Уральский бунт: почему Яков Свердлов в 1905 году был Алексеем Навальным

Отмечая столетие двух революций, нельзя забывать, что подготовка к ним началась в столице Урала задолго до февраля и октября 1917 года. При этом решающую роль в ней сыграл человек, чьё имя много десятилетий носил наш город. «АиФ-Урал» продолжает серию материалов о революционном прошлом Екатеринбурга.

   
   

Место притяжения

«Наш город сохранил немало архитектурных «осколков», связанных с событиями 1905 и 1917 годов, - рассказывает директор Центра по охране и использованию исторического и культурного наследия Леонид Генин. – Некоторые из них прекрасно вписались в формат современного Екатеринбурга, какие-то оказались задавленными новой, современной застройкой. При этом исторические памятники в столице Урала часто связаны не с какой-то уникальностью самой архитектуры, а с определёнными личностями и явлениями. К революции 1905 года можно относиться по-разному, но одним из главных зданий, где происходили события тех дней в Екатеринбурге, был первый городской театр».

Сегодня первый городской театр Екатеринбурга носит название «Колизей». Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Каменное здание первого городского театра было построено на перекрёстке Главного проспекта (ныне – проспект Ленина) и Вознесенского проспекта (сейчас – улица Карла Либкнехта) в 1845 году. При этом уральские историки говорят, что открытие состоялось в 1847. Строили его купцы, в складчину, а основными дольщиками были купцы Рязановы. Они были продвинутые в бизнесе люди и полагали: если затея с театром не выйдет, поставим здесь торговые ряды. За 170 лет театр несколько раз перестраивался. Нынешний его фасад похож на старинный, но всё же относится к современности.

Первый городской театр в 1917 году. Фото: Википедия

«Проект оказался востребован, на площадке театра устраивалось множество культурных мероприятий, - рассказывает заведующий научно-информационным отделом Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. – Здесь был театр, позднее – кинотеатр, здесь выступали заезжие звёзды, ставились спектакли, учёные читали лекции. Вполне естественно, что именно это здание в центре города в ноябре 1905 года стало местом притяжения самых разнообразных политических сил. Начинались холода, а людям требовались помещения для проведения митингов. А в здании театра помещалось до тысячи человек (!), хотя по объёму он и был меньше нынешнего «Колизея».

Напомним, митинги по всей России стали ответом на несвободы, которые объявлялись в Манифесте 17 октября 1905 года. Он был разработан председателем совета министров Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутой».

Митинговали все

«В те дни в Екатеринбурге митинговали все: мещане, приказчики, эсеры, социал-демократы, почтово-телеграфные служащие, - констатирует Евгений Бурденков. – Каждое профессиональное объединение требовало себе отдельное место. В городском театре первый митинг прошёл 13 ноября, после вооружённого восстания в Москве и ряде городов Урала. При этом у нас никаких массовых кровопролитий не было».

Самой яркой фигурой на митингах был двадцатилетний Яков Свердлов. В те дни он выступал под кличками товарищ Михайлович и товарищ Андрей. Истории известны 9 выступлений Свердлова, которые проходили в городском театре. Митинги организовывали разные политические силы, но что интересно: практически на всех сборищах (кроме одного) председательствовал товарищ Андрей. Несмотря на то, что представлял он исключительно социал-демократов, он имел такую бешеную популярность в Екатеринбурге, что другие партии приглашали его в качестве «ведущего». Можно сказать, что в ноябре 1905 года у Свердлова был надпартийный статус.

   
   

«Если припомнить каких-то современных политиков, я бы сравнил его с Алексеем Навальным, - говорит Евгений Бурденков. – Во всяком случае, они схожи по харизме, по умению манипулировать людьми. Хотя всё остальное, включая возраст и, тем более, лозунги, у них другое».

Товарищ Андрей накануне революции 1905 года. Фото: Википедия

К чему призывал товарищ Андрей? Свердлов придерживался чёткой политической платформы. Он говорил об уничтожении существующего государственного строя, призывал рабочих к объединению и созданию единой рабочей партии («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Свердлов убеждал людей, что Манифест октября 1905 года – это «уступка». Аудитория у товарища Андрея на митингах была самая разная, но он умел красиво говорить, интересно подавал людям коммунистические идеи, охотно шёл на диалог и даже многие заклятые оппоненты принимали его сторону. Голос и риторика давали потрясающий эффект.

Умелый манипулятор

Известно несколько случаев, как Свердлов, мастерски манипулируя толпой, добивался своего. Однажды эсеры собрали в театре много народу, и никто из представителей партии, естественно, не хотел, чтобы на митинге председательствовал социал-демократ. После короткой речи, произнесённой товарищем Андреем, большинство собравшихся потребовало, чтобы действо возглавил он. Эсерам пришлось пойти на уступки, иначе мероприятие было бы сорвано.

То же самое произошло на митинге, созванном мещанской управой. Для них Свердлов был прямым антагонистом (мещане, скорее, тяготели к черносотенцам). На митинге даже была составлена резолюция о созыве Учредительного собрания, которую было решено направить в столицу. Но, благодаря красноречию товарища Андрея, её в конце концов отозвали.

Последний его митинг, который прошёл в городском театре 29 ноября 1905 года, был отмечен целой группой засланных провокаторов, которые должны были сорвать «спектакль». Люди в разных концах зала закричали «Пожар!!!». Последствия могли быть очень серьёзными, в здании находилось до тысячи человек. Но Свердлову удалось достаточно легко пресечь панику, митинг продолжился.

Боевая дружина

Интересна система охраны, которую использовали социал-демократы на митингах в Екатеринбурге в 1905 году, в том числе – в здании городского театра. Это была боевая дружина, насчитывающая до 100 вооружённых человек. А когда она объединялась с анархистами и эсерами, количество боевиков доходило до 300!

Система была достаточно сложная для того времени. Практиковалось внешнее и внутреннее наблюдение, причём наблюдатели на одном и том же объекте время от времени менялись, чтобы оценивать ситуацию свежим взглядом. Чтобы в здание театра не проникли провокаторы (а их в те дни было немало), у входа устанавливались некие условные «рамки». Они помогали отсекать людей, которых на митинге не должно было быть.

Известно, что в ноябре 1905 года в театре было несколько провокаций, когда огромная толпа «чуждых элементов» пыталась проникнуть внутрь. Тогда дружинники неожиданно открывали настежь главные двери и делали резкий залп в воздух из револьверов и ружей. Это помогало остановить толпу.

Выход с митинга тоже был сложный, это делалось, чтобы не допустить кровопролития, а оно могло произойти в любой день ноября. Противостояние было серьёзным, оно требовало слаженной работы и координации боевиков. Считается, что их руководителем был Фёдор Фёдорович Сыромолотов. У Сыромолотова был большой красный бант, и все вокруг знали, что этот человек руководит всей дружиной партии социал-демократов.

Власть была растеряна

Вы спросите: а как же администрация, спектакли и другая культурная жизнь? Судя по всему, в ноябре 1905 года в городском театре её не существовало. По воспоминаниям участников тех событий, социал-демократы очень гордились, что они явочным порядком, ни с кем не договариваясь, занимали здание. Они просто вешали объявление и проводили митинг, с администрацией театра особенно никто не церемонился.

В городе было ещё одно место для митингов – Верх-Исетский народный дом на нынешней площади Уральских коммунаров, деревянное здание, где хозяевами было «Общество народной трезвости». Владельцы всячески сопротивлялись, чтобы социал-демократы там появлялись. Но городской театр некому было защитить. Что касается местной власти, то она в октябре и ноябре старалась особенно не высовываться, она была растеряна. Лишь к декабрю у чиновников и полиции появилась жёсткая позиция на «разгон».

Важно также понимать, что с организованной группировкой в 300 стволов никакая полиция бы в те дни не справилась. Только после того, как  в декабре 1905 года в город ввели войска, дружина распалась.

Да, в 1905 году митинги интересовали жителей Екатеринбурга больше, чем всё остальное. Были консервативно настроенные горожане, были те, кто с большим удовольствием посмотрел бы в театре спектакль какого-нибудь модного драматурга. Но товарищ Андрей со товарищи ставили другие «спектакли».

«Самое удивительное, что несмотря на ежедневные митинги и бурные страсти, бушевавшие в 1905 году, несмотря на массу провокаций, зданию не было нанесено никакого ущерба!, - полагает Леонид Генин. – Было бы хорошо, если бы и в наше время мы так же бережно относились к памятникам нашей истории».

Несмотря на бурные страсти, бушевавшие в театре в 1905 году, зданию не было нанесено никакого ущерба. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Что касается товарища Андрея, то он после событий 1905 года покинул город, объездил едва ли не весь Урал, а 10 июня 1906 года был арестован в Перми. Но в Екатеринбург он ещё вернётся. Иными словами, продолжение следует.