Столица Среднего Урала богата на оригинальные арт-объекты. А в начале осени в их коллекции может произойти пополнение. Историограф уральского рока Дмитрий Карасюк предложил посадить на лавочку в сквере возле гимназии №9 зайку из знаменитого стихотворения Агнии Барто.
Эвакуация на Урал
Наверное, не найдётся ни одного человека, кто бы не знал этот грустный детский стишок про зайку, который по вине хозяйки «весь до ниточки промок». А вот связь Агнии Барто с Уралом для многих станет открытием. Между тем в годы войны детская поэтесса с двумя детьми – 12-летним сыном и восьмилетней дочерью – была эвакуирована в Свердловск. Хозяевам квартиры №26 дома №1 по улице 8 Марта пришлось потесниться и пустить в одну из комнат семью из столицы.
Именно рядом с этим домом находится сквер, в котором Дмитрий Карасюк намеревается поселить зайку. Близость же с другой стороны гимназии, по его словам, может способствовать зарождению новой городской традиции: гимназисты будут собираться возле «зайкиной скамейки» и, например, гладить на удачу перед контрольными и экзаменами его лапку.
В Свердловске Агния Львовна не сидела без дела, она писала стихи, активно публиковалась в газете «Уральский рабочий». А приняв участие в областном конкурсе, написала слова песни «Уральцы бьются здорово»: «Уральцы бьются, эх, бьются здорово! Нам сил своих, нам сил своих не жаль…»
Кстати, Павел Бажов, будучи членом жюри, критически заметил: «Сразу видно, москвичка писала». Дело в том, что в оригинале у Барто вместо «нам» было «им» («им сил своих…»), изменения в текст были внесены после замечания Бажова.
Убить двух зайцев
«Я не знаю, будут ли школьники и другие горожане, гуляя в сквере, вспоминать эвакуацию, историю Великой Отечественной войны, но совершенно точно зайка Агнии Барто – это, если можно так выразиться, очеловечивание памяти, которая, к сожалению, в последнее время нередко приобретает черты формализма. То есть, посадив на скамейку зайку, мы убьём сразу несколько зайцев», – говорит Дмитрий.
Горожане, поддержавшие проект, предлагают посадить зайку на скамейку к Дню Победы. Но автор идеи понимает, что это нереально, ведь кроме того, что полный цикл изготовления фигурки занимает немало времени, на определение на ПМЖ в городском сквере новосёла необходимо получить разрешение администрации Екатеринбурга. Впрочем, Дмитрий Карасюк надеется, что с этим проблем не возникнет, тем более что проект не предполагает задействование бюджетных средств, и зайка Агнии Барто сядет на скамейку в сентябре. То есть к 80-летию начала эвакуации на Урал.
В Екатеринбурге тоже есть занятные объекты
— Лично меня всегда очень трогают все эти маленькие скульптурки, которые сейчас в изобилии появляются. Среди них попадаются очень даже симпатичные.
Необычайно богат на удачные маленькие артефакты Санкт-Петербург. Мне, к примеру, очень нравится Зайчик на Заячьем острове, возле Петропавловский крепости. Люблю Чижика-Пыжика на Фонтанке, которого беспрерывно воруют, настолько он симпатичный. И кота на Садовой, который сидит на карнизе. Этот же кот, кстати, повторен у ресторана в Царском селе, именно из-за него я, бывая в Питере, всё время хожу туда пить кофе.
Екатеринбург в плане подобных артефактов ещё только начинает свой путь, но и у нас есть занятные объекты. Например, Лошадка и Собачка на улице Вайнера, которые сопровождают скульптурный портрет нашего знаменитого кузнеца Александра Лысякова. Это, я считаю, лучшая работа Бориса Клочкова. Хороши «Горожане» Андрея Антонова – скульптурные портреты наших знаменитых художников Виталия Воловича, Миши Брусиловского и Германа Метелёва.
Конечно, не все новые объекты так талантливы и уместны, кое-какие у меня вызывают искреннее недоумение. Например, эти металлические «гробы» у «Пассажа», загромождающие пространство. Удивляет, что кому-то за этот кошмар ещё и заплатили деньги.
Впрочем, скульптуры мушкетеров в самом «Пассаже» тоже не лучше – типичный пафосный китч. Уверена, всё зависит от уровня таланта скульптора, который берётся за исполнение таких объектов.
Надо сказать, Екатеринбургу везло на монументальную пропаганду. Больше полувека у нас, к примеру, жил и работал скульптор Петр Сажин. Его «Варежка» на вокзале, памятник комсомольцам Урала на Вознесенской горке, Горький на парадной лестнице УрФУ – талантливые работы. И мне очень жаль бронзового Павлика Морозова его авторства, которого кто-то украл в 90-х годах из одноимённого парка.
Так что, с одной стороны, у нас богатое наследие, а с другой, ещё всё впереди. И надеюсь, в Екатеринбурге будут появляться интересные артефакты.
Следы невидимки и борода автора сказов
К сожалению, города области не могут похвастаться изобилием оригинальных арт-объектов – большинство из них всё же сконцентрированы в Екатеринбурге. Небанальные скульптурные композиции пользуются неизменной популярностью у уральцев и гостей региона. Мы собрали лишь малую часть уральских «фишек».