Примерное время чтения: 6 минут
317

На Среднем Урале начали готовить общественных инспекторов ЖКХ

В Свердловской области заработал необычный социальный проект - Центр экспертной и юридической поддержки общественного контроля в сфере ЖКХ для представителей домовых советов и жилищных активистов из малых городов и сельских поселений.

«О важности общественного контроля в сфере ЖКХ спорить не приходится. За все время проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства стало окончательно ясно, что рассчитывать собственники жилья могут только на себя. В связи с этим особенно важно дать гражданам нужную информацию и познакомить их с механизмами реализации своих прав, - уверен Дмитрий Рожин, руководитель проекта. - Люди должны иметь возможность контролировать все, что происходит в их домах, платить справедливую цену за оказанные жилищные и коммунальные услуги. Для этого в Свердловской области специалисты Регионального фонда развития ЖКХ с октября 2016 года начали готовить общественных жилищных инспекторов. Также в проекте участвуют образовательные организации, общественники и просто активные и неравнодушные граждане.

На сегодняшний день эксперты Фонда уже разработали и издали Методическое пособие для общественников, в котором сконцентрированы основные положения нормативно — правовой базы, регулирующей данную сферу, раскрыты механизмы взаимодействия всех элементов системы ЖКХ.

Узнать, как работает проект, задать свой вопрос и поделиться предложением любой житель области может по телефону горячей линии 88002223228 или на официальном сайте проекта www.rfr-zhkh.ru».

В. Путин: «Здесь огромный пласт проблем»

О запуске нового проекта рассказали на пресс-конференции, где речь зашла и в целом о проблемах российского ЖКХ.

«К сожалению, стоимость коммунальных ресурсов и услуг сегодня постоянно увеличивается, но часто их качество остается на очень низком уровне. Откуда берутся задолженности, как не переплачивать за коммунальные и жилищные услуги, и при этом получить тепло и свет в доме и качественную городскую среду – во всем этом должны разбираться сами жители многоквартирных домов, - сказал на пресс-конференции Евгений Белоносов, эксперт Регионального Фонда развития ЖКХ Свердловской области. - Так у нас сформировано законодательство — за все отвечает собственник. При этом повлиять на поставщиков услуг, недобросовестно исполняющих договор, тем более сменить УК, руководителя ТСЖ практически нереально.

Президент Путин в рамках межрегионального Общественного народного фронта так прокомментировал ситуацию в сфере ЖКХ: «здесь существует огромный пласт проблем, очень много серых схем. Есть попытки, совершенно очевидно, переложить на население проблемы, которые в этой сфере скапливаются уже не один год, а может быть, десятилетия. У нас общая задолженность в сфере ЖКХ свыше 900 миллиардов рублей».

Чтобы изменить ситуацию в пользу потребителей Минстрой России ведет контроль и поддерживает развитие сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Такие центры созданы в 83 субъектах Российской Федерации.

Практика нашей совместной работы с Региональным фондом развития ЖКХ показывает: только там, где собственники вникают во все вопросы управления своим недвижимым имуществом, решаются проблемы с качеством предоставляемых услуг.

В противном случае никакие меры воздействия эффекта не дают. Даже вопиющие случаи нарушений прав граждан, которые взяты на контроль руководством региона и надзорными органами, не находят окончательного решения. Примеров тому масса.

Контроль, контроль и еще раз контроль

Чтобы эффективно управлять своим имуществом, необходимо разбираться не только в законодательстве, регулирующем данную сферу, но и понимать механизм функционирования системы.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложная система имущественных отношений. В нее входят управляющие компании, ТСЖ, поставщики ресурсов: электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды. Цель этой системы — сделать все, чтобы в квартирах собственников всегда было тепло, светло, во дворе — чисто и уютно.

Государственные и муниципальные органы следят за выполнением законов и подзаконных актов. В России существует трехступенчатая система контроля за работой организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги.

Первая ступень — общественные и различные некоммерческие организации. Самым близким жильцам объединением собственников является Совет многоквартирного дома. Именно туда необходимо обращаться в первую очередь с просьбами, жалобами и предложениями.

Кроме того, существуют организации, защищающие права потребителей и осуществляющие общественный контроль. Их задача — разъяснять положения действующего законодательства, выявлять нарушения, давать советы, содействовать в подготовке заявлений в другие организации, обладающие административными полномочиями.

Вторая ступень — муниципальные службы контроля. Они работают в многоквартирных домах, где имеются помещения в муниципальной собственности. Кроме контроля за деятельностью управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, а также рассмотрения жалоб жильцов, местное самоуправление занимается межеванием земельных участков около домов, выдачей разрешений о переводе жилого помещения в нежилое, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, заключением и изменением договоров социального найма, выдачей разрешений на вырубку зеленых насаждений и прочее.

Третья ступень — Государственный жилищный надзор и лицензионный контроль.

Государственный жилищный надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Именно сюда, в ГЖИ, обращаются собственники и общественные контролеры, если выявленные нарушения прав жильцов нельзя устранить иным способом.

Кроме того, существует лицензионный контроль. Все управляющие организации обязаны иметь лицензию на управление многоквартирными домами и отвечать ее требованиям.

Важно, какую форму управления домом выбирают жильцы. Зачастую для этого привлекают УК. Выгодно это или нет? Как просчитать плюсы и минусы той или иной формы управления? Что нужно делать, если права собственников нарушены? Как контролировать расходы, идущие на содержание общедомового имущества? Наконец, что меняется в законодательстве, регулирующем сферу ЖКХ? На эти и другие вопросы мы даем ответы на мероприятиях, организованных Фондом».

 

Справка

Региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ:

- ведут мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ;

- анализируют отдельные проблем в сфере ЖКХ как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона;

- проводят проверки, в том числе выездные, по рассмотрению обращений граждан;

- помогают гражданам в защите их интересов в суде;

- проводят общественную экспертизу нормативных правовых актов федерального и регионального уровней;

- составляют общественные рейтинги управляющих организаций;

- следят за реализацией региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах