Высокие цены, увольнение и возврат билетов: важные вопросы о карантине

Коронавирус несёт не только угрозу заболеть, но и множество других проблем — уральцы жалуются на незаконные увольнения, цены на маски и лекарства, потерянные деньги на отпуск. Итак, можно ли защитить свои права даже в напряжённой эпидемиологической обстановке?

   
   

1. Начальник сказал, что указ президента о нерабочих днях нас не касается, кто не выйдет — будет уволен или оставлен без оплаты. Это законно?

Фото: pixabay.com

Распоряжение Путина не касается работников организаций, обеспечивающих население продуктами и товарами первой необходимости, сотрудников непрерывно действующих организаций, медучреждений и аптек, а также чрезвычайных служб.

Кроме того, органам региональной и государственной власти, СМИ рекомендовано самостоятельно определить численность работников, необходимую для осуществления деятельности.

Все остальные сотрудники, которые не вошли в группу исключений, имеют полное право не ходить на работу в период с 30 марта по 3 апреля, угрозы увольнения и штрафные санкции незаконны. Чтобы защитить свои права, можно обратиться в Государственную инспекцию труда в Свердловской  области, её горячая линия — (343) 202-50-80 и 8-904-177-80-80

2. Всем нужно носить маски из-за коронавируса, но их либо нет, либо они продаются во много раз дороже. Что можно с этим сделать?

Фото: pixabay.com

Чтобы пожаловаться и задать вопросы насчет отсутствия в аптеках медицинских масок и противовирусных препаратов, гражданам необходимо обращаться в Территориальный орган Росздравнадзора по Свердловской области на бесплатную горячую линию 8-800-550-99-03. Такое право дает пункт 7 Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Свердловской области, утвержденного Приказом Росздравнадзора от 06.06.2013 № 2286-Пр/13 «Об утверждении Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Свердловской области»

Завышенными ценами на товары первой необходимости, в том числе на медицинские маски, занимается Федеральная антимонопольная служба.  В случае завышения цен на маски необходимо обращаться в УФАС Свердловской области по телфону (343)377-00-83. Актуальную информацию о мониторинге цен на маски можно отслеживать на сайте ФАС в специальном разделе «Мониторинг цен на маски».

3. Купил билеты на поезд, но теперь, конечно, никуда не поеду. Могу ли потребовать возврата денег? На каком основании я могу это сделать, если окажется, что билеты невозвратные?

Фото: АиФ/ Влад Серебренников

Если вы заключали договор с турфирмой, то вправе обратиться за расторжением или изменением договора на основании ст. 451 ГК РФ, ст. 10 Закона № 132-ФЗ со ссылкой на существенное изменение обстоятельств (эпидемиологическое неблагополучие в регионе, куда организована поездка, массовое закрытие культурно-зрелищных мероприятий, ограничение на проведение массовых мероприятий и другое). Получить актуальную информацию об ограничениях как в Свердловской области, так и в других регионах можно, например, на официальных сайтах правительств регионов.

   
   

Обоснованность вашего требования при несогласии турфирмы будет оценивать суд.

Если вы приобретали билеты на поезд самостоятельно, то «Федеральная пассажирская компания» (это дочерняя компания ОАО «РЖД», которая и предоставляет услуги пассажироперевозки) разрешает вернуть деньги за невозвратные билеты. Это можно сделать с 14 марта по 10 апреля. Решение принято в связи с отменой ряда массовых мероприятий в различных регионах страны в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции. Обращаем внимание, что возврат денежных средств за невозвратные билеты производится только в билетных кассах АО «Федеральная пассажирская компания».

4. Отель зарубежом отказывается возвращать деньги после отмены поездки из-за коронавируса. Что можно сделать?

Фото: pixabay.com

Сервис бронирования или сам иностранный отель действительно может отказаться возвращать оплату, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, вроде запрещения на въезд в страну или город. 

Если не получается договориться или вы не согласны с условиями, которые вам предлагает отель или сервис вместо возврата, то придется обращаться в суд.

С одной стороны, при закрытии границ вы не можете воспользоваться услугами, и в данном случае вина отеля отсутствует. Однако отель, отказываясь вернуть денежные средства, не вправе ссылаться на отсутствие своей вины, так как потребитель не отказывался в одностороннем порядке от оказанной услуги (ст. 32 Закона о защите прав потребителей). В случае судебного разбирательства суд должен будет учесть фактически понесенные затраты отелем на отдельного потребителя, и, исходя из этого, возмещать ему (потребителю) стоимость проживания.

Кстати, по общему правилу суд возможен по месту нахождения ответчика. То есть для отеля или сервиса бронирования это может быть хоть Германия, хоть Италия, если у него отсутствуют филиалы на территории России. Однако иногда возможно судиться и по месту нахождения истца и применять российское законодательство на основании разъяснения Роспотребнадзора от 10.02.2018, согласно которому при наличии на официальном сайте рекламы на русском языке подсудность определяется на территории России. 

5. Где я могу узнать больше о своих правах и получить юридическую консультацию о своих правах как работника и потребителя?

Фото: pixabay.com/ pixabay.com

Для уральцев местное отделение Роспотребнадзора выпустило памятку. В ней разбираются популярные вопросы, а в конце есть полезные телефоны различных ведомств.

6. Мне нужна консультация юриста по ситуации, связанной с коронавирусом. Кто этим занимается?

Фото: pixabay.com

Международная правозащитная группа «Агора» открыла в Telegram «Штаб правовой помощи. Коронавирус». Там найдется детальный разбор популярных вопросов с комментариями юристов, горячии линии для физических лиц и предпринимателей, психологическая помощь.