В 1980 году в Москве, в одном из павильонов ВДНХ, во время Олимпиады принимал гостей родной брат еë главного символа. «Я Мишка Олимпийский, родился в Каменске-Уральском Свердловской области. А к вам попал за выдающиеся заслуги в спорте», – представлялся он. Удивительно, но факт – сегодня этот любимый всеми посетителями выставки экспонат почивает на лаврах в родном городе, в аудитории радиотехнического техникума.
Из того, что было
Первого робота в ПТУ № 9 Каменска-Уральского, позже вошедшего в структуру техникума, сделали в 1971 году. Ближе к Олимпиаде-80 их количество приумножилось, равно как и опыт. Поэтому талантливые и дерзкие студенты вместе со своими увлечёнными педагогами решили реализовать весьма амбициозную идею – создать очередного робота «в спортивном образе». Тем более что опыт создания роботов-персонажей тоже был – к тому времени в училище уже жила внушительных размеров Хозяйка Медной горы.
Так на свет появился уральский Олимпийский Мишка. Понятно, что робот должен был соответствовать грандиозности события, поэтому работы по его созданию курировали инженеры радиозавода. Но они лишь консультировали юных умельцев, как и преподаватели училища, так что Мишка по праву считается делом студенческих рук.
Олимпийский Мишка умел ходить (косолапо, вразвалочку), двигать лапами, шевелить ушами, у него открывался и закрывался рот, двигались глазки. А ещё он трогательно и чуть кокетливо моргал – его пушистые длиннющие ресницы придавали мордахе особенное очарование. Но и это далеко не всё. Уральский медведь танцевал (пусть неуклюже, но тем не менее) под «Калинку», пел песни, декламировал стихи (их студенты написали для своего детища сами) и говорил. Не только на родном языке, кстати. Доподлинно известно, что он в совершенстве владел как минимум немецким. Говорят, что медведь даже в футбол мог играть, но Владимир Павлович не без основания предполагает, что мяч косолапому просто клали под ногу во время ходьбы.
Надо ли говорить, что уральский Олимпийский Мишка в павильоне «Профтехобразование» ВДНХ в 1980 году был любимцем публики. Он и потом, гастролируя по Европе, по странам социалистического содружества, неизменно производил фурор. Несмотря на то, что при крутой технической начинке внешний облик медведя был создан «из того, что было». К примеру, шубка, в отличие от знаменитого брата, у уральского олимпийца была не коричневая, а чёрная – только такой мех удалось добыть на фабрике игрушек, нос был вырезан из голенища женского сапога, а олимпийские кольца на поясе были обмотаны цветной изолентой.
Операция «Реанимация»
Бурная общественная жизнь сказалась на состоянии здоровья олимпийца. Обветшавший и обессиливший, он был отправлен на заслуженную пенсию в родной Каменск-Уральский. И поселился в аудитории радиотехникума. В 2015 году педагоги и студенты задумали реанимировать Мишку, к тому времени он уже мог только слегка и грустно поморгать.
Диагностика показала, что нутро Мишки никуда не годится – механика пострадала во время переездов, электроника безнадёжно устарела. Для того чтобы восстановить робота, требовались немалые средства. Своими силами получалось медленно, а тут ещё пандемия процесс затормозила…По большому счёту, с того времени и вплоть до сегодняшнего дня робот-медведь выполнял роль учебного пособия для студентов. И, понятно, не молодел. Незамысловатый материал стал разрушаться, поролон раскрошился, швы «поплыли»… В общем, сегодня Мишка находится не в лучшей форме – и внешне, и внутренне.
Но его опекуны без дела не сидят. По мере возможностей, мелкими шажками, они идут к процессу реанимации. «Дело это не быстрое, сложное и дорогое, – говорит Владимир Павлович. – Но есть техническое задание, которое я написал, на 3D-принтере планируется сделать ряд деталей, заготовки уже есть – часть каркаса, уши, глазки. И, главное, необходимо полностью менять и техническую, и электронную составляющие. Нужны мощные электроприводы – парень-то массивный, килограммов под сто. Необходим гироскоп, чтобы, шагая, Мишка смог удерживать равновесие. Нам в механике нужна помощь профессионалов, а новую электронную базу с использованием микроконтроллеров мы с ребятами сами сделаем».
Планы у нынешних студентов и их преподавателей не менее амбициозные, чем у родителей олимпийца. К примеру, планируется, что в Мишку можно будет «вписать» любую функцию, в том числе существенно расширить его словарный запас и песенный репертуар. Более того, в техникуме мечтают создать Олимпийскому Мишке парочку младших братьев размером поменьше и уже представляют, как троица будет вместе выступать. Понятно, что солировать будет легендарный герой.
К слову, в советские времена учреждения профессионального образования имели шефов, благодаря которым техникумам и ПТУ удавалось удивлять страну и мир полётом технической мысли. Её полёт и сегодня нормальный, а вот с материальным подкреплением дела обстоят похуже. Но, будем надеяться, найдутся люди, готовые помочь в возрождении легенды. Дело-то благое.