Жалуйтесь на здоровье. Достучаться до уральских чиновников станет легче

Есть риск, что механизм обратной связи превратится в универсальную жалобную книгу горожан. © / Коллаж АиФ

Систему «Активный Екатеринбург», о которой два года говорили городские власти, презентовали на прошлой неделе в столице Урала. Новшество приняли на ура, но без ложки дёгтя не обошлось…

   
   

По примеру Москвы

Новый ресурс, призванный стать основным каналом обратной связи между горожанами и властью, был представлен на очередном «Совете неравнодушных», который состоялся на прошлой неделе. Чиновники называют его уникальным, хотя подобные механизмы под другими названиями уже действуют в Москве и Санкт-Петербурге.

«Система готова на 80% и включает в себя сайт и мобильное приложение, – рассказал замглавы Екатеринбурга Сергей Плахотин. – Посредством неё жители смогут направлять обращения и жалобы по работе общественного транспорта, благоустройству, уборке города, нестационарной торговле, парковках, брошенных автомобилях. Планируется, что все сигналы будут обрабатываться от 3 до 7 дней. Кроме того, ресурс станет основной площадкой для проведения общегородских и локальных голосований, открытых референдумов в электронной форме».

Помимо этого, в рамках системы будет составляться рейтинг квартальных инспекторов, которые получат широкие полномочия по контролю за городским хозяйством.

Проекты «вмногером»

Стоит отметить, что создание эффективного способа обратной связи – давняя мечта городских властей. Все предыдущие механизмы обладали, как правило, какими-то недостатками: излишней сложностью, отсутствием оперативности, лишними звеньями, недостаточным охватом населения и так далее.

«Любое участие жителей создаёт более удобный, безопасный и интересный мегаполис, – считает представитель Фонда городских инициатив Евгения Нестерова. – Инвестируя своё время, жители относятся к городу более бережно. А проекты, которые воплощаются «вмногером», с участием людей с разным опытом и видением, формируют адекватные ответы на сложные вызовы».

«Сервис может стать для города замечательным местом полномасштабного цифрового диалога», – полагает руководитель проекта «Красная линия Екатеринбурга» Вилена Петрищева.

   
   

Все сигналы горожан будут обрабатываться властями от 3 до 7 дней.
«Система обеспечит взаимодействие жителей и органов местного самоуправления без посредников, – уверен представитель Свердловского фонда поддержки предпринимательства Андрей Ермоленко. – Это значительно сократит время на решение городских вопросов».

Ложка дёгтя

Впрочем, по поводу новой системы есть и альтернативное мнение. Депутат гордумы Екатеринбурга, представитель рынка ЖКХ Александр Колесников считает, что её внедрение в городскую среду ни к чему хорошему не приведёт, власти просто-напросто утонут в негативе.

«Это линия на поощрение стукачества, 37-й год, ежовщина? – задал вопрос народный избранник. – Настучи на товарища – получишь его квартиру. Не забывайте, что вам будут писать всякие люди, вы захлебнётесь в жалобах. Сколько их приходит в Госжилинспекцию, прокуратуру, и 90% не соответствуют действительности. Представляете, что вам со всего города польётся…»

Правда, парламентарий остался в явном меньшинстве, большинство экспертов смотрят на задумку властей с оптимизмом. Однако кое-какое рациональное зерно в умозаключении депутата есть. Дело в том, что одним из дополнений «Активного Екатеринбурга» станет «Магазин поощрений». За активную гражданскую позицию, за прохождение опросов участникам предполагается начислять баллы. Их, в свою очередь, можно будет обменять на товары, сувениры и сертификаты, позволяющие получить скидку в учреждениях культуры и у партнёров города. Но как подобный механизм мотивации скажется на работе новой системы – сказать сложно.

Кстати
Система «Активный Екатеринбург будет запущена в тестовом режиме с 1 марта, а полноценную работу начнёт с 1 июня 2022 года. Авторизоваться в ней можно через Госуслуги, с помощью социальных сетей, google-аккаунта, а также путём заполнения стандартной формы регистрации.