Многострадальный проект уральского Эрмитажа, открытие которого по разным причинам переносилось много раз, вышел на финишную прямую. На прошлой неделе руководство музея и городские власти показали журналистам святая святых, куда заказан путь простым смертным, – фондохранилище.
Зачем хранить экспонаты, которые никто не увидит
К проекту «Эрмитаж-Урал» у свердловчан отношение особое, ведь именно у нас в годы Великой Отечественной хранилась значительная часть экспонатов Государственного Эрмитажа, вывезенная двумя эшелонами из города на Неве. Все эти сокровища в целости и сохранности были возвращены после войны ленинградцам.
Биометрия и управление климатом
Инженерные и климатические процессы во всех помещениях фондохранилища (температура, влажность, вентиляция, видеонаблюдение и многое другое) будут управляться с единого пульта на первом этаже здания. Произведения искусства нельзя тушить водой, поэтому корпус оборудован специальной системой газового пожаротушения.
Все помещения – мастерские и хранилища – оборудованы системой доступа. У большинства сотрудников вход по специальной карточке, а у главного инженера и главного хранителя – по биометрии, то есть по отпечаткам пальцев. Между этажами работают лифты. Из мастерских на данный момент практически полностью укомплектована столярка, где расположено около десятка станков. Для других мастерских требуется более сложное оборудование.
Корпус фондохранилища был спроектирован и построен специально под коллекцию и задачи уральского Эрмитажа. В частности, все реставрационные мастерские здесь расположены в северной части здания, куда не попадают прямые лучи солнца, пагубно влияющие на произведения искусства. Там будет царить равномерный дневной свет. Соответственно, кабинеты сотрудников размещены в другом крыле, где солнце не представляет опасности.
«Самое важное для произведений искусства – это стабильная температура хранения, – пояснил Никита Корытин. – В среднем это порядка 18–20 градусов тепла. Климат может быть более сухой или влажный, но он должен быть стабилен, именно это обеспечивает сохранность экспонатов. При этом для разных коллекций – разные требования: бумаге нужно одно, металлу другое, иконе третье. Гравюра, рисунок, акварель хранятся в специальных драйверах, горизонтально, чтобы бумага не деформировалась, а металл – в шкафах. Отдельное помещение обустроено для мебели и экспонатов из дерева. Есть сейф-комната для ювелирных произведений искусства – маленьких, но очень ценных».
Почему реставратор — редкая профессия
Общее собрание музея насчитывает почти 18 тысяч предметов, из них 1,7 тыс. находятся в экспозиции, а остальные будут размещены в спецхране. Перевозка экспонатов займёт около пяти месяцев.
Одна из самых сложных проблем, которую предстоит решать центру, – дефицит кадров. Система подготовки реставраторов в 90-е и 2000-е годы в России была почти полностью разрушена, лишь сегодня она начинает формироваться вновь. Можно, конечно, попытаться переманить специалистов из других регионов, но зарплата в 36 тысяч рублей (муниципальный стандарт) привлекает не многих.
Кого и зачем ждет «Эрмитаж-Урал»
Фондохранилище уральского Эрмитажа будет доступно для посещения только сотрудниками музея, но в этом правиле есть исключение. Читальным залом центра смогут воспользоваться искусствоведы и культурологи (в том числе студенты). В библиотеке собрано около 8 тысяч томов по данной тематике.
Кроме того, уже нынешним летом рядом со зданием на ул. Вайнера 16б, планируется создать особое культурное пространство для чтения лекций, встреч, совместного просмотра фильмов под открытым небом.
А ещё организаторы хотят перенести из парка им. Лесоводов России на территорию лектория деревянные скульптуры легендарного художника-авангардиста Валерия Гаврилова, созданные ещё в 70-х годах прошлого века. По словам Никиты Корытина, фигуры находятся в плачевном состоянии, им требуется реставрация, а в центре города их увидит гораздо большее число людей. Руководство музея уже ведёт по этому поводу переговоры с Минприроды региона. Однако сама идея переноса у многих вызывает вопросы.