В минувшие выходные в Верхней Пышме в третий раз состоялся автоквест для старинных автомобилей - «Кубок Урала по ретро-ралли-2022». Всего стартовал 61 экипаж участников. Журналист «АиФ-Урал» прокатился в одном из них и последил за необычными соревнованиями изнутри раритетного автомобиля.
Легендарный автомобиль
На главной площадке перед Музейным комплексом УГМК выстроились в несколько рядов четырёхколёсные ретро-красавцы. Кажется, здесь смешались эпохи и страны: прибыли и советские, и иностранные автомобили, от "Волги" до "Кадиллака". Можно подумать, это музейная экспозиция под открытым небом, но не тут-то было - все ретрокары на ходу, и с минуты на минуту отправятся на дистанцию 80 километров по улицам Екатеринбурга! За рулём свердловчане и гости из других регионов: Челябинской, Тюменской и других областей.
Вот челябинцы Константин и Елена Болдыревы приехали на ГАЗ-21. Это тот самый легендарный красавец из фильма «Берегись автомобиля». Супруги приобрели его пять лет назад, и с тех пор уже успели прокатиться на машине в нескольких ретро-гонках, а в Кубке Урала они принимают участие второй год подряд.
Недавно Константин и Елена проехали на "Волге" по Золотому кольцу России более пяти тысяч километров. Без единой поломки в дороге. Супруги наслаждаются поездкой в автомобиле и гордятся достижением советских конструкторов.
«Машина крепкая, прочная, безумно комфортная, - рассказывает Константин. - Если сравнить с западными аналогами того же времени, то она многим даст фору. После поездки на ней в "Лексусе" трясёт. Самое удивительное, что она проедет даже там, где не смогут современные кроссоверы. Да и история у неё особенная. Модель выпустили в 1957 году, всего двенадцать лет прошло после окончания войны. Страна на тот момент растерзана, ещё истекает кровью, раны не зажили. А люди трудились, создавали автомобиль. Поэтому это не товар, в отличии от импортных машин - это мечта о будущем».
Первый лимузин
Встречаются на фестивале и настоящие раритеты. Вот первый советский представительский автомобиль - лимузин ЗИС-101. Он появился в 1936 году, а всего в Советском Союзе подобных моделей было выпущено восемь тысяч.
Чёрный лакированный корпус, закруглённая радиаторная решётка, почти как у самолёта. В салоне есть перегородка между водительским и пассажирским отсеками. Из пятиместного автомобиль легко трансформируется в семиместный. Вместо поручня натянут канат, как в американских моделях, чтобы первым лицам удобно было вставать со своих мест. Стёкла опускаются вручную с помощью рычажков.
«На таких автомобилях катались обычно партийцы, а ещё машину можно было заказать как такси или прокатиться на ней во время свадебной церемонии, - рассказывает экскурсовод, сотрудник Музейного комплекса УГМК Дмитрий Плетнёв. - Ещё его хотели использовать как карету скорой помощи, но позже отказались от этой идеи из-за малой вместимости. Это любимый автомобиль актрисы Любовь Орловой, и ещё на нём, возможно, катался Лаврентий Берия. Но кому раньше принадлежал конкретно этот автомобиль, теперь не узнать».
Для большого марафона машина всё-таки достаточно солидная и немолодая. Сотрудники музея берегут её. Зато перед началом гонки зрители поучаствовали в викторине, и победители прокатились на ЗИС-101 по территории музейного комплекса.
«Кубок Урала» ежегодно собирает на своей площадке не меньше шестидесяти экипажей и более тысячи зрителей, - рассказала заместитель директора Музейного комплекса Елена Филатова. – Это те, кто ценит и любит ретроавтомобили, и понимает, что над классикой время не властно. Каждый год мы стараемся чем-то удивить наших зрителей. В этом году подарок особенный: сегодня мы открыли новое здание Музея автомобильной техники. Спецтехника, автомобили правительственного гаража, микрокары – в новой экспозиции есть всё, что нужно, чтобы влюбиться в ретроавтомобили. Сегодня зрителям гонки мы показали одну из самых интересных частей новой экспозиции, которая никого не оставляет равнодушным, –коллекцию микрокаров. Эти машинки, больше похожие на игрушечные, производили в Европе в 50-70-х годах».
«Мы в легенде!»
Итак, до старта первого экипажа остаётся пара минут. Звучит команда пилотам занять места. Ретро-автомобили дают символический гудок.
Участникам заезда предстоит преодолеть заранее неизвестный маршрут по городским улицам. На старте им выдают схемы маршрута или по-другому "легенды" - таблицы с дорожными указателями, направлениями движения и цифрами. В каждом экипаже - водитель и штурман, который, опираясь на "легенду", указывает путь водителю. За несколько часов в дороге ретро-гонщики сделают несколько остановок в разных точках уральской столицы, где посоревнуются в навыках вождения, поучаствуют в интеллектуальных конкурсах. Победителем этого заезда станет не самая быстрая команда (за опоздание или раннее прибытие на контрольный пункт насчитываются штрафные очки), а самая внимательная и пунктуальная.
Меня согласились взять с собой в поездку супруги Алексей и Марина Волокитины из Екатеринбурга. Они счастливые владельцы автомобиля "Renault 12" 1976 года выпуска. В дорогу отправились в настоящих гоночных комбинезонах.
«Автомобиль - почти мой ровесник, - рассказывает Алексей Волокитин. - Я работал в компании "Renault", поэтому выбор машины был очевиден. Она лёгкая в управлении, мне безумно нравится».
Раньше автогонщик участвовал в экстремальных ралли-рейдах на спортивных автомобилях, а ещё проезжал большие маршруты по всей стране от Астрахани до Магнитогорска. Теперь он фанат старинных автомобилей.
Супруга Алексея Марина - сегодня в первый раз выступает в качестве штурмана. Всю дорогу она внимательно следит за дорожными знаками на пути, командует «Направо через двести метров, а теперь налево, налево!». Азарт зашкаливает.
«Главная наша задача - доехать до точки, отметить время прибытия, - говорит Марина. - Если бы мы заранее знали пункт назначения, мы бы не плутали по городу зигзагами, а сразу туда приехали, затаились в кустах и подождали нашу нужную минуту, в которую мы должны быть, а потом спокойно отметились. Но в том-то и дело, что изначально мы не знаем, куда ехать. А ещё другие участники сбиваются с маршрута, начинают путать нас. Но как муж говорит: «Спокойно! Мы в легенде».
Наш экипаж призовое место не занял, но зато эмоции самые яркие. На финише в номинации «классических» авто победили водители из Екатеринбурга на BMW E21 1982 года выпуска и ВАЗ-2103 1964 года. В номинации «ретрокаров» победил Porsche 1969 года выпуска и советский ГАЗ.