Екатеринбуржец Максим Чумаков приучил свою собаку Лулу путешествовать с ним на сап-борде. На этот раз они вместе преодолели 368 километров по Белому морю, встретили медведя, но всё равно влюбились в Север. Подробнее – в материале ural.aif.ru.
Гуляли всю ночь
Максим Чумаков живёт в Екатеринбурге и является специалистом по работе с древесными насаждениями. Он давно на ты с водной стихией. Мужчина много лет занимался сёрфингом на Чёрном море. Причём ездил туда зимой, когда поднимается шторм, и волны становятся высокими. В 2021 году он увлёкся плаванием на сап-бордах. Каждый год на свой день рождения путешественник делает что-то новое и однажды написал другу, который водит туры на сап-бордах, что хочет отправиться по воде.
«Многие устраивают гонки на сапах, – поясняет путешественник Максим Чумаков, – мне же хотелось передвигаться более спокойно. И вот я узнал о сап-туринге – медленной прогулке на надувной доске. Слышал, что на сапе как будто плывёшь на матрасе. Но понял: это не так. Сап гораздо удобнее. Кроме того, его можно сдуть и положить в рюкзак». Друг рассказал, что на досках чаще всего плавают по рекам. Однако Максим решил отправиться на сапе по Чёрному морю и проплыл некоторое расстояние. Вскоре он проплыл 350 километров по Онежскому озеру, а в этом году – 368 километров по Белому морю.
Перед путешествием по Северу Максим изучил карту местности и прикинул расстояние. Учитывая частые остановки и то, что он подплывал к берегу для осмотра пейзажа, расстояние оказалось большим, чем предполагалось. Стартовал он в Северодвинске, а завершил путешествие в маленьком городе Кемь. «Мне не с кем было оставить мою собаку Лулу. Не на передержку же её отдавать! К слову, она ходит со мной и на работу. Конечно, её присутствие создаёт дополнительные сложности, например, в том же Северодвинске было много мест, куда с собакой не пускают. Нам даже пришлось гулять всю ночь, потому что нас не хотели приютить на ночлег», – рассказывает он. Лулу – спаниель, и ей около года. Ранее она уже плавала на сапе с хозяином, но путешествие на Север стало для неё самым длинным.
Мечтают о тундре
Перед тем, как взять питомицу в такое длительное плавание, Максим долго готовил её к этому. «Сначала она боялась воды, – вспоминает он. – Лулу родилась в сентябре прошлого года, затем сидела на карантине, как и положено щенкам. Наши прогулки начались зимой, а весной она впервые увидела лужи. Наступила в лужу и провалилась туда, где довольно глубоко и холодно». Чтобы собака не боялась воды, Максим стал брать её с собой на озеро Шарташ и потихоньку ставил на сап-борд. Затем они вместе сплавлялись по Чусовскому озеру до Исети, а оттуда до визовского пляжа. Во время путешествия по Белому морю, собака прижималась к хозяину и вела себя тихо. Оказавшись на берегу, Лулу бегала по сопкам. По вечерам Лулу сразу же забегала в палатку – подальше от комаров, которые её кусали.
«Самое трудное на таком маршруте – не унывать, когда что-то идёт не так, как ты планировал, – говорит Максим. – Например, если сап прокололся, вместо того чтобы в хорошую погоду отправляться дальше, у тебя двое суток уходит на то, чтобы его отремонтировать и всё просушить. Плавая на доске, нужно трезво оценивать свои силы и грести так, чтобы тебя не сдувало ветром, и, конечно, не терять контроль. Сколько раз я слышал, что во время курортного сезона кого-то унесло в море! Нужно обязательно надевать на себя спасательный жилет и лиш – поводок с манжетой для крепления сапа к ноге. Иначе, упав в воду, можно потерять свою доску из вида».
Но самой непредвиденной ситуацией для Максима стало то, что за его собакой увязался медведь. Его пришлось прогонять свистом. «Он был очень любопытным, – вспоминает путешественник. – Это был уже не медвежонок, но ещё не взрослый зверь. Сначала я с ним разговаривал, но это не помогло. Затем свистнул в свисток, который висел у меня на жилете. Медведь отбежал, но не очень далеко, а потом снова прибежал. Отпугнул я его только клапаном на сапе, из которого громко вышел воздух. Это был слишком резкий звук, он испугался и убежал».
Во время своего путешествия, которое заняло около месяца, Максим и Лулу питались запасами, взятыми из дома: она – сухим кормом, а её хозяин – сушёным мясом, которое заготовил заранее. Правда, Лулу оказалась знатной попрошайкой – она норовила всё время выпросить что-нибудь у хозяина.
Максиму понравились спокойные северные пейзажи и то, что на пляже было пусто, – в отличие от юга, где всегда многолюдно. Но самым ярким впечатлением для него стали не сопки, а люди, которых он встретил в пути, особенно метеоролог Наталья и рыбак Илья, с которым Максим познакомился на Соловках. Наталья живёт на острове в Белом море 18 лет, и, по словам Максима, её мышление заметно отличается от мышления жителей мегаполисов. Например, она мечтает поселиться на ещё более отдалённом острове и встретить там белую медведицу. А Илья мечтает завести северных оленей и кочевать по тундре. Максим и сам влюбился в Север и хочет устроить следующее путешествие по Баренцеву морю.