Уральцы всё чаще сталкиваются в своих дворах с закладками и наркоманами

Методы борьбы с закладчиками наркотиков и граффити с драг-сайтами не перестают тревожить жителей Свердловской области. Сигналы о подозрительных людях, рыскающих с фонариками по клумбам, под скамейками или у подъездов, регулярно появляются в социальных сетях.

   
   

Свидетелями деятельности подобных «кладоискателей» становятся даже жители благополучных центральных дворов Екатеринбурга.

Прямо под носом

В редакцию «АиФ-Урал» обратилась жительница Екатеринбурга Анна, которая рассказала, как возле её дома в районе улиц Шейнкмана и Сакко и Ванцетти, рядом с загсом, закладчики устроили настоящее «паломничество».

«Сейчас наркоши делают закладки под плитками лестницы, рисуют неприличные граффити и встречаются иногда на этой лестнице, – говорит Анна. – Рядом, в двух шагах, находится отделение полиции. Но никто не реагирует. Жильцы, судя по дорогим машинам, не самые нищие, и, наверное, крепкие мужчины тоже есть. Но и они не суются. Всех, видимо, это устраивает! Как с этим бороться? Мы ведь живём в этом болоте...»

Другой екатеринбурженке, Елене, и вовсе пришлось переехать из центра на окраину города: «Я долгое время жила в доме на улице Попова, и мне было просто страшно выходить на улицу по вечерам. Постоянно наблюдать наркоманов, копошащихся в моём дворе и у подъезда в поисках закладки. Терпение от бездействия правоохранительных органов кончилось, и я продала квартиру, переехав на окраину ВИЗа».

Ещё один житель столицы Урала, Сергей, также столкнулся с проблемой: в его подъезде завелись наркоманы. Их появление он определил довольно легко. На площадках появились использованные шприцы, а невменяемые посетители, явно не из соседей и их знакомых, попросту не могли объяснить, что они делают в подъезде и к кому пришли.

«Устные замечания и просьбы покинуть подъезд должного эффекта не возымели, а когда лестничную клетку одного из этажей залили кровью – я обратился в полицию, написал заявление, на этом пока всё и остановилось. А проблема осталась», – подчеркнул мужчина.    
   

Быть бдительным

Об обязательном реагировании правоохранительных органов на подобные сигналы от горожан говорит депутат городской думы Екатеринбурга Тимофей Жуков: «Силовые структуры обязаны реагировать на сообщения людей о криминале, ситуациях со сбытом, употреблением наркотиков, а также с нахождением подобных притонов в многоквартирных домах. Если полиция и охрана не реагируют, то смело и совершенно спокойно можно писать нам, депутатам, в социальных сетях. Не надо идти ни через какой долгий путь обращений. Наша задача – подтолкнуть к действию тех, кто должен нести за это ответственность и исполнять свои полномочия».

Также народный избранник подчеркнул, что подобные преступления с «закладками» происходят настолько быстро, что полиции зачастую не хватает ни сил, ни ресурсов, ни времени успевать ловить каждого.

«Чтобы сделать «закладку», наркосбытчику требуется всего пара минут, а для тех, кто умеет это делать, достаточно и одной: сфотографировать место, передать информацию с подробной картой и содержимым «закладки» своему куратору. В связи с этим у людей возникает ощущение, что полиция просто бездействует. Но полицейские просто не успевают отреагировать на сигнал. Поэтому часто приходится рассчитывать на собственную бдительность», – отмечает парламентарий.

Однако эффективный механизм борьбы с граффити интернет-магазинов наркотических веществ на домах, заборах и других поверхностях всё же есть.

Как пояснил Тимофей Жуков, у каждого забора и стены есть свой собственник, однако люди часто не знают, кому сообщать об испорченной поверхности.

Цифра недели
На 15% вырос незаконный оборот наркотиков в регионе.
«Есть служба квартальных, которая должна фиксировать эти надписи и выносить предписания собственникам объектов, – рассказывает Тимофей Жуков. – Соответственно, людям нужно обращаться к своим квартальным, отправлять фотографии с этими граффити, с указанием места, где это сделано, в качестве доказательства. Это обязательная процедура, так как инспектор протоколирует эти заявления и отправляет их дальше по инстанциям».

Что касается поимки художников «сайтов смерти», на данный момент в законодательстве РФ подобные действия подразумевают лишь административное наказание. По мнению Тимофея Жукова, законодательство необходимо ужесточать.

«Людей, которые распространяют информацию об интернет-магазинах наркотиков, рисуя граффити, нужно приравнять к распространителям этого зелья, – считает парламентарий. – Когда ты рекламируешь криминал, ты должен нести уголовную ответственность. В законы нужно вносить поправки».

Между тем в МВД региона ежемесячно отчитываются о проделанной работе по раскрытию преступлений, связанных с наркотиками. По данным оперуполномоченного управления по контролю за оборотом наркотиков Елены Чернышёвой, за полгода в регионе выявили 2 588 наркопреступлений.

Из них большая часть связана со сбытом запрещённых веществ. К уголовной ответственности были привлечены 1 133 свердловчанина, изъято более 21 килограмма наркоты.

Как отмечают полицейские, сегодня основной канал поставки наркотиков – это интернет. За первую половину года удалось заблокировать 433 интернет-магазина, 363 из которых действовали на территории уральской столицы. Ещё были обнаружены 108 ресурсов в соцсетях, где размещался незаконный контент и реклама.

Последний криминальный случай произошёл в сентябре. Более 5 килограммов наркотиков нашли на квартире 49-летнего жителя Нижнего Тагила.

Его автомобиль остановили сотрудники ДПС на Московском тракте в Екатеринбурге и после досмотра изъяли десять таблеток с запрещёнными веществами.

«Результаты осмотра квартиры, в которой проживал мужчина, впечатлили даже опытных борцов с наркотрафиком, – признался глава пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых. – Впоследствии проведённым экспер­тами-кри­ми­на­лис­тами исследованием было установлено, что в жилище подозреваемого хранился N-метилэфедрон весом 4,7 килограмма, наркотическое средство, содержащее производное уксусной кислоты, общей массой 377 граммов, 27,33 грамма мефедрона, а также каннабис массой 11,3 грамма».


Печальная статистика

Олег Забродин, главный нарколог Свердловской области :

– В последнее время в регионе наблюдается рост смертей от отравления психоактивными веществами. По данным ГУ МВД региона, незаконный оборот наркотиков вырос на 15%.

В прошлом году было зафиксировано около 450 летальных исходов. За период с января по май 2021 года скончались 216 наркозависимых жителей области.

Такие цифры мы сегодня наблюдаем из-за большой доступности этого зелья. Интернет, социальные сети и реклама на стенах домов позволяют быстро и дёшево доставлять и поставлять наркотики в любую точку.

По нашим прогнозам, в ближайшие три-четыре года заболеваемость наркоманией среди свердловчан будет только расти.

Борьба без результата

Евгений Жабреев, руководитель Уральского родительского комитета

Рост распространения наркотиков среди молодёжи идёт не один год и не одно десятилетие: через интернет, через надписи на стенах. В данный момент почти никто с этим не борется и никто это не контролирует, в первую очередь от нехватки кадров в правоохранительных органах.

Если раньше у нас была мобильная группа для отработки подобных сигналов, то сегодня для такой работы даже одного сотрудника полиции добиться практически невозможно. Несколько месяцев приходится ждать, чтобы провести хотя бы один рейд.

В связи с чем сложилась такая ситуация в МВД и других ведомствах, мне не понятно, однако это негативно влияет на предупреждение распространения наркотиков в Екатеринбурге и других городах области.

Общественные организации находятся в катастрофической ситуации, так как скоро эти «закладки» будут лежать под каждым окном и каждой лавкой, а участковый не сможет отреагировать на сигнал — его попросту не будет на месте.

К примеру, в Орджоникидзевском районе ходит не два и не десять закладчиков, а 200–300
человек. И мы все понимаем, когда кто-то что-то подкапывает, зарывает и прячет. А я не могу схватить его за руку, иначе на меня напишут заявление. Он спрячет «закладку», а я окажусь виноватым в том, что причинил вред его здоровью.

Как общественная организация, мы выявляем случаи продажи наркотиков, но без силовиков не можем ничего сделать. Если мы ловим распространителей, но рядом нет полиции, мы беспомощны.
С моей точки зрения, необходимо вносить изменения на законодательном уровне. 

Мы рассекречиваем аккаунты в соцсетях по продаже наркотиков, назначаем подставные встречи. Подаём сигнал полиции, чтобы они смогли задержать закладчика по горячим следам. Но результат, к сожалению, нулевой.

Наркосбытчики присылают курьеров или таксистов, которые привозят зелье заказчику. В этом ключе силовым ведомствам также нужно проводить работу. Всё, что мы сейчас можем, это проводить профилактические мероприятия в школах.

Сейчас у системы нет отлаженного механизма взаимодействия между силовиками и общественниками, и его нужно создавать.