«Вас беспокоит майор МВД». Уральцы отдают мошенникам накопленные миллионы

Большинство жителей региона осведомлены о схемах, которыми пользуются мошенники, чтобы завладеть их личными средствами. Но тем не менее попадаются на удочку преступников и отдают им весьма крупные суммы. В числе пострадавших не только пожилые люди.

   
   

Дорогая незнакомка

Летом этого года 41-летнему жителю одного из городов Свердловской области захотелось большой и чистой любви. Мужчина установил на своём телефоне приложение, которое специализируется на предоставлении интим-услуг. При этом его не смутило, что при регистрации ему пришлось вводить свои персональные данные. Выбрав прекрасную незнакомку, мужчина попытался оформить заявку, но по каким-то причинам передумал.

На следующий день несостоявшемуся ловеласу позвонил неизвестный и заявил, что нерешительность пользователя привела к сбою в системе, в результате чего компания понесла убытки. Мужчине было предложено перевести на счёт компании 15 800 рублей, которые якобы будут возвращены сразу, как только неполадки в системе будут устранены. Судя по всему, «сбой» был серьёзным, поскольку в течение последующих суток бедолагу вынудили перевести эту сумму ещё дважды. Расставшись таким образом с 47 400 рублями, мужчина заподозрил неладное и обратился в полицию, сотрудники которой возбудили уголовное дело по факту мошенничества. В ходе расследования оперативники выяснили, что номер злоумышленников зарегистрирован на территории другого государства.

57-летней жительнице Ревды мошенники пообещали доход в 500 тысяч рублей ежемесячно, если она будет делать ставки на некоем сайте (фейковом, разумеется), следуя инструкциям «серьёзных людей». На протяжении двух недель дама переводила личные сбережения по указанным реквизитам, боле того, её убедили взять кредит. В итоге несчаст­ная лишилась 1 036 000 накоплений и 215 000 кредитных денег.

Жительница Екатеринбурга 1961 года рождения отдала мошенникам 1 миллион 143 тысячи рублей, поверив лжесотрудникам ФСБ, работающим в одной связке с липовыми спецалистами Центробанка. Мошенники убедили женщину, что злоумышленники пытались оформить на её имя кредит, и, чтобы обезопасить средства, ей было предложено перевести их на «безопасный вклад». После того, как она это сделала, поступило предложение взять кредит в размере 980 тысяч рублей. К счастью, в нём соискательнице отказали. Женщина пожаловалась своей подруге, которая сразу поняла, в чём дело, и огорошила приятельницу: ты стала жертвой мошенников.

Чтобы выманить круглую сумму у 86-летней жительницы Тугулымского района, мошенникам не пришлось особо мудрствовать. Молодая особа позвонила на домашний телефон пенсионерки, «сказалась внучкой» и по­просила 800 тысяч рублей, которые якобы были нужны, чтобы замять дело о случившемся по её вине ДТП. Бабуля готова была пойти на всё ради своей кровинушки и не задумываясь отдала курьеру все деньги, которые были в доме, – 100 тысяч рублей. При этом она заверила, что оставшуюся сумму выплатит частями. На следующий день бабушка решила выяснить, всё ли в порядке у внучки. Каково же было её недоумение, когда выяснилась, что девушка жива-здорова и ни в какое ДТП не попадала.

Просто положите трубку

Это только часть мошенничеств, которые попали в поле зрения свердловских правоохранительных органов в сентябре. Всего же с начала года на Среднем Урале было зарегистрировано 9 700 преступлений, связанных с завладением личными средствами уральцев с использованием мошеннических схем. Это на 20% больше, чем за аналогичный период 2022 года. В общей сложности у жителей области было похищено чуть более одного миллиарда рублей (на 400 миллионов больше, чем в 2022 году).

   
   

«Представляете, какой прирост! – говорит начальник Управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД России по Свердловской области полковник полиции Евгений Полупанов. – При этом практически каждый второй пострадавший, когда мы беседуем с ним, утверждает, что знал об этих видах мошенничества, но... «со мной произошло что-то непонятное, будто что-то перемкнуло». Ничего удивительного в этом нет, мошенники мастерски владеют социальной инженерией, их задача – вывести жертву из состояния равновесия, чтобы нейтрализовать логическое мышление. А потом выманить персональные данные, в том числе банковские, и убедить перевести средства на подконтрольные счета. Поэтому, как только вам поступил звонок от мошенников, которые представляются сотрудниками МВД, ФСБ, прокуратуры, Центробанка или банка, в котором вы обслуживаетесь, необходимо сразу прервать разговор. Не стоит вступать с ними в дебаты, подвергать сомнению их подлинность и так далее. Терзают сомнения? Просто позвоните на горячую линию своего банка или, если речь идёт о схеме «попал в ДТП», – родственникам или в отделение полиции».

По словам Евгения Полупанова, сотрудники правоохранительных органов не используют для связи с гражданами мессенджеры. Зато этот вид связи сегодня всё чаще используют мошенники, посылая своим жертвам даже фотографии удостоверений, сканы документов с печатями. Липовые, конечно. И тем более полицейские, равно как и сотрудники ФСБ, прокуратуры, не пытаются узнать персональные банковские данные. То же самое касается и реальных сотрудников банков. «Более того, ЦБ РФ не работает с физическими лицами, не занимается обзвоном, никого не приглашает на личные встречи», – говорит эксперт по безопасности Уральского ГУ Банка России Владимир Хименко.

К сожалению, в области раскрывается всего 1/3 таких преступлений. «Дистанционные преступления крайне сложно раскрыть, – говорит Евгений Полупанов. – Тем более что злоумышленники действуют, используя зарубежные ресурсы, средства подмены телефонов. Поэтому на сегодняшний день главное – профилактика».

Доля возвращённых средств также не велика и составляет всего 1,5% от похищенного. «Связано это с тем, что люди сами, передавая конфиденциальную информацию мошенникам, нарушают условия договоров с банками, – говорит Владимир Хименко. – Соответственно, банки отказывают в возмещении ущерба».

Основные сценарии действия телефонных мошенников

1. Они представляются сотрудниками госучреждений, правоохранительных органов, ЦБ РФ или конкретных банков, далее следует легенда о том, что «неизвестное лицо в другом городе пыталось взять кредит на ваше имя, и, чтобы обезопасить свои средства, необходимо перевести энную сумму на…». В последнее время эта банальная схема всё чаще усовершенствуется – людям приходят сообщения от якобы вышестоящего руководства, которое получило запрос от ФСБ о компрометирующей банковской операции, поэтому необходимо противодействовать преступникам. Далее поступает звонок с подменного номера и… далее по стандартному сценарию.

2. «Ваш родственник (дочь, сын, внучка и так далее) попал в ДТП. Срочно нужны деньги для того, чтобы замять дело (как вариант, на транспортировку пострадавшего)». Примитивная схема, но на неё, к сожалению, с незавидной регулярностью ведутся пенсионеры, которые отдают свои деньги совершенно незнакомым людям. Зачастую они даже пускают их в свой дом!

3. Сегодня довольно популярен фишинг. Он процветает на различных площадках, где ведётся купля/продажа. Мошенники выходят на продавцов или покупателей и под видом легальной ссылки о безопасной сделке направляют жертве фишинговую ссылку, то есть поддельную, но визуально очень похожую на настоящую. Как правило, эти ссылки находятся на хостинг-площадках зарубежных провайдеров.

4. Псевдоброкеры обещают жертвам золотые горы за участие в инвестиционных программах. По факту люди переводят средства на подконтрольные счета мошенников. Кстати, на сайте ЦБ РФ есть реестр скомпрометированных «инвестиционных» организаций – он пополняется в ежедневном режиме.

Внимание: если вы ответили на звонок мошенников, ни в коем случае не продолжайте разговор! Не забывайте регулярно напоминать об этом пожилым родственникам.