Шкура убитого медведя. В истории села Грязновское есть неразгаданные тайны

Несмотря на то, что и сегодня село Грязновское стоит вблизи оживлённой трассы, в него редко заворачивают экскурсионные автобусы. А зря. Страницы его истории, которые – буковка за буковкой – собирали местные жители, содержат любопытнейший материал. Который, кстати, ярко «проиллюстрирован» разнообразными объектами.

   
   


Смекнул и не прогадал


Своим возникновением современное село Грязновское обязано Бабиновской дороге, которая долгое время – до строительства Сибирского тракта – была единственным маршрутом, соединяющим европейскую часть России с Азией. Скорее всего, основатель Грязновской слободы крестьянин Иван Топорков, приехавший в эти края из Верхотурского уезда, обладал даром прозорливости, а может, обычной житейской смекалкой. Так или иначе, но основанная им в 1690 году слобода со временем превратилась в основательное, если не сказать зажиточное, село.

Фото: «АиФ-Урал»

Что неудивительно. Географически слобода «пустила корни» в самом что ни на есть хлебном месте. Не в прямом смысле слова, зерновые тут как раз не особо колосились. Зато прохождение крупнейших и важнейших дорог – Бабиновской, позже – с 1763 года – Сибирского тракта и плюсом – Угольной дороги, ведущий к Каменскому железноделательному заводу, – давало местным жителям значительные преференции. Давайте говорить прямо, им было на чём заработать, ведь Грязновское служило для путников своего рода перевалочным пунктом.

Фото: «АиФ-Урал»

«К 300-летию села, которое мы отмечали в 1990 году, учитель Борис Соколов собирал его историю. В этом ему помогали все педагоги и другие жители села. Пухлые папки с рукописным материалом хранятся в Музее истории села, который расположен в нашей школе, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Грязновской школы Ирина Петрова. – Так вот, мы знаем, что здесь было пять так называемых заезжих дворов, которые могли одновременно принять более ста подвод с грузом. За постой с лошади брали 20 копеек, с кучера же не брали ничего».

Фото: «АиФ-Урал»

До поры до времени сельское хозяйство слободчан интересовало постольку-поскольку. Зато во владении всевозможными ремёслами им не было равных. Печники, плотники, столяры, гончары, кожевенники, сапожники, шорники, кузнецы… Услугами их пользовались не только жители окрестных сёл и деревень, но и, конечно же, путники, следовавшие по Бабиновской дороге, а потом по Сибирскому тракту.


Добротные хозяйства


Интересно, что поначалу улиц в Грязновской слободе не было. То есть де-факто они, конечно, существовали, но первые поселенцы называли их краями. Краям присваивались названия: Ключики, Берёзки, Афонин край (вотчина первого поселенца Афанасия Яковлевича Кокшарова), Набережная, Выселки… Был здесь и край Дача, жители которого не возделывали огороды, а высаживали сирень, калину, словом, вместо практичности отдавали предпочтение красоте.

ШФото: «АиФ-Урал»

Поскольку деньжата у слободчан явно водились, а саму слободу окружали хорошие леса, дома здесь возводились основательные – крестовые, на два этажа, причём первый этаж был каменный, второй – деревянный. Вокруг домов обязательные надворные постройки: баня, сараи, конюшни, амбары. «Получался такой основательный семейный стан, – говорит Ирина Александровна, – дом для большой семьи, в котором жили как минимум два поколения».

   
   
Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

В самом Грязновском до сегодняшнего дня дожили немногие из тех домов, но они всё же есть. Правда, уже не в том первозданном виде. Зато раздел музея «Крестьянский быт» собрал множество бытовых артефактов того времени, разглядывая которые можно прочитать историю той или иной вещи, оценить, насколько важна она была в хозяйстве, как часто использовалась.

Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Прялки, веретёна, ткацкий станок, посуда, расшитые рушники и салфетки, рубели – деревянные доски с вырубленными поперечными желобками для выколачивания и глажения белья… «Любую вещь взять – она хранит тепло тех рук, в которых была», – говорит Ирина Александровна.


Где зарыто золото?


Церковь Покрова Святой Богородицы в Грязновском цвета незабудок по-сельскому уютна и светла. Легенда гласит, что своим появлением храм обязан… шкуре убитого медведя. В начале XIX века хозяин леса повадился захаживать в Грязновскую слободу – задирал домашнюю скотину, крушил всё, что под лапу попадалось, словом, всячески досаждал. Мужики устроили на незваного гостя облаву. Выследили, убили. Мясо, понятно, поделили между собой, а вот что делать со шкурой, поначалу не знали. Ну не резать же её на куски. Поэтому решили шкуру продать, а на вырученные деньги построить церковь.

Фото: «АиФ-Урал»

Монахиня Ульяна, помогающая настоятелю Покровского храма иерею Олегу Шунаеву, от этой версии отмахивается. Мол, сказки всё это. Люди в Грязновской слободе и в окрестных сёлах были набожные, поэтому появление здесь храма вполне естественно. «Первоначально храм был назван в честь Казанской иконы Божией Матери, – рассказывает мать Ульяна. – Заложен он был в 1805 году и строился вплоть до 1830 года, когда и был освящён. Столь долгое возведение объясняется тем, что храм был большой, трёхпрестольный. И со временем он стал богатым».

Фото: «АиФ-Урал»

По словам монахини Ульяны, сохранились документы 1922 года – в то время повсюду разорялись храмы, – согласно которым новой властью из храма было изъято 4,72 фунта серебра и 1,8 килограмма золота. Народная же молва гласит, что это была лишь малая часть ценностей, большую же часть прихожане успели спрятать, где-то зарыв. Эта версия (или легенда?) передаётся из поколения в поколение среди жителей Грязновского. Неудивительно, что то и дело кто-то исследует здешние места с металлоискателем, надеясь обнаружить церковное золото.

Фото: «АиФ-Урал»

Не могут отыскать в селе и подземный ход, который – и это подтверждено старинными документами, – соединял храм с женским монастырём. Почти двухкилометровый туннель как в воду канул. К слову, официально монастырь именовался «женской общиной», она была открыта в селе в 1809 году с лёгкой руки монахини Кириенны, которая долго искала место для основания обители и, наконец, пришла в Грязновское, где обнаружила кладбище в крайней степени запустения. Здесь она и осела. Привела захоронения в порядок, основала общину, построила при ней небольшой однопрестольный храм, открыла приют для девочек, а потом и церковно-приходскую школу – прародительницу нынешней Грязновской школы.

Фото: «АиФ-Урал»

«Община была немаленькая, 98 насельниц разного возраста вели здесь строгую жизнь по монашескому правилу, в трудах и молитвах», – рассказывает монахиня Ульяна.

Фото: «АиФ-Урал»

Согласно информации, хранящейся в Музее истории Грязновского, монахини общины делились на белоручек и разнорабочих. Первые шили, вязали, вышивали, вторые – вели хозяйство: возделывали землю, ухаживали за скотиной, заготавливали сено. Хозяйство, кстати, было немаленьким. Во всяком случае, именно с земель, принадлежавших монастырю, после революции новая власть начала развивать сельское хозяйство.


Здесь хранят память


Главный храм новая власть закрыла, приспособив его под склады. Только в 80-х годах прошлого столетия здание церкви было отдано под спортзал, а в 1993 году возвращено верующим. В одном из приделов храма до сих пор сохранился деревянный пол с характерной игровой разметкой.

Фото: «АиФ-Урал»

Что же касается монастыря, то от него новая власть, что называется, камня на камне не оставила. Сохранилась только основа церкви обители, но о её религиозном предназначении там уже ничего не напоминает, поскольку в бывшем храме сегодня обыкновенный жилой дом.

Фото: «АиФ-Урал»

В музее села собрано немало материалов о том, как оно переживало лихолетья. К примеру, в июле 1918 года Грязновское заняли колчаковцы, которые расстреляли десять местных жителей.  После освобождения села те были похоронены в братской могиле, над которой установили незамысловатый памятник из кирпича. Со временем он изрядно обветшал, но несколько лет назад десятиклассники местной школы провели его реконструкцию и благоустроили территорию вокруг. За что были награждены путёвкой во Всероссийский детский центр «Орлёнок».

Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Памятник основателям села – тоже дело рук школьников. Ученики местной школы взяли шефство и над мемориалом «Скорбящая мать», установленным к 300-летию села в память об участниках Великой Отечественной войны.

Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

«Из нашего села ушли на фронт 373 человека, 177 из них не вернулись. А в трудовой армии служил 41 сельчанин, – говорит Ирина Петрова. – В музее героям Великой Отечественной посвящён отдельный раздел, и в нём есть настоящие реликвии: личные вещи участников войны, фронтовые письма… Вообще, все жители Грязновского свято относятся к сохранению исторической памяти. А как же иначе? Без прошлого, как известно, нет будущего. А мы хотим, чтобы у родного села было яркое будущее».


Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Изумрудное кольцо Урала».


Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.