не перечислить: армейский сухой душ, спички длительного горения, «таблетки» для розжига, окопные свечи, маскировочные сети, подушки для госпиталей и блиндажей, сублимированные супы, каши, витаминные чаи, фруктовые и овощные чипсы... К слову, нередко приходится слышать, дескать, кому нужны ваши сухофрукты? Так это первое, что забирается! С одной стороны, вкусные, питательные, витаминные, с другой стороны — лёгкие. Боец сунет в карман сушёные бананы — калорийный перекус обеспечен. А «медицина»! Мы собираем медицинские рюкзаки, несколько видов аптечек, которые очень хорошо себя зарекомендовали «за ленточкой». Не так давно, например, мы получили обратную связь — участник СВО выражает благодарность и говорит, мол, можно подумать, что аптечку собирал штурмовик, настолько в ней всё продумано. Мы многое в начале пути не понимали, но со временем нарабатывался опыт, мы вникали во все нюансы, учитывали пожелания бойцов, медиков...
Но это к слову, о заводике, на самом деле, мы ни с кем не соревнуемся ни в количестве отправленной гуманитарной помощи, ни в качестве, у нашей группы другие цели. И для привлечения финансовой помощи мы никогда не используем чёрный пиар, никогда не акцентируем внимание на жестокой правде войны, хотя, возможно, это увеличило бы сборы. Но это не наша история. Мы искренне считаем, что люди сами должны понимать: кому, зачем и почему. Все телевизор смотрят, новости читают, сводки видят — интернетом же все пользоваться умеют. И всё, что происходит на СВО, — это не «где-то там далеко», это совсем рядом.
— Все ли это осознают?
— Судя по многочисленным фейерверкам по любому поводу, нет. Поймите правильно, я не против праздников. Они должны быть, должна быть смена картинки. Но, когда запускаются все эти салюты, меня поколачивает. И когда мне заявляют «не мешайте нам радоваться жизни», я отвечаю: ни в коем случае, радоваться жизни — это нормально, но, когда вы в очередной раз запускаете фейерверк, потрудитесь посмотреть в глаза вдове, матери, которая похоронила сына, или той, у которой сын пропал без вести. Посмотрите в глаза бойцу, который приехал в отпуск с СВО или лежит раненый в госпитале.
Помню, один из участников СВО предложил на День города устроить выставку, посвящённую СВО, показать в том числе трофеи. Ему отказали — не надо омрачать праздник. Я, признаться, была не удивлена. В 2023 году на одном из торжеств я хотела выставить «сети добра», чтобы каждый имел возможность завязать на них символические «узелки победы». Мне тогда было сказано то же самое: не надо омрачать праздник.
Опыт — в новое русло
— Понятно, что «моя хата с краю» — это не про ваших волонтёров. Сколько их сейчас в группе?
— Только в Сысерти больше 400 человек, но есть ещё несколько ячеек «Сысерть СВОих не бросает» в Сысертском районе и даже в Екатеринбурге.
— Как началась история группы?
— Она началась с гуманитарной помощи беженцам, которым в Нижние Серги были отправлены вещи первой необходимости. Хотя группы как таковой тогда ещё не было. А потом началась специальная военная операция... На тот момент у меня был свой бизнес, мне было очень интересно делать сухофрукты, хотела освоить производство конфет, но, естественно, стало не до бизнеса, появились другие приоритеты.
Наработанный опыт, технологии производства я решила направить в другое русло — на гуманитарную помощь фронту. Ко мне присоединялись люди, ассортимент производства расширялся, рецептура совершенствовалась. Местные жители несли нам овощи, фрукты, ягоды, травы, грибы, что-то мы покупали — и на свои деньги, и объявляя сбор. Начали делать свечи, спички длительного горения, «таблетки» для розжига и многое другое, шить, плести и так далее. В общем, большие объёмы производства требовали отдельного помещения. Мы его арендовали (то, в котором вы как раз и были), но и из него быстро «выросли». Запросы фронта росли, производство расширялось.
А чуть больше года назад я приметила это помещение в промзоне, оно идеально подходило для наших целей. Мы смогли организовать здесь цеха — производственные пищевые, сортировочный, упаковочный. В планах — организовать швейный цех, пока же женщины отшивают дома. У нас появился склад, а также зал, где проводятся всевозможные мероприятия, в том числе мастер-классы, тактические занятия. И даже детскую комнату оборудовали, где ребятишки наших волонтёров могут проводить время, пока их родители и бабушки-дедушки заняты делом. Очень важно, что здесь, благодаря прилегающей просторной территории, мы теперь можем проводить отгрузки.
Не вправе бросить!
— И тем не менее не так давно в социальной сети вы опубликовали пост отчаянья.
— Вы знаете, я несколько раз обращала внимание на то, что нам нужно помещение, тех, от кого это зависит. Помню, в прошлом году на Дне народного единства, когда м 19df не в очередной раз сказали «помещения нет», я ответила, что мы его уже нашли, вот с платой за аренду помочь бы. Поулыбались... А в этом году на День народного единства нас вообще не пригласили, как и многие другие мощные волонтёрские группы Сысертского района. Людям было обидно, меня спрашивали: «Почему?» А я им просто сказала: «Каждая из вас задайте себе вопрос: для чего вы стали бойцами тыла? Разве для признания со стороны администрации? Вот когда ответите, всё встанет на свои места и никакой обиды не будет». Мы всё делаем не ради благодарственных писем, медалей и других знаков внимания. Мы работаем по зову сердца. Но без поддержки административного ресурса крайне сложно тянуть такие объёмы. Возможности людей и мои не безграничны. Мы же работаем за счёт пожертвований, которые направляются на закупку материалов, сырья, на оплату той же аренды площадей и так далее. Но люди устали, и мне уже неловко к ним обращаться, выкладываю каждое сообщение о сборе с болью в душе. Да, как говорится, волонтёр без наглости, как боец без оружия, но всё же... В настоящий момент нам реально необходим административный ресурс хотя бы в помощи с арендой этого помещения (спасибо людям, которые нам его сдали, за их терпение).
Знаю, что многие, прочитав мой пост, решили — группа сворачивает свою деятельность. Такого нет и быть не может! Мы несём колоссальную ответственность, прежде всего, перед теми, кто нам доверяет, кто к нам обращается и кто ждёт посылки с фирменным знаком «Сысерть СВОих не бросает», и мы не вправе обмануть эти ожидания. Морального права не имеем всё бросить. Но в каждой чаше терпения есть своя точка кипения.
— Что вас вдохновляет, несмотря ни на что, продолжать идти по выбранному в 2022 году пути?
— В первую очередь слова благодарности, которые присылают нам с передовой ребята, их жёны, матери. Детская радость раненых, когда мы привозим в госпитали те же домашние блинчики, «спасибо» от медиков за костыли, коляски, подушки... Боевой настрой наших волонтёров, с которыми мы уже стали одной семьей. Общение с душевными, тёплыми людьми, которые готовы поддержать и словом, и делом. Дружба, взаимопомощь, сложившееся между волонтёрскими группами всей страны. И, конечно, планы, которые мы продолжаем строить.
— Кроме всего прочего, что в ближайших?
— Ждём климатической зимы, чтобы собраться и засесть за лепку пельменей. Отправим их в термоконтейнерах ребятам в зону СВО. Не буду загадывать, но очень бы хотелось успеть к Новому году.