23 января, несмотря на мороз в районе -30 градусов, в центре Екатеринбурга прошла одна из самых массовых акций в поддержку оппозиционера Алексея Навального за всю историю Екатеринбурга. Обычная численность митингов его сторонников даже в теплую солнечную погоду редко превышает несколько сотен.
Перед митингом многие общественники выражали опасения что соберутся в основном подростки, в том числе несовершеннолетние.
Без кричалок и речей
Эти опасения были небеспочвенны: среди протестующих молодежи действительно хватало. Но в основном все же собрались люди как минимум студенческого возраста и представители среднего поколения. По разным оценкам, на мороз вышло от 3 до 7 тысяч человек. Таких массовых акций протеста Екатеринбург не видел со времен конфликта вокруг сквера возле театра Драмы.
Кстати, параллелей с теми событиями сегодня было много. Именно в том самом сквере финишировало несанкционированное шествие, начавшееся возле центрального входа на территорию стадиона Динамо в 14:00. Силовики загодя стянули сюда два автобуса с бойцами ОМОН и несколько полицейских машин. Но собирающимся людям, постепенно наводнявшим набережную, никак не препятствовали.
Собравшиеся, в свою очередь, не выкрикивали никаких лозунгов и кричалок, сначала практически не было плакатов и растяжек. Вообще какой-то четкой организации в толпе не просматривалось. Начиналось все тихо.
Около 14:00, как и было запланировано, протестующие двинулись по набережной, заполонив ее практически полностью. Когда голова колонны, обогнув Городской пруд, уже финишировала в сквере, последние ряды людей еще только начинали движение от «Динамо».
Люди скандировали кричалки, но делали это хаотично. Каких-то явных организаторов видно не было. Среди собравшихся были и известные горожане, например, бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он сказал, что пришел сюда как обычный горожанин и выступать не собирается. Другие местные знаменитости тоже речей не произносили.
Время от времени завладеть вниманием толпы пытался кто-то из протестующих, но получить всецелого внимания никому не удавалось.
Возле сквера силы правопорядка протестующих не встречали – они спокойно грелись в машинах и автобусах.
Подошедшие протестующие возле фонтана напротив здания облправительства стали скандировать политические лозунги и кричалки в поддержку Навального. Кто-то уходил, кто-то подходил. Но толпа неуклонно редела – на морозе много не постоишь. Но примерно в 15:10 все резко изменилось.
Не без жестких задержаний
Уже шел второй час акции, и казалось, что продрогшие люди вот-вот разойдутся, когда одному из протестующих стало плохо. Он стоял в чаше фонтана, вокруг которого собралось большинство протестующих, и что-то кричал, а потом неожиданно упал. По словам очевидцев, это был мужчина лет 30 и у него случилось что-то похожее на приступ эпилепсии, хотя другие утверждали, что это был обморок.
Среди протестующих нашлись медики и аптечки, мужчину привели в чувство и, поддерживая под руки, повели в сторону ближайшей проезжей части на улицу Ельцина, чтобы посадить в вызванную скорую. Проблема была в том, что он находился в середине толпы.
В это время в сторону инцидента со стороны улицы Ельцина выдвинулась небольшая группа полицейских численностью около десяти человек. Они углубились в толпу, сильно оторвавшись от основных сил правопорядка. Протестующие встретили силовиков враждебно – их толкали, закидывали снежками, кричали оскорбления. И тогда в сквере развернулись ряды ОМОНа.
Первая линия бойцов в серо-синей форме и касках, со щитами и дубинками прикрыла отходящих в сторону улицы Ельцина полицейских. И появились первые два задержанных.
Забегая вперед, отметим: задерживали только мужчин и только точечно. Но брали их достаточно жестко – с валяниями в снегу и ударами по корпусу.
Примерно к 15:30 силовики, преимущественно омоновцы, сформировали плацдарм со стороны улицы Ельцина, выстроившись в ряды по всем трем направлениям, очищая как пешеходную часть, так и постепенно углубляясь в сквер и оттесняя толпу протестующих. К этому моменту их было уже значительно меньше — несколько сотен, остальные разошлись.
Несколько общественников, включая депутата городской думы Константина Киселева, уговаривали людей разойтись, но безуспешно.
Со стороны протестующих в ряды ОМОНа летели снежки и даже одна-две дымовые шашки. А потом повторилось то, что уже было в этом сквере в 2019 году.
Ремейк битвы за сквер?
Дальнейшие действия силовиков – наступление цепями с постепенным выдавливанием протестующих с территории сквера.
Одновременно с этим из толпы собравшихся выхватывали самых активных, в которых подозревали провокаторов.
Несколько раз протестующие пытались отбить задержанных до того, как их уведут из сквера, но всякий раз безуспешно. Действовали бойцы ОМОН решительно, но прицельно. И, судя по экипировке, были готовы и к более жесткому сценарию.
Задержания участников протестных акций в Екатеринбурге случались и до этого. Но даже во время масштабных «скверных» протестов вслед за рядами бойцов с дубинками и щитами не двигались бойцы ОМОН, имеющие наготове ружья (удобные для стрельбы резиновыми пулями) и гранатомет (для стрельбы гранатами со слезоточивым газом). К счастью, эти ружья сегодня не выстрелили.
Примерно к 17:00 остатки протестующих, которых к этому моменту было уже не больше пары десятков, вытеснили на лед Городского пруда.
Здесь же произошли финальные задержания.
Всего за акцию протеста силовики задержали 14 человек. Не так уж много, если учесть, что во время битвы за сквер в 2019 году на вторую ночь задержанных было около 70.
Остается открытым вопрос: планировали ли силовики разгонять митинг изначально? Несанкционированные акции в поддержку Навального прошли 23 января по всей стране. И до инцидента с приступом у мужчины и попытки полицейских к нему подойти это была, наверное, самая мирная протестная акция. Но что-то пошло не так или приступ у парня просто совпал с началом активных действий силовиков?
И второй серьезный вопрос: в 2019 году в сквере у протестующих не было дымовых шашек, а у ОМОНА ружей. Почему все это появилось и как вернуть это на склады?