В песне, написанной основателем фестиваля «Чусовая России» Борисом Петровым, которую так душевно поёт хор «Чусовляночка», есть такие слова: «Чусовое – село родное, заводское – крестьянское. Чусовое – оно такое… Наше Старо-Шайтанское. Молодое – заводное, невеликое, речное, но душой оно большое – океанское». И в них, по сути, содержится соль этой земли.
«Шли пешочком»
День рождения село Чусовое Шалинского района отмечает 1 сентября – именно в этот день в 1727 году здесь с лёгкой руки Акинфия Демидова был пущен Шайтанский железоделательный завод. Но это де-юре. Де-факто же история освоения этих земель началась раньше – ещё в самом начале XVIII века здесь обосновались старообрядцы, переселившиеся из центральной полосы страны. Впрочем, и демидовская история поселения начинается шестью годами до начала заводского производства.
В 1721 году Демидов соорудил на реке Шайтанке плотину и построил пильную мельницу – своего рода завод по обработке древесины. Всё это было возведено тогда с одной целью – оборудование гавани, пристани и производства барок. Первый их караван – к слову, они были загружены готовой продукцией, доставленной в амбары-магазины гужевым транспортом, – ушёл в том же году. Место для обустройства гавани было выбрано козырное, с выходом к реке Чусовой. Завод же был построен скорее для закрепления на этой территории, не отличавшейся, заметим, залежами руды, поэтому он и был молотовым. Изготовленные там крицы отправляли на железоделательный завод в Сылве, где уже производилось листовое железо, которое вновь отправлялось в Шайтанку – здесь на пристани его грузили на барки и сплавляли по Чусовой до места назначения. С этой же пристани сплавляли свою продукцию Верх-Нейвинский, Режевской, Верх-Исетский заводы.
«Завод был большим, соответственно, и село немаленьким. Название оно получило по имени реки Шайтанки, но поскольку «шайтанок» было несколько, его называли Старо-Шайтанским. А пристань вообще была одной из самых больших, с неё уходило в сезон до шестидесяти барок, – рассказывает Борис Петров. – В период формирования караванов здесь скапливалось огромное количество людей. Представьте, пусть даже пятьдесят барок пускалось, на каждой команда 20-30 человек. Команды сплавщиков собирались из мужиков, которые шли сюда пешочком по полтора-два месяца из средней полосы страны, чтобы, отработав «вахту» на барке, вновь вернуться тем же макаром к своим хозяйствам. Но оно того стоило. Зарабатывали сплавщики приличные деньги – три-четыре рубля. Для сравнения, в то время корова стоила один рубль. Но это была опасная работа. Когда спускали воду из самого главного и большого Ревдинского пруда, скорость течения достигала 30-40 километров в час. Только представьте, вал воды два-три метра с бурным течением – барки просто летели».
Стена радости, или «Зотовская стена»
В Чусовом до наших дней сохранился уникальный объект – стена, возведённая в 1816 году, когда здесь, тогда ещё в Шайтанке, по решению управляющего Верх-Исетскими заводами Григория Зотова началось строительство новой гавани. Началось, но так и не было завершено – судя по всему, по причинам финансового характера: то ли выделенные деньги «уплыли» не по назначению, то ли сооружение оказалось более дорогостоящим, чем планировали изначально. Так или иначе, стройка была остановлена, а вот стена дожила до наших дней.
«Когда мы решили превратить её в Стену памяти села Чусового и начали с односельчанами проводить здесь субботники, зрелище, конечно, было удручающим, – рассказывает Борис Петров. – Приходилось расчищать «джунгли» не только вручную, но и бульдозерами. На этой стене будет отражена историческая летопись села. К настоящему времени мы уже установили несколько памятных знаков: в честь постройки Демидовыми плотины и мельницы, постройки по решению Зотова этой стены (знак был установлен по инициативе историка, главного краеведа села Геннадия Николаева) и 300-летия Екатеринбурга, большая часть грузов из которого уходила по Чусовой в центральную часть России с Шайтанской пристани. Со временем здесь будут и другие памятные знаки».
Официально место именуется «Стена памяти села Чусовое (Шайтанка)», но в народе её называют «Зотовской стеной» и «Стеной радости». И если первое очевидно, то второе вызывает вопрос, на который Борис Сергеевич отвечает: «Когда мы расчищали недостроенный шлюз, пришёл знакомый тракториста, вывозившего мусор, и сказал: “Ребята, у вас тут целая стена радости!” Я, помню, тогда воскликнул: “Ты даже не понял, что сказал. Спасибо тебе, дорогой!” Поэтому на стене есть место, где люди могут к ней прикоснуться, вспомнить самые хорошие моменты своей жизни, и к ним приходит удача. Попробуйте – и сами убедитесь».
А на том месте, где некогда стоял демидовский завод, неподалёку от геологического и ботанического памятника природы – камня Шайтан – расположена Аллея славы, на которой увековечены имена тех, кто прославил Чусовую: «князю сибирскому» Ермаку Тимофеевичу, караванному начальнику с 40-летним стажем сплавов Евстигнею Ивановичу Голдобину, знаменитому караванному горнозаводского сплава и исследователю Родерику Мэрчисону, который в составе международной экспедиции проводил исследования в бассейне реки Чусовой в 1841 году, где обнаружил новую, ранее неизвестную толщу горных пород, названную им «пермской системой». История каждого из этих людей, связанная со знаменитой рекой, полна загадок, неожиданных поворотов, интригующих подробностей, которыми Борис Петров всегда готов поделиться с туристами. А напротив Аллеи славы установлен памятник водному колесу – символу уральской горнозаводской империи.
Уникальная картина и «голова» Неизвестного
Летопись села Чусового, которая, разумеется, не ограничивается демидовскими временами, отражена в Музее истории, который после утраты отдельного здания расположился в местной школе. Здесь можно увидеть немало весьма любопытных экспонатов, например, трёхметровое (!) корыто для рубки капусты с сохранившимися «шрамами» от процесса, карту села 1912 года, макет дома и надворных построек, свидетельствующий о том, что Шайтанка была очень не бедным селом. Есть среди экспонатов и уникальные.
«Вот это форма царского пряника, сделанная из чугуна, – рассказывает руководитель школьного музея-галереи села Чусового Галина Баглаева. – Видите, внутри – царский герб. Форма хорошо сохранилась. Клейма на ней нет, но можно предположить, что сделана она на одном из демидовских заводов. У неё длинная ручка, чтобы было удобно из печи доставать».
Музей делит школьное пространство с художественной галерей. Возникнув в 1958 году по инициативе учителя рисования Марии Викторовны Мезениной, «колхозная» галерея стала единственной в своём роде на весь СССР. Экспозиция была собрана из работ известных в Стране Советов и за рубежом художников, в том числе уральских.
Все они имеют безусловную художественную ценность, тем не менее среди всех экспонатов особенно выделяются две жемчужины. Во-первых, это ранняя работа (подлинник!) знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного «Голова девочки». А во-вторых, копия монументальной картины «Село Чусовое», которую писали 11 художников, вдохновлённых этим местом.
Дело в том, что в 60-х годах прошлого века Чусовое начало превращаться в мекку художников, которые здесь получали дома под дачи, жили и творили. Более того, Чусовое стало базой Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра. И сегодня в селе живёт несколько десятков членов Союза художников России, что не может не сказываться на атмосфере села, в котором творческих людей на квадратный метро больше, чем где бы то ни было.
Медведи, травы, виноград
Село Чусовое – место рождения оригинальных текстильных медведей, их шьёт педагог местной школы и рукодельница Светлана Боднар. Несколько лет назад она решила принять участие в конкурсе, для которого сшила первого аутентичного для Урала мишку, декорированного живописными пейзажами окрестностей села. Потом были аналогичные медведи для внучек в качестве ответа на увлечение детей безобразными хагги-вагги. Чудовища не выдержали конкуренции с рукотворными медведями, а слава о них благодаря соцсетям, разнеслась по всей России.
«Мишек я шью вручную, – рассказывает Светлана. – На них и наши берёзки, и грибы – леса вокруг Чусового на них богаты, и наши горы, и холмы, и, конечно же, великая река. Знаете, когда создаю медведей, само-собой поётся: «Чусовое – село родное…»
Несколько лет назад Светлана Белинская выкупила в селе Чусовом сохранившийся демидовский амбар, в котором открыла производство иван-чая и кедрового масла. Сегодня для этих целей построено отдельное современное здание, а амбар стал своего рода музеем. «И моя бабушка, и мама занимались травами, которые я ходила с ними собирать, так что это у меня в генах, – рассказывает Светлана. – Кроме того, я за здоровье и за сохранение традиций. Между прочим, при демидовских заводах производили продукты, аналогичные нашим, например, пластыри и мази с живицей. Понятно, что не Демидовы эти рецепты создали, они просто использовали многовековой народный опыт, которым пользовались заводчане. И мы продолжатели этих традиций. В основе наших рецептов – то, что нам передали предки – не сами же мы придумали плавить живицу и с чем-то её соединять, – но мы и своë что-то вносим, обогащаем рецептуру».
По словам Светланы, всё то, что они с помощниками производят в Чусовом – кедровое масло, продукцию на основе мёда, живицы, травяные чаи, – выпускается под брендом «ЛадоЯр», но для неё это не бизнес, а зов крови.
Про Николая Тришина в Чусовом шутят: «Ненормальный, который делает невозможное, как все ненормальные люди». В каждой шутке, как говорится, её только доля. Несколько лет назад он взялся выращивать виноград в месте, где зимой температура воздуха опускается порой до минус 50 градусов – географическая особенность села такова, что в разных его районах в одно и то же время температура может отличаться на 10 градусов. Первый опыт, признаётся, был неудачным, но это только раззадорило, и Николай Васильевич начал выписывать со всей России сорта, подходящие для нашего климата.
«Сегодня мы выращиваем порядка 38 разных сортов винограда – винного и столового, собираем отличный урожай, вкус – ум отъешь, – рассказывает Николай Васильевич. – Дело это, конечно, хлопотное, но чрезвычайно интересное. Но это исключительно хобби, эксперимент – мы занимаемся сортоиспытанием. А теперь вот новая замануха у меня – начал выращивать абрикосы. Кстати, в прошлом году у нас тут, действительно, грянули морозы, несколько дней минус 50 было, я тогда часть плодового сада потерял, а винограду хоть бы хны. Хотя, конечно, он у меня в специальные сухие туннели был на зиму упакован».
Между прочем, когда Тришин только начал разбивать сад под горой Ильинской, многие у виска крутили, мол, на этом месте ничего, кроме картофеля, не вырастет. А он доказал, что при желании и вложенном труде нет ничего невозможного. Впрочем, может быть, дело в том, что Ильинская гора считается мистическим местом, местом силы. По одной из версий, это не что иное, как основание древней рукотворной пирамиды.
Чусовое, ко всему прочему, село хлебосольное. Ни один праздник здесь не обходится без удивительных угощений. Например, директор Дома культуры посёлка Илим – в Чусовом она давно уже своя – Тамара Миронова обязательно привозит солоделики – пирожки, тесто для которых на ржаной муке готовится три дня. «А в общей сложности они готовятся четыре дня, – рассказывает Тамара Анатольевна. – Рецепт их сегодня утрачен, нигде не найти, а я его сохранила от бабушки, которая солоделики пекла. Делают их с любой начинкой, но у нас в семье обычно пекли с калиной и малиной. Тесто приготовить – это ещё не всё, потом надо пирожки слепить, чуть-чуть припечь до образования корочки, а затем искупать в сладкой воде и сложить слоями в чугунок, а на дно капустный лист, чтобы не пригорели, переложив черёмуховым листом, и поставить в печь томиться. Запах, я вам скажу, на всю округу! А перед подачей на стол следует полить их мёдом».
В посёлке Илим Тамара Анатольевна создала в заброшенной избе народный музей «У бабушки Тамары». Экспонаты для него – предметы народного быта – собирала везде, где только можно. Авторский музей стал воплощением давней мечты и местом просвещения современных ребятишек, которые порой даже не догадываются о назначении тех или иных экспонатов, а ведь это наша история, которую мы должны сохранять. Гостей музея, кстати, Тамара Анатольевна угощает щами, приготовленными в русской печи. Такие на плите нипочем не приготовить.
Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Железное кольцо Урала».
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.