«Взрослые игры». Куклы из музея «Сделано в СССР» примерили новые образы

Режиссёр театра «Три апельсина» Татьяна Панаиоти превратила презентацию нового кукольного образа в мистическую постановку. © / Варвара Ляшко / «АиФ-Урал»

«Взрослые игры» директор Музея советского быта «Сделано в СССР» Ирина Светоносова затеяла ещё в докоронавирусные времена. Но только сейчас, когда в регионе началось послабление ограничительных мер, стало возможным подвести итоги проекта.

   
   

13 кукол приоделись

В музей «Сделано в СССР» за время его существования разными путями пришло немало кукол того времени. Все они отличались весьма унылым внешним видом. Ирина Светоносова нашла оригинальный способ приукрасить барышень: она объявила о старте проекта «Взрослые игры», в рамках которого любой желающий мог взять под временную опеку «сироту» и создать для неё новый образ.

В результате 13 (для музея это счастливое число) кукол обрели «современную маму», которая вложила в преображение «дочки» душу.

Кукла Бигги родом из ГДР. Каким образом она прибыла на ПМЖ на Средний Урал, неизвестно. Но жизнь малютку явно потрепала. Во всяком случае, Юлии Наймушиной пришлось не только шить девочке новый наряд, но и восстанавливать её трогательную внешность. «Вообще, куклы Бигги довольно большие, и я, если честно, не ожидала, что моя подопечная окажется ростом всего 24 сантиметра, – рассказывает Юля. – Я сначала даже растерялась – что делать с такой крохотулей?»

Юля, специалист по восстановлению найденных игрушек (хобби у неё такое), начала с того, что разобрала Бигги на части, тщательно промыла, причесала и даже высветлила резину, которая потемнела от времени. Помолодевшая барышня «сама напросилась» на новый образ: одев куклу в этнический наряд, Юля превратила немку в северную красавицу. Кроме того, мастерица подарила своей подопечной «дружбана» – симпатичную зверюшку.

Пикантные подробности исторического костюма куклы Кати. Фото: «АиФ-Урал»/ Варвара Ляшко

Когда Виктория Французова несла из музея домой куклу Катю, она уже знала, в каком облике предстанет её подопечная. Виктория – мастер исторического костюма, реконструктор Клуба исторических танцев, поэтому нет ничего удивительного в том, что изнурённую советским прошлым Катю она превратила в состоятельную даму XIX века.

«Сейчас устрою настоящий стриптиз, чтобы показать все особенности костюма, состоящего из 15 предметов», – заинтриговала гостей музея Виктория. И правда, Екатерина (Катей назвать куклу теперь язык не поворачивается) облачена в платье, сшитое по всем законам жанра: мантия, юбка, подъюбники… Даже подушечка специальная имеется на нужном месте, чтобы юбка сзади приобретала соблазнительный объём. «Мы уже собирались с Катей в музей, когда я спохватилась: как же она поедет с голыми руками? Неприлично! – улыбается Виктория. – Пришлось спешно шить даме перчатки, ну и сумочку заодно».

   
   

«Никакая она не баба»

«Я буду по тебе скучать», – шептала кукле режиссёр театра «Три апельсина», актриса Татьяна Панаиоти. Презентация обновлённой безымянной блондинки в музее «Сделано в СССР» была превращена Татьяной в мистическую постановку. Гости получили в руки нежные цветочные лепестки, сулящие счастливое замужество (женитьбу). Но при одном условии: прежде чем положить лепестки в винтажный чемодан – новый дом куклы – нужно было решить, от чего ты готова отказаться в жизни, что готова принести в жертву любви.

Взрослые люди всерьёз раздумывали над этим и, приняв непростое решение, доверяли кукле свою судьбу в виде лепестков. «Признаюсь, когда я готовилась к свадьбе, то думала: «Только не кукла на капоте машины! – рассказывает Татьяна. – А сейчас мне кажется, что-то в этой традиции есть. Поэтому моя кукла сначала вальяжно лежит на диване, а потом, чтобы принять лепестки, пересаживается на машину. И, будьте уверены, загаданное обязательно сбудется!»

Фото: «АиФ-Урал»/ Варвара Ляшко

«Никакая она не баба», – заступилась за куклу «Баба на чайник» Свердловской фабрики игрушек одна из гостей музея. И правда, даже если было когда-то в этой румяной барышне что-то бабское, мастерица на все руки Валентина Шапарева её от этого избавила. В руках Валентины кукла превратилась в добродушную, уютную хозяюшку, чьё платье, вышитое крестиком, имеет множество карманчиков, в которых всё, что должно быть под рукой: нитки, булавки, иголки…

«Ну какая же она Нэлли? Вылитая Варвара», – решила Вероника Кореневич, глядя на куклу, сошедшую в своё время с конвейера Вятской фабрики игрушек. В свою подопечную её «современная мама» влюбилась с первого взгляда. Она даже завела для Вари аккаунт в «Инстаграме», где демонстрировала весь процесс преображения куклы.

Пока Вероника обдумывала образ для Вари, коронавирус отправил уральцев на самоизоляцию. В результате Варя стала «девушкой времени пандемии» – джинсы, свитерок, маска и тележка с туалетной бумагой и гречкой. «Получилась, может, и не очень роскошная, зато по-настоящему современная Варвара», – говорит Вероника.