«Витамин П». На Приполярном Урале может появиться вершина Екатеринбург

«Путешествие – это витамин, который необходим нашему организму, необходим человечеству. Тем более когда есть цель», – говорит альпинист, путешественник, член Русского географического общества Владимир Рыкшин.

   
   

Досье
Владимир Рыкшин родился 19 июня 1959  года. Окончил спортивный факультет Свердловского педагогического института. Мастер спорта по альпинизму (чемпион страны). Организатор и участник многих экстремальных экспедиций. Автор многих документальных фильмов и специальных проектов о спорте, удостоенных наград на российских и международных кинофестивалях. Рекорд­смен Книги рекордов Гиннесса. Член Русского географического общества.

– Владимир, в августе экспедиция Свердловского отделения Русского географического общества отправится на Приполярный Урал. С какой целью?

– Предполагается, что это будет исследование, крупномасштабная разведка территории Приполярного Урала, а точнее – Народо-Итьинского кряжа. Этот уголок природа защитила от цивилизации, там до нас не ступала нога человека. В прошлом году мы там ходили только по звериным тропам – хорошим, утоптанным. Флора и фауна там богатейшая, всё развивается без нас, людей, всё процветает.

Альпинистам, входящим в состав экспедиции, предстоит совершить восхождение на высочайшие (от 1 500 до почти 1 300 метров) безымянные вершины Народо-Итьинского кряжа и присвоить им географические названия – «наши звонкие дать имена». Мы живём на Урале, а своей вершины Екатеринбург у нас до сих пор нет, но есть Уральский следопыт – Юрий Сергеевич Борисихин (путешественник, журналист. – Ред.) ещё в 80-е годы назвал так одну из вершин. Вот мы и решили одну из вершин назвать Екатеринбург.

Кроме того, мы люди любопытные – благодаря этому качеству, которым нас наделила природа, и делаются все гео­графические открытия, поэтому мы начали искать, существует ли на планете вершина Русское географическое общество. Пересмотрели все горные системы, выяснили – нет такой вершины. Значит, будет. И ещё есть желание, если у альпинистов всё удачно сложится, одну из вершин назвать в честь Павла Петровича Бажова.

Главная цель экспедиции – закрепить эту территорию в статусе особо охраняемой природной территории с внесением во всемирное наследие ЮНЕСКО.
   
   
Народо-Итьинский кряж – первобытный уголок природы. Фото: «АиФ-Урал»

– У нас вообще много таких мест, куда не ступала нога человека?

– Мы пока нашли одно. Длина Народо-Итьинского кряжа – 180 километров, а ширина – километров 40. Это обширная территория необычайной красоты.

В прошлом году на высоте 400 метров мы обнаружили горное озеро, окружённое цепью вершин. Мы подошли к берегу: диких уток, гусей видимо-невидимо. И, что интересно, вода в нём чистейшая, бирюзового цвета, а в середине – тёмная. Наши дайверы будут исследовать это озеро, брать пробы воды, грунта. Что они найдут? Всё что угодно. Одна из стоящих перед нами задач – изучить эту экосистему.

– Вы ставите перед собой столько разноплановых задач... Невольно возникает вопрос – кто входит в состав экспедиции?

– Специалисты высочайшего класса. Альпинисты: Михаил Дэви – мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта, единственный в стране десятикратный чемпион России по альпинизму, Евгений Виноградский – человек мира. Им предстоит совершить восхождение, а потом 20 километров по горной реке Грубе-Ю сплавляться до базового лагеря. Ещё один участник экспедиции Сергей Кондрашин – человек-легенда в дайвинге (озеро предстоит исследовать именно его команде).

Евгений Тамплон, председатель историко-краеведческой комиссии Свердловского отделения РГО – знаменитый исследователь Урала, член-корреспондент Российской академии естественных наук. Изъявил желание поехать с нами и доктор географических наук, академик, вице-президент Русского географического общества Александр Чибилёв – он как раз специалист по особо охраняемым объектам ЮНЕСКО. Ну а моя задача как руководителя проекта – договориться с небесами относительно благоприятной погоды и не мешать членам экспедиции работать.

– Русское географическое общество активно работает с молодёжью. Готовы ли молодые люди, которых сегодня нередко обвиняют в чрезмерной прагматичности, сорваться и поехать «за туманом и за запахом тайги»?

– Ещё как! Путешествие – это же витамин, который необходим нашему организму, необходим человечеству. Тем более когда есть цель. И в этом смысле у нас прекрасная молодёжь, она куда продвинутее нас, она обладает всеми качествами, которые необходимы путешественнику. Так что вопрос преемственности у нас, можно сказать, решён.

– А какими качествами должен обладать путешественник?

– Прежде всего у него должно быть любопытство, интерес и к жизни в целом, и к природным явлениям в частности. А всему остальному можно научиться. И тому, как жить в гармонии с природой, чтобы не пришлось в ней выживать, – река и тайга могут прокормить человека. И тому, как не допустить каких-то экстремальных ситуаций. И водить всё, что на колёсах, управлять всем, что плавает.

– И упряжкой ездовых собак в том числе. Вы же на ней взошли на пик Ленина, за что были в первый раз внесены в Книгу рекордов Гиннесса?

– Мы не планировали специально этот рекорд. В 1990 году на пике Ленина произошла одна из самых страшных трагедий – сошедшая лавина сбросила в ледник альпинистов, находившихся в базовом лагере. Погибло более 50 человек (чудом выжили только двое – чех и альпинист из Питера). Мы думали, что собаки благодаря своему чутью смогут кого-то найти, но нет… Никого тогда не нашли. Я спускался туда – это преисподняя. Сейчас ледник тает и отдаёт останки погибших…

И вот тогда мы решили совершить восхождение на пик Ленина. Почему нет, если собаки великолепно себя чувствуют? И у нас с Леонидом Плотниковым получилось впервые в истории альпинизма въехать на вершину – 7 134 метра – на упряжке ездовых лаек. А потом мы с Пашей Смолиным по­шли на собаках на высочайшую вершину Советского Союза – на пик Коммунизма (7 495 метров). Это второй рекорд, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса.

– А третий?

– Как говорится, лучше гор могут быть только… реки. Был такой проект «Голубое ожерелье России», задача которого была пройти по водной глади до Берингова пролива и пересечь его – это около 20 тысяч километров. Вот за это и был получен третий диплом. Но на самом деле есть ещё четвёртый, за путешествие по пути Семёна Дежнёва – от Оймякона до Восточно-Сибирского моря. Я вообще считаю, что первыми путешественниками, гео­­графами были казаки, которым всегда было тесно на этой земле.

Так вот, на месте выяснилось, что на реке Индигирке есть такие пороги… Заходишь в 40-километровый каньон, а выхода из него нет – причалить некуда, пороги высшей категории сложности... Нам сказали, что две экспедиции пытались пройти этот каньон, и теперь эти пороги названы их именами. С нами должен был пойти представитель Якутии, но он сказал: «Хоть сколько денег мне давайте, хоть миллион, ни за что не пойду. Мне жизнь дорога!»

Пороги высшей категории сложности... Нам сказали, что две экспедиции пытались пройти этот каньон, и теперь эти пороги названы их именами.
Начальник МЧС Республики Саха – мой друг – зарегистрировал нас, дал спутниковый телефон и сказал: «Проходишь каньон – отзваниваешься. Двое суток проходит – связи нет, значит, я поднимаю вертолёты вылавливать ваши тела». Перед стартом всю ночь шёл ливень, а утро выдалось туманным и солнечным. Мы по традиции русских моряков помылись, побрились, надели чистую одежду и пошли себе с Богом. И мы сумели пройти этот каньон!

В первом посёлке, куда мы прибыли, все были в недоумении, как нам это удалось. Помня о наказе друга, я открываю водонепроницаемый кейс, где у нас были спутниковый телефон, камера, генераторы, а там всё плавает. Всё, думаю, конец нашей экспедиции. Поставил палатку, установил газовую горелку и положил в эту сухую баню разобранную технику. Всю ночь не спал – караулил. А наутро, перекрестясь, включаю камеру – работает, включаю телефон – работает! Успел сообщить, что мы живы и здоровы.

– За счёт чего вашей экспедиции удалось пройти смертельный каньон?

– Может, повезло… Нам говорили, что там огромные валуны и что этот слалом невозможно исполнить на лодке. Но шёл сильный дождь и поднялась большая вода, по ней мы и смогли проскочить. Да, точно повезло.