Всемогущий рециклинг. Как и где применяют вторичный пластик

Пластик прочно вошел в нашу жизнь благодаря удобству и долговечности. Он устойчив к воздействию влаги, плесени, солнечных лучей и обладает высокими эксплуатационными свойствами. Однако универсальность пластика порождает проблемы его избыточного накопления и негативного воздействия на окружающую среду.

Мир производит около 300 млн тонн пластика ежегодно, но лишь небольшая его часть отправляется на переработку. А при сохранении текущих темпов к 2050 году ожидаемый объем отходов может достичь 26 млрд тонн. В ответ на этот вызов крупные бренды активно продвигают осознанное потребление и развивают технологии рециклинга, иначе говоря – переработки.

К счастью, уже существуют эффективные решения, позволяющие перерабатывать использованный пластик в новые изделия. Как происходит процесс рециклинга и где вторичный пластик находит новое применение – разбираемся вместе с экспертом компании «Юнилевер Русь», бренд-менеджером косметического бренда «Чистая Линия» Светланой Атуевой.

   
   


Что такое рециклинг


Рециклингом называется процесс преобразования отработанных материалов в новые изделия. Он сокращает объемы отходов, уменьшает необходимость в новых ресурсах, а также экономит затрачиваемую на производстве энергию. Цикл переработки пластика включает в себя сбор, транспортировку, сортировку, очистку, измельчение, переплавку и возвращение продуктов на рынок.

Универсальной стратегии рециклинга пока не существует, поскольку разные виды пластика требуют определенного подхода. Вдобавок большинство отходов поступает на переработку с остатками пищи и другими загрязнениями, что усложняет задачу. Поэтому для полноценной переработки больших объемов сырья важно применять и комбинировать разные способы. Основных всего три: физический, химический и термический.


От химии до радиации: способы переработки пластика


Физические способы: сначала пластиковые отходы сортируют по типу, степени загрязнения и состоянию, а затем очищают и дробят до формы гранул, из которых и производят новые изделия. Такой подход пользуется наибольшей популярностью благодаря своей простоте и экономичности.

Химические способы более эффективны, чем физический, поскольку легко применимы для переработки загрязненных отходов. Есть два направления: P2P (англ. plastic-to-plastic – пластик в пластик) и P2F (англ. plastic to fuel – пластик в сырье). При химической переработке полимеры разлагаются на молекулярном уровне с помощью химических реакций: гликолиза, сольволиза и метанолиза.

Термические способы позволяют перерабатывать смешанные и загрязненные отходы в топливо, синтез-газ и технический углерод посредством пиролиза и газификации. При таком подходе разрушается до 99% вредных веществ в составе пластика, что делает его одним из самых экологичных, но дорогостоящих и энергозатратных способов рециклинга.

Кроме того, большую популярность набирают экспериментальные направления переработки, такие как биодеструкция. Например, под действием микроорганизмов и ферментов полилактид может разлагаться на углекислый газ, воду и биомассу. А для переработки тонкослойных видов пластика ученые научились применять высокоэнергетическое радиационное излучение.


Переработка в России


Ежегодно в России образуются порядка 3 млн тонн полимерных отходов, из которых в переработку поступает лишь 10-15%. Такая небольшая доля обусловлена буксующим процессом сортировки, который пока не способен обеспечить бесперебойный поток сырья из пластика. Однако положение дел уже меняется в лучшую сторону.

Во-первых, это происходит благодаря государственным инициативам по стимулированию переработки и ужесточению требований к утилизации отходов.

Во-вторых, растет активность продвижения темы рециклинга со стороны бизнеса. Сегодня набирают популярность организованные пункты по сбору вторсырья, где на переработку принимают пластик нескольких видов, а также макулатуру, одежду, батарейки и аккумуляторы.

Крупные города-миллионники остаются лидерами по числу открытых пунктов сдачи вторсырья, однако постепенно они открываются и в региональных муниципалитетах. Кроме этого, нельзя не отметить вклад частных компаний, запускающих собственные «зеленые» программы. Крупный бизнес содействует эко-просвещению населения, в доступной форме напоминая о важности сортировки мусора.

Еще одно направление, которое стимулирует развитие переработки, – внедрение продуктовых инноваций производителями. Дело в том, что пластиковая упаковка товара должна обладать определенными свойствами, чтобы в дальнейшем получить вторую жизнь. Главное – быть пригодной к переработке, ведь некоторые типы пластика для этого не предназначены. В стратегии устойчивого развития «Компас», которой следует «Юнилевер Русь», это отражено в качестве одной из целей. Компания намерена к 2025 году сделать 100% своей полимерной упаковки пригодной к переработке, повторному использованию или компостированию, причем сегодня данный показатель в России уже достиг 70%.

Но даже использование «правильного» полимера – еще не гарантия того, что ему получится дать вторую жизнь. Например, сложносоставная упаковка, выполненная из разных материалов или нескольких видов пластика, может стать препятствием к переработке.

Один из вариантов избежать этого – сделать упаковку легкой в разборке или в использовании, чтобы ее можно было сдать по частям как вторсырье. Именно так в премиальной линейке по уходу за кожей лица Pure Line от бренда «Чистая Линия» появился крем с рефилами: сменные блоки легко заменяются и произведены из мономатериала, пригодного к переработке.

Еще один вариант – изменить сам подход к созданию упаковки. Благодаря таким инновациям, например, на рынке появились зубные пасты, тубы для которых состоят из одного вида полимера. Прежде они были выполнены из тонких слоев алюминия и пластика, что технологически усложняло переработку, так как требовалось отделить один материал от другого.


Ответственность за будущее


С каждым годом все больше компаний осознают важность следования практике ответственного производства. Планы по сокращению негативного следа на окружающую среду прописываются в стратегиях устойчивого развития бизнеса. Реализация этих планов – не только и не столько поддержание репутации бренда, сколько вклад в экологичное будущее, борьба за чистую от мусора планету, и, как следствие, чистый воздух и воду.

Переработка пластика – ответственный шаг на пути к устойчивому будущему, который поможет в разрешении «мусорной» проблемы и позволит производствам внедрить в процессы еще больше инновационных решений.