Люди всегда селились вдоль рек. Так сложилось исторически – тут и питьевая вода, и рыбалка и, по мере развития, судоходные и торговые пути. И прекрасные виды, а еще легенды с преданиями и суевериями.
Чусовая – это, возможно, главная свердловская река. Она берет свое начало в Челябинской области – в Азии, – в основном протекает по Свердловской области, после чего впадает в Каму – уже в Европе. Воды Чусовой – это буквально воды истории Урала.
Из глубины веков
Никто точно не знает когда человеческая нога впервые ступила на берега этой реки, но исследования самых древних останков, найденных рядом с Чусовой, говорят, что люди здесь жили еще 10 тысяч лет назад. Точно неизвестно и откуда взялось ее название: есть версии, что корень «чус» – это коми-пермяцкое слово со значением «глубокий овраг», «каньон». А вот в современном удмуртском языке слово «чус» означает «бойкий. Но многие склоняются к тому, что Чусовая раньше звалась Часовой – уровень ее очень быстро меняется, и она из обычной реки превращается в бурный поток.
Чусовая – река непростая и своенравная. Об этом издавна населявшие ее берега вогулы и манси, в этом же пришлось убедиться и русским поселенцам, обосновавшихся в этих местах в ХVI веке: река достаточно узкая, извилистая, текла из малоизведанных – на тот момент – земель. Часто следопытам приходилось грести против течения. При этом достаточно спокойная река весной становилась стремительной и полноводной, а жарким летом могла обмелеть, не позволяя пользоваться собой и своими притоками даже относительно небольшим судам на некоторых участках.
В этом пришлось убедиться знаменитому атаману Ермаку и его казакам, отправившимся дружиной в военную экспедицию по приведению к миру хана Кучума. Хан со своими войсками регулярно нападал на владения крупнейших уральских предпринимателей Строгановых, расположенных на территории современного Пермского края. И использовал для этого многочисленные конные отряды. Отряд же Ермака насчитывал всего пятьсот человек и в численности кучумцам уступал катастрофически. Но использование речных кораблей – стругов – давало казакам собственное преимущество в виде пушек, что делало дружину на воде почти недосягаемой для конных лучников Кучума.
Правда, путешествие по Чусовой, а затем по ее притоку Серябрянке и другим уральским рекам, мало походило на простую военную прогулку – казакам нередко приходилось тащить струги буквально на себе. Но итог известен: Ермак взял столицу Кучума – Искер, – и освоение Урала и берегов Чусовой пошло быстрее. И тут дельцов Строгановых, снарядивших знаменитую экспедицию, потеснила другая знаменитая фамилия – Демидовы.
Железная река
Строгановы хоть и построили на Урале несколько собственных железоделательных заводов, в первую очередь основывали свой бизнес на добыче соли. Демидовы на Урале появились позже, но ставку сделали сразу именно на металл. Получив от Петра Первого в пользование один верхотурский завод, Никита Демидов быстро расширил производство. Чусовая и ее притоки обросли железоделательными заводами, воды уральских рек дали энергию заводским механизмам. Однако изготовленный металл надо как-то доставлять в центральную часть России, где демидовский чугун превращали в пушки и якоря для кораблей. Войны идут постоянно, и металла нужно много, а до изобретения и внедрения железных дорог остается еще больше века.
И снова на помощь пришла Чусовая, ставшая главным транспортным путем для уральского железа. Весной, как только начинал сходить снег, в поселках на ее берегах раздавался стук десятков топоров – уральские крестьяне превращались в корабелов. Они строили сотни довольно крупных судов: в длину барка могла превышать 60 метров, в ширину – 17. На нее грузили до тридцати тонн металла (а некоторые источники указывают что и до 120). Реки заранее перекрывали плотинами, чтобы накопленным запасом воды иметь возможность усилить течение и вытолкнуть груженую барку на воду. И как только воды Чусовой наполнялись талой водой, стенки плотин открывали. Груженые барки пускались в свое единственное плавание в сторону Камы и центральной части России.
Легко догадаться, что предприятие оказывалось весьма рискованным. Крестьянин или мастеровой, решивший податься в сплавщики, ставил на кон все. Не только деньги и силы, которые он вложил в постройку барки, но и собственную жизнь. Из берегов и без того неширокой Чусовой выступают многочисленные скальные выходы, которые прозвали камнями-бойцами. Не вписались сплавщики в очередной поворот, разбились о камень – в лучшем случае потеряют и барку, и груз, за который с них потом спросят. В худшем – утонут в стремительном потоке ледяной воды. Никто и никогда не назовет даже приблизительное число десятков людей, сгинувших в своенравной реке ради доставки уральского металла. Но без этих жертв не греметь бы славе Урала как опорного края державы.
Уютная Чусовая
Со временем река постепенно перестала быть опасной транспортной артерией. Уральский металл стали возить вагонами по проложенной железной дороге, а демидовские заводы или закрылись, или модернизировались. Но берега реки уже заполнены деревнями и селами, где селятся и рабочие заводов, и крестьяне, и бывшие заключенные. В советское время кое-где на Чусовой и ее притоках появляются учреждения так называемого Ураллага, просуществовавшего, впрочем, недолго. Но даже во времена СССР по Чусовой еще сплавляют ценные грузы – на этот раз уже уральский лес, заготовкой которого занимаются сельские жители на лесозаготовительных пунктах.
Фото: «АиФ-Урал»
Река все больше становится местом отдыха, чем работы. Строятся все больше дачных поселков, рядом появляются санатории и пионерские лагеря, прокладываются туристические маршруты. Следом возводятся декорации Свердловской киностудии для съемок художественных и документальных фильмов. Живописные виды Чусовой можно встретить в фильмах о Семене Дежневе и в экранизации знаменитого романа «Угрюм-река».
В наши дни Чусовая ассоциируется в первую очередь со сплавами – на плотах и катамаранах. Для этих целей особенно хороша Чусовая в начале лета: бурные весенние воды уже успокоились, но река еще не обмелела от июльского жаркого солнца. Если сплавляться по течению, то и физических усилий прилагать почти не придется – отошел от берега и скользи себе по водной глади, опуская весла только для того, чтобы вписаться в поворот. Любуйся красотами уральской природы – величественными скалами, живыми и полузаброшенными деревнями, останками декораций и историческими местами.
Чусовая действительно напоминает артерию – ее воды текут неравномерно. Пульс ускоряется весной, почти застывает зимой и размеренно движется летом. Вода – это жизнь, река – это жизнь. А Чусовая – уральская жизнь.
Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Железное кольцо Урала».
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.