В кирпичах дороже? Сносить нельзя восстановить

Школа, основанная, по легенде, прапрадедом писателя Мамина-Сибиряка, оказалась ценнее в виде стройматериалов. © / сообщество «ВКонтакте» «Уральский хронотоп» / «АиФ-Урал»

Накануне Года Дмитрия Мамина-Сибиряка в селе Кисловское (Каменский городской округ) продают здание земской школы, по данным ряда краеведов, основанной ещё прапрадедом писателя. Покупателю предлагается приобрести старинный объект… в виде кирпичей.

   
   

Царский материал

На проблему обратил внимание руководитель общественной организации «Уральский хронотоп» Олег Букин, много лет борющийся за сохранение объектов культурного наследия (даже если здания по той или иной причине не входят в официальный перечень ОКН).

«Знакомый прислал ссылку на это объявление, – рассказывает Олег Букин. – Съездил, посмотрел. Рядом памятник «Церковь Петра и Павла», там реально красиво. Хотя, конечно, состояние не очень, нужны большие вложения. Но тем не менее хочется спасти здание, а как? Позвонил одному товарищу, спросил, за сколько бы взял. За рубль, говорит, а землю – бесплатно. Всё, понятно. Я готов был отдать за домик 60 тысяч (ну, потому что у меня прямо сейчас есть). Владелец хочет миллион…»

Действительно, в объявлении сказано: «Продаётся кирпичное здание школы, основанной прапрадедом Мамина-Сибиряка, построенное земским и кредитным товариществом в 1910 году. Выполнено полностью из царского кирпича, подлежит как реставрации, так и полному разбору, с дальнейшим использованием кирпича как ценного стройматериала».

Как уверяет продавец, историческое здание (без пристроев) состоит примерно из 80–100 тысяч царских кирпичей. При этом стоимость объекта может варьироваться «в зависимости от конкретных предложений». Стоимость одного кирпичика – 40 рублей.

Фото: «АиФ-Урал»/ avito.ru

В связи с этим Олег Букин призывает уральский бизнес спасти здание. По его словам, у объекта есть коммерческий потенциал. Оно стоит недалеко от трассы, рядом с Каменском-Уральским, в 90 км от Екатеринбурга, в живописном месте. Большое открытое пространство между домом и храмом, приподнятый рельеф местности, интересная планировка, годится под коттедж.

«Если хорошо вложиться, то заработать можно, – уверен общественник. – Владелец, при всей моей любви к наследию, называет завышенную цену, поэтому тут нужен профессиональный переговорщик. Возможно, риелтор, имеющий опыт продаж таких зданий».

   
   

Есть разница!

Если заглянуть в перечень объектов культурного наследия Свердловской области, то, действительно, в качестве единственного памятника в селе Кисловское значится только церковь Петра и Павла. Здания земской школы в списке нет. Хотя в открытых источниках (в том числе на сайте сельской администрации) сказано, что местный священник Иоанн Мамин (прапрадед Д. Мамина-Сибиряка) в 1849 году в церковной сторожке открыл школу, где ежегодно училось от 15 до 30 мальчиков и от 5 до 9 девочек. В 1871 там начала действовать земская, а через некоторое время открылась церковно-приходская школа. Лишь в 1910 году кредитное товарищество и земство построили кирпичное здание. До революции более 30% жителей села владели грамотой.

Статистика
До 100 тыс. царских кирпичей содержит старинное здание.
Нехитрый подсчёт показывает, что если объект продавать по кирпичикам, то его стоимость может составить порядка 4 млн рублей, то есть в четыре раза больше, чем если его продавать в целях реконструкции или ремонта! Но есть в этой истории одно но. Дело в том, что 2022 год объявлен в Свердловской области Годом писателя Мамина-Сибиряка. И будет немного странным, если в регионе разрушат школу, основанную его родственником.

Между тем Олег Букин провёл расследование и выяснил, что это не первая попытка реализовать здание. Когда-то оно принадлежало предприятию-банкроту. Конкурсный управляющий его продал, при этом ему пришлось несколько раз снижать цену. На данный момент дом продаёт человек, выкупивший его на торгах. Дом пытался приобрести и сохранить местный священник отец Сергий, но не получилось.

Кроме того, далеко не факт, что данный объект – именно земская школа. Старожилы высказывают мнение, что в нём располагалось потребительское общество. «Это, естественно, ничего не меняет, здание есть здание, и его историко-культурная ценность от этого не страдает, – констатирует общественник. – Повстречался с людьми, которые теоретически были бы готовы дать денег на выкуп. Но прежде чем они начнут рассматривать этот вопрос, им нужны гарантии, что здание будет отремонтировано, будет жить какой-то новой жизнью в относительно скором времени».
Тем не менее появился шанс, что старинный объект не будет продан на кирпичи, а сохранит свой исторический облик.

Сложная тема

«Тема сохранения ОКН – сложная и противоречивая, – считает специалист по недвижимости Екатеринбурга Павел Репин. – Безусловно, архитектурное наследие необходимо беречь и восстанавливать. Но ключевая проблема здесь – многочисленные запреты на использование таких зданий и большое количество факторов риска. За такими домами сегодня, помимо властей, наблюдает масса фондов, общественников, гражданских активистов. Любая адаптация здания под нужды бизнеса чревата потерей исторического облика и мощнейшим негативным хайпом. Поэтому предприниматели не очень любят влезать в эту сферу. При этом часто всё «отстаивание» сводится к тому, чтобы просто не дать снести объект, его дальнейшая судьба мало кого волнует. А фактор старения, естественно, с каждым годом усугубляется, мешая адаптировать ОКН под современные реалии. Полагаю, что задачу эту бизнес, власть и общественность должны решать сообща. Но сегодня они, к сожалению, стараются переложить ответственность за ОКН друг на друга. Какую-либо синергию в таких проектах я наблюдаю всё реже».

Положительный опыт

Стоит отметить, что на Среднем Урале есть опыт, когда дома-памятники восстанавливают за счёт бюджета. Правда, речь идёт о зданиях, в которых живут люди. И удовольствие это не из дешёвых. Как правило, стоимость их ремонта в разы превосходит ремонт в обычных МКД.

«В процессе реконструкции в домах восстанавливаются фасады и кровли, в квартиры жителей проводятся системы тепло- и водоснабжения, – отметил глава МинЖКХ Николай Смирнов. – Также в ходе работ проводится благоустройство придомовых территорий».

По оценкам экспертов, на данный момент в регионе примерно 135 таких домов. Больше всего их в Екатеринбурге, Ирбите и Верхотурье. С 2017 года по поручению губернатора по 14 объектам была разработана проектно-сметная документация. Шесть из них были отреставрированы.

Кстати
Царские кирпичи – антикварный строительный материал, произведённый до 1917 года. Для их изготовления использовалась ручная формовка.