Русло свободного звука. Как в Каменске-Уральском колокола отливают

Если основные мероприятия Царских дней из года в год проводятся в Екатеринбурге и Алапаевске, то фестиваль колокольного звона в их рамках – традиционно в Каменске-Уральском. А где же ещё? Ведь именно здесь отливают кампаны не только для уральских, но и для многих российских и зарубежных храмов.

   
   


Всё о колоколах – в моём шкафу


Как утверждают историки, впервые колокола начали делать в итальянской провинции Кампанья в начале VII века. Отсюда другое, менее привычное для нас, название – кампан, которое между тем надолго закрепилось в Церковном уставе. Уже потом, много веков спустя, на Урале за это дело взялись на заводах Демидовых. Как говорится, сам Бог велел.

Фото: «АиФ-Урал»

Здесь сошлись воедино сразу несколько факторов, благодаря которым колокололитейное искусство было обречено на успех. Во-первых, в этой местности испокон веку было много талантливых мастеровых, во-вторых, здесь велись разработки залежей медной руды, в-третьих, развитию ремесла способствовало активное строительство храмов. А когда уральские заводы освоили технологию получения меди, колокола стали отливать из бронзы – сплава олова и меди.

Фото: «АиФ-Урал»

Понятно, что после революции на колокололитейном производстве был поставлен крест, а все технологические приёмы, методики, особенности отливки уральских кампанов канули в Лету. Так что литейщику Николаю Пяткову все секреты мастерства пришлось в своё время осваивать, перелопачивая горы специальной литературы. Труды, прямо скажем, не пропали даром, сегодня «именной» колокольный завод Пяткова хорошо известен и ценим во всём мире.

Фото: «АиФ-Урал»

В конце 80-х годов выпускник УПИ Николай Пятков работал на заводе начальником литейного участка, а в свободное время зачитывался исторической литературой. «В ней сквозной линией везде проходят колокола, а у меня и образование, и профессия с литейным производством связаны. В общем, каким-то удивительным образом всё срослось, – рассказывает Николай Пятков. – И мы с отцом Иоанном, тогда единственным священником в городе, решили отлить для церкви колокола. Ну а когда русский мужик за что-то берётся, у него всё получается».

Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Первым пособием по колокололитейному делу для Пяткова стала книга Николая Оловянишникова 1911 года издания. На геометрический профиль фабриканта на заводе Пяткова ориентируются и по сей день, несмотря на то, что потом было прочитано огромное количество специальной литературы и были «экспедиции» в Европу для ознакомления с разнообразным опытом отливания колоколов. Но спроси Пяткова сегодня, кто научил его отливать одни из лучших колоколов как минимум в России, ответит: «Никто нас не учил! Читал, смотрел, думал, пробовал… Закрывались с друзьями по вечерам в арендованном цехе, плавили, отливали, проверяли звучание…» А потом ещё добавит без ложной скромности, чтобы никаких сомнений не оставалось: «У меня лучшая библиотека в России. Сто процентов даю: в моём шкафу  всё, что издавалось или издаётся «колокольного».


Литейный цех в трансформаторной будке


В 1991 году было зарегистрировано предприятие «Пятков и Ко». «Ко», конечно, звучало амбициозно – отливкой колоколов занималось всего-то четыре человека. «А лет через десять мы из детских штанишек выросли, заказчики, которые уже покупали наши колокола, стали просить их больше – и по количеству, и по весу, мы начали строить завод. Не прекращая работу, разумеется», –  рассказывает Николай Геннадьевич. И, посмеиваясь, добавляет: «Что такое колокололитейное предприятие? Это как будто большой завод затолкали в трансформаторную будку. Всё вроде есть, но миниатюрное. Я раньше представить себе не мог, что в таких условиях можно что-то делать, поскольку привык к советскому, гигантскому».

   
   
Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

В этой «трансформаторной будке» действительно происходит весь цикл отливки кампанов. Хотя начинается производство колоколов у Пяткова дома. «Беру, допустим, девять листов ватмана, если речь идёт об изготовлении большого колокола. Склеиваю их, расстилаю дома на полу и ползаю по ним с линейкой и другим чертёжным инструментом, – рассказывает Николай Пятков. – Звучание колокола зависит от его геометрии. Мы, конечно, можем стенки сделать чуть тоньше или, наоборот, чуть толще, здесь что-то изменить, там добавить… Но, по большому счёту, при отливке колоколов мы придерживаемся определённых «берегов», сохраняя русло свободного звука».

Фото: «АиФ-Урал»

Сегодня на предприятии Пяткова работают два цеха, кузница, где куют языки, и художественная мастерская, где есть обширная коллекция заготовок ликов святых, надписей и орнаментов, которыми украшают колокола.

Фото: «АиФ-Урал»

Сюда, на производство, и поступает тщательно выверенный самим Пятковым чертёж. На его основе делают «фальшивый колокол», иными словами, его гипсовую модель, на которую крепят объёмные пластины для создания декора. Модель служит для создания внешней формы. А внутреннюю форму колокола готовят литейщики. Обе части соединяют, а в зазор между ними заливают расплавленную колокольную бронзу, температура которой, между прочим, достигает 1100 градусов. Освобождённые из формы колокола шлифуют и полируют вручную.

Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Но на самом деле, никакое описание не может передать сложный технологический процесс производства колоколов, поскольку в нём множество нюансов. Быстро всё только на словах, а в реальности цикл производства колоколов, скажем, от 90 до 1140 килограммов составляет три недели – ведь целая неделя уходит только на сушку формы. Или вот ковка языков. Ювелирная работа! Язык своей «капелькой» должен попадать точно в «юбку» колокола, малейшее отклонение самым неблагоприятным образом скажется на звуке. У мастеров есть литейные секреты, которые они не готовы «выводить в люди». Да и смысла, честно говоря, в этом нет, потому как они сугубо профессиональные и малопонятные для тех, кто не имеет отношения к литейному производству.

Фото: «АиФ-Урал»

«Одно могу сказать, производство колоколов, как, впрочем, любое литейное производство, требует жёсткого соблюдения технологии. Здесь ничем пренебрегать нельзя, даже мелочами. Впрочем, мелочей в колокольном деле нет. Все чисто настроенные, гармонично звучащие  колокола – результат долгой, кропотливой работы», – уверен Николай Пятков.


Поповская почта


В том самом русле свободного звука колокола Пятковых – в дело производства кампанов включились брат и сын Николая Геннадьевича – звучат по-особенному. Недаром же быстрее всего информация о заводе в Каменске-Уральском распространяется посредством, как шутит сам мастер, «поповской почты». Причём распространяется далеко за пределы России. Уральские колокола звучат со звонниц церквей Великобритании, Швеции, США, Канады… Но в основном, конечно, Пятковы отливают колокола для отечественных храмов. Уральским голосом поют кампаны и на звонницах небольших провинциальных церквушек, и на звонницах собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве.

Фото: «АиФ-Урал»

«Хотя, на самом деле, мы льём не так много весов, – говорит Николай Пятков. – У нас девятнадцать позиций: колокола от шести килограммов до 16,5 тонны – это тысяча пудов. Зазвонные (трельные) колокола, средние (альты) и, конечно же, благовестные, которые несут нам благую весть, зовут на службу. Начинает такой колокол петь – и, смотришь, потянулся нарядный народ по деревне, в горку к храму. А вообще, колокольный звон называют «звучащей иконой», он приближает человека к Богу».

Фото: «АиФ-Урал»

Кстати, единственный на Урале колокольный завод «Пятков и Ко» с радостью принимает гостей, которым предоставляется редкая возможность увидеть, как рождается колокол, послушать пение кампана и даже попробовать себя в роли звонаря. Ежегодно предприятие посещают с экскурсиями 6,5 тысячи посетителей. Причём многие из гостей возвращаются сюда снова и снова – колокола зовут.


Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Изумрудное кольцо Урала».


Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.