От Кудельки до Асбеста. Знаковые места города горного льна

Небольшой и, в общем-то, типичный для Урала Асбест сравнительно молод – статус города ему был присвоен в 1933 году. Но, строго говоря, история населённого пункта началась задолго до этого, а именно в ХIХ веке, благодаря открытию месторождения «горного льна» – асбеста.

   
   


Карьер поглотил посёлки
 

«На работы по добыче асбеста поначалу приходили в числе прочих сезонники из близлежащих деревень, – рассказывает краевед, член Русского географического общества Александр Копырин. – В деревнях денег не было, а «на асбесте» за день работы платили по 30-50 копеек, для крестьянина же наличные деньги много значили. По сути, от каждой деревни на добыче асбеста работали артели. Впрочем, на карьеры – тогда их называли разрезами – приезжал трудовой люд и из Тобольска, Уфы, Казани… Поначалу сезонники жили в летних балаганах, а потом при карьерах образовывались посёлки, в которые работяги привозили семьи. Так, мало-помалу, на этой территории и обосновывались.

Фото: «АиФ-Урал»

По словам Александра Леонидовича, на добычу асбеста мужики не всегда попадали по доброй воле. Так, например, известен случай, когда из села Грязновское общим решением местных жителей выгнали взашей одного дебошира. Иди, мол, куда хочешь, но в селе чтобы ноги твоей не было! Мужик помыкался-помыкался, да и приехал в один из посёлков карьера по добыче асбеста. Здесь его всё устроило – и работа, и зарплата, и условия жизни. Семью привёз. История умалчивает, остепенился или нет, но можно предположить, что да, в конце концов, от добра добра не ищут.

Фото: «АиФ-Урал»

Предтечей будущего города считается посёлок, который в народе называли Куделька, в котором в 1897 году была построена первая обогатительная фабрика. Но по большому счёту город возник совсем не в его границах.

«До революции на территории современного карьера было порядка двадцати разрезов, которые принадлежали разным хозяевам, – рассказывает Александр Копырин. – Новая власть их национализировала, а в 1922 году был организован трест «Ураласбест». Всё разрозненное хозяйство было объединено в единую промышленную, транспортную, производственную систему. Интенсивная разработка карьера привела к тому, что его борты, расширяясь, вытесняли посёлки. В результате на месте нынешнего города был построен рабочий посёлок Асбест, который впоследствии получил статус города».

Фото: «АиФ-Урал»

Казалось бы, сугубо рабочий город с мощным градообразующим предприятием должен быть малопримечателен. Но нет! Помимо крупнейшего в мире карьера по добыче асбеста, здесь есть немало достопримечательностей, раскрывающих любопытные факты из истории города. Вот только некоторые из них.


Водонапорная башня


Её, по словам Александра Копырина, построили в 1936 году для снабжения города водой. Пятиэтажное строение 35-метровой высоты на тот момент было самым высоким в городе. Именно поэтому во время праздников над башней поднимали красный флаг, который был виден из любой точки города. «В подвале башни стоял большой дизель-генератор, – рассказывает Александр Копырин, – который запускали для освещения одного из районов в тех случаях, когда происходило отключение электроэнергии».

Фото: «АиФ-Урал»

В 2000 году пожар изрядно повредил историческое сооружение, с тех пор оно находится в плачевном состоянии. А ведь могло бы, по мнению краеведов, стать визитной карточкой города, тем более что архитектура башни по-своему уникальна.

   
   


Кладбище военнопленных


Строго говоря, находится оно вне городской черты, в лесном массиве, но неразрывно связано с историей города. «Начиная с 1942 года в Асбесте было несколько лагерей для военнопленных, – рассказывает Александр Копырин. – Первых прибывших военнопленных расселили в жилом микрорайоне на улице Милицейской, предварительно выселив из двухэтажных домов жителей. Люди перебрались к родственникам, знакомым… Никто не сопротивлялся, все понимали, что время военное, особенное. Этот микрорайон потом обнесли колючей проволокой, поставили по периметру вышки».

Фото: «АиФ-Урал»

Военнопленных задействовали на различных работах, в том числе в строительстве, на лесозаготовках, в карьере.

По словам Александра Копырина, в 1947 году, после Нюрнбергского процесса, тех военнопленных, кто не участвовал в зверствах, отправили восвояси, а признанных военными преступниками оставили в лагере Асбеста ещё на восемь лет, и только в 1955 году они были освобождены и отправлены на родину.

Фото: «АиФ-Урал»

Вроде как вблизи города было сразу несколько захоронений военнопленных, но доподлинно известно о двух: для рядового состава («солдатское») и для офицеров («генеральское»). Сегодня «солдатское» кладбище утрачено, а на «генеральском» представителями иностранных государств были в своё время установлены два памятных знака – финским и венгерским военнопленным.
 

Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

«Известно, что, при захоронении одного военнопленного из высших чинов в могилу положили металлическую болванку, чтобы позже могилу можно было найти с помощью металлоискателя, – рассказывает Александр Копырин. – Много лет спустя, уже после перестройки, сюда приезжали его родственники – оказалось, он имел дворянское происхождение, – которые хотели эксгумировать останки и увезти их на родину, но захоронение они так и не нашли. Зато облагородили кладбище».


Арка стадиона


В 1936 году в Асбесте был построен стадион «Горняк», который служил не только спортивной площадкой, но и местом для народных гуляний во время праздников. После окончания Великой Отечественной войны, в начале 50-х годов, у стадиона появилась роскошная входная группа в виде арки, выполненной в стиле сталинского ампира, одной из особенностей которого была помпезная лепнина. Тогда же стадион получил новое имя «Строитель». К слову, в возведении арки принимали участие и пленные, находившиеся в лагере Асбеста.

Фото: «АиФ-Урал»

Автор вычурной, но тем не менее красивой арки неизвестен, однако краеведы предполагают, что, несмотря на роскошность, строилась она по типовому проекту. Увы, сейчас от былого великолепия мало что осталось. Например, безвозвратно утрачены фрагменты литой решётки между колоннами.

Сегодня арка стадиона – он, к слову, тоже остался только в памяти старожилов, – место притяжения юных художников, которые регулярно располагаются здесь на плэнеры.


Музы Неизвестного


Спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны в Асбесте было возведено здание Дворца культуры, в строительстве которого также были задействованы пленные немцы. Оно и его внутреннее убранство само по себе интересны, но, пожалуй, главное богатство ДК – две скульптуры, расположенные у главного входа, – «Муза искусства» и «Муза науки». В это трудно поверить, но автор скульптур – знаменитый Эрнст Неизвестный.

Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Сам Неизвестный вспоминал, что заказчики искали не просто талантливого скульптора. Согласно их пожеланиям, это должен был быть фронтовик, в идеале – имеющией ранения, то есть человек с особо отрицательным отношением к немцам. Дело в том, что в роли «подмастерьев» скульптора предполагались опять же пленные. Неизвестный подходил по всем параметрам и принял предложение. Как он сам признавался, это был период господства сталинского ампира, и скульптуры муз он вылепил как стилизацию под него. Кстати, Эрнст Неизвестный отмечал в немецких помощниках невероятную добросовестность в работе.


Здание с площадкой для «зениток»


На улице Промышленной и сегодня стоит весьма примечательное двухэтажное здание – бывшее Управление южного рудника, построенное в годы Великой Отечественной.

Фото: «АиФ-Урал»

«По краям здания – с южной и северной его сторон – мы видим высокие башни с площадками для расположения зенитных установок – в военное время здания строились с учётом возможности ведения боевых действий, – рассказывает Александр Копырин. – Предполагалось, что если немцы подступят к городу, то им зададут трёпку. В подвале этого здания – бомбоубежище, которое на тот момент было оборудовано, что называется, по последнему слову техники».


Улица, построенная Гагариным


Юрия Гагарина, понятно, представлять не надо – о нём знает весь мир. Но всё же некоторые факты его биографии известны лишь узкому кругу людей. Скажем, мало кто знает, что космонавт принимал участие в строительстве улицы Мира в Асбесте. Ну как принимал…

Строительство улицы Мира началось в городе в 70-х годах прошлого века. Красивая улица с двухсторонним движением и аллеей посередине прокладывалась ударными темпами. Для поднятия трудового духа в то время нередко придумывалась особенная, как мы говорим сегодня, мотивация.

Фото: «АиФ-Урал»

Строительство дороги в «городе горного льна» исключением не стало. Одна из бригад включила в свой состав прославленного космонавта и выполняла за него дневную выработку. Юрий Гагарин был об этой инициативе оповещён телеграммой, которая и сегодня хранится в городском музее.


Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Изумрудное кольцо Урала».