Зайку бросила хозяйка. Герой Агнии Барто может поселиться в Екатеринбурге

Виртуально «зайка» Агнии Барто уже занял своё место в сквере благодря дочери Дмитрия Карасюка – Екатерине. © / из личного архива / «АиФ-Урал»

Столица Среднего Урала богата на оригинальные арт-объекты. А в начале осени в их коллекции может произойти пополнение. Историо­граф уральского рока Дмитрий Карасюк предложил посадить на лавочку в сквере возле гимназии №9 зайку из знаменитого стихо­творения Агнии Барто.

   
   

Эвакуация на Урал

«Я с трепетом относился и отношусь к детской литературе, – говорит писатель, публицист, историограф уральского рока Дмитрий Карасюк, – и считаю неправильным, что в Екатеринбурге до сих пор нет скульптур или других арт-объектов, так или иначе связанных именно с литературой для малышей. Поэтому как-то сама собой в день 115-летия Агнии Барто родилась идея посадить на скамейку в довольно скучном городском сквере «зайку», которого бросила хозяйка. Тем более что жизнь Барто в годы Великой Отечественной войны была тесно связана со Свердловском».

Наверное, не найдётся ни одного человека, кто бы не знал этот грустный детский стишок про зайку, который по вине хозяйки «весь до ниточки промок». А вот связь Агнии Барто с Уралом для многих станет открытием. Между тем в годы войны детская поэтесса с двумя детьми – 12-летним сыном и восьмилетней дочерью – была эвакуирована в Свердловск. Хозяевам квартиры №26 дома №1 по улице 8 Марта пришлось потесниться и пустить в одну из комнат семью из столицы.

Именно рядом с этим домом находится сквер, в котором Дмитрий Карасюк намеревается поселить зайку. Близость же с другой стороны гимназии, по его словам, может способствовать зарождению новой городской традиции: гимназисты будут собираться возле «зайкиной скамейки» и, например, гладить на удачу перед контрольными и экзаменами его лапку.

В годы войны детская поэтесса с двумя детьми – 12-летним сыном и восьмилетней дочерью – была эвакуирована в Свердловск.
В Свердловске Агния Львовна не сидела без дела, она писала стихи, активно публиковалась в газете «Уральский рабочий». А приняв участие в областном конкурсе, написала слова песни «Уральцы бьются здорово»: «Уральцы бьются, эх, бьются здорово! Нам сил своих, нам сил своих не жаль…»

Кстати, Павел Бажов, будучи членом жюри, критически заметил: «Сразу видно, москвичка писала». Дело в том, что в оригинале у Барто вместо «нам» было «им» («им сил своих…»), изменения в текст были внесены после замечания Бажова.

Убить двух зайцев

«Я не знаю, будут ли школьники и другие горожане, гуляя в сквере, вспоминать эвакуацию, историю Великой Отечественной войны, но совершенно точно зайка Агнии Барто – это, если можно так выразиться, очеловечивание памяти, которая, к сожалению, в последнее время нередко приобретает черты формализма. То есть, посадив на скамейку зайку, мы убьём сразу несколько зайцев», – говорит Дмитрий.

   
   

Идею Дмитрия Карасюка, судя по откликам в социальных сетях, уральцы встретили с восторгом. Более того, уже есть мастера, готовые воплотить её в жизнь. «Идея замечательная, зайка узнаваем всеми, вне зависимости от возраста, кроме того, он будет нести и познавательную функцию. Словом, мы готовы за него взяться, – говорит директор литейной мастерской Иван Дубровин. – Мы сделали полторы тысячи оригинальных скульптур, которые стоят по всей стране, и уверены, что они делают наш мир краше, делают серые будни цветными».

Горожане, поддержавшие проект, предлагают посадить зайку на скамейку к Дню Победы. Но автор идеи понимает, что это нереально, ведь кроме того, что полный цикл изготовления фигурки занимает немало времени, на определение на ПМЖ в городском сквере новосёла необходимо получить разрешение администрации Екатеринбурга. Впрочем, Дмитрий Карасюк надеется, что с этим проблем не возникнет, тем более что проект не предполагает задействование бюджетных средств, и зайка Агнии Барто сядет на скамейку в сентябре. То есть к 80-летию начала эвакуации на Урал.

В Екатеринбурге тоже есть занятные объекты

Светлана Долганова, искусствовед:

— Лично меня всегда очень трогают все эти маленькие скульптурки, которые сейчас в изобилии появляются. Среди них попадаются очень даже симпатичные.

Необычайно богат на удачные маленькие артефакты Санкт-Петер­бург. Мне, к примеру, очень нравится Зайчик на Заячьем острове, возле Петропавловский крепости. Люблю Чижика-Пыжика на Фонтанке, которого беспрерывно воруют, настолько он симпатичный. И кота на Садовой, который сидит на карнизе. Этот же кот, кстати, повторен у ресторана в Царском селе, именно из-за него я, бывая в Питере, всё время хожу туда пить кофе.

Екатеринбург в плане подобных артефактов ещё только начинает свой путь, но и у нас есть занятные объекты. Например, Лошадка и Собачка на улице Вайнера, которые сопровождают скульптурный портрет нашего знаменитого кузнеца Александра Лысякова. Это, я считаю, лучшая работа Бориса Клочкова. Хороши «Горожане» Андрея Антонова – скульптурные портреты наших знаменитых художников Виталия Воловича, Миши Брусиловского и Германа Метелёва.

Конечно, не все новые объекты так талантливы и уместны, кое-какие у меня вызывают искреннее недоумение. Например, эти металлические «гробы» у «Пассажа», загромождающие пространство. Удивляет, что кому-то за этот кошмар ещё и заплатили деньги.

Впрочем, скульптуры мушкетеров в самом «Пассаже» тоже не лучше – типичный пафосный китч. Уверена, всё зависит от уровня таланта скульптора, который берётся за исполнение таких объектов.

Надо сказать, Екатеринбургу везло на монументальную пропаганду. Больше полувека у нас, к примеру, жил и работал скульптор Петр Сажин. Его «Варежка» на вокзале, памятник комсомольцам Урала на Вознесенской горке, Горький на парадной лестнице УрФУ – талантливые работы. И мне очень жаль бронзового Павлика Морозова его авторства, которого кто-то украл в 90-х годах из одноимённого парка.

Так что, с одной стороны, у нас богатое наследие, а с другой, ещё всё впереди. И надеюсь, в Екатеринбурге будут появляться интересные артефакты.

Следы невидимки и борода автора сказов

К сожалению, города области не могут похвастаться изобилием оригинальных арт-объектов – большинство из них всё же сконцентрированы в Екатеринбурге. Небанальные скульптурные композиции пользуются неизменной популярностью у уральцев и гостей региона. Мы собрали лишь малую часть уральских «фишек».

«Борода Бажова». Двухметровый арт-объект, представляющий собой пряди бороды автора знаменитых сказов, был установлен в Полевском в 2019 году, который был объявлен указом губернатора Годом Бажова. Выполнена борода из редкого белого мрамора и весит 15 тонн.

«Чело­век-­не­ви­дим­ка». Бронзовая плита размером в один квадратный метр со следами ступней и надписью «Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса», установлена в Екатеринбурге. Интересно, что ступни имеют разные размеры – 43-й и 41-й, что объясняется, на самом деле, просто. Это отпечатки ступней разных людей, а именно авторов памятника – писателя Евгения Касимова и художника Александра Шабурова.

«Банковская карта». Памятник этому виду банковского продукта в столице Среднего Урала также претендует на уникальность. Он представляет собой барельеф (два метра в высоту и метр в ширину) в виде руки, которая держит карту. На карте выгравировано имя писателя-фантаста Эдварда Беллами, который в своём романе «Взгляд в прошлое» в 1888 году впервые выдвинул идею кредитных карт. Карта-памятник всегда блестит. Дело в том, что в Екатеринбурге сложилась традиция тереть карту, чтобы кошелёк никогда не был пуст.

«Кто там?» Именно так называется екатеринбургский памятник любопытству, который представляет собой мужчину и женщину, смотрящих друг на друга сквозь дверной глазок. Памятник высотой 2,5 метра был изготовлен из металла на Уральском электромеханическом заводе и открыт в августе 2009 года.

«Сантехник». Немало гостей города были изрядно напуганы памятником сантехнику на Сибирском тракте. Ведь мужчину в спецовке, выглядывающего из канализационного люка, сразу и не заметишь, поскольку находится он не на уровне глаз.