185

Актриса Екатерина Демская: «Материальные ценности бегут впереди»

www.uraltuz.ru / www.uraltuz.ru

«Надо потрудиться»

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: – Екатерина Андреевна, что в современном мире представляет собой театр? Модный тренд быть поверхностно культурным или нечто более глубокое?

Екатерина Демская: – В наступивший Год культуры я все-таки надеюсь, что люди окультуриваются и поворачиваются лицом к театру. В большей степени, чем до этого. Мне кажется, что сегодня молодежь идет охотно и по велению души везде: будь то театр, филармония с концертом классической музыки или рок-концерт. Ну даже если в первый раз кто-то и посетил театр по велению моды, то, посмотрев хороший спектакль, этот зритель в следующий раз придет сюда более осознанно. Я знаю, они вновь вернутся за этим незабываемым эмоциональным впечатлением.

– Раз уж упомянули о классической музыке... В одной из бесед с директором Свердловской филармонии Александр Колотурский сказал мне, что поход на такие концерты – большой труд души. Может, именно по этой причине – привычной современной лености – в театр ходит не так много людей, как нам хотелось бы?

– Вообще, чтобы что-то понять, в принципе, надо всегда немножечко потрудиться, и не только в ходе уже самого действа, а немного заранее: познать, что-то почитать, прежде чем идти на тот или иной спектакль. Если в театр придет подросток, который до этого момента все пропустил, ничем не интересовался, не слушал преподавателей, занимался на уроках своими делами, конечно, ему будет скучно. Он ничего не поймет, жизненного опыта ведь у него еще нет, представление у него ни с чем не ассоциируется. Именно поэтому зрителя надо готовить. Конечно же, начинается все с семьи, и в первую очередь это хорошая литература, что не всегда принято в современном воспитании.

Знаете, сейчас вообще мало читают. Мой муж преподает в театральном институте. Как-то он мне говорит: «Сегодня спросил у студентов, кто читал «Гамлета», и никто не читал». А ведь они пришли на артистов учиться! Сейчас же молодые люди много через компьютер узнавать пытаются: набрали, сюжет в кратком изложении глянули – и все! Ведь для того, чтобы раскрыть книгу и почитать, – это тоже надо потрудиться, к чему не все стремятся.

Сейчас не стыдно

– Если говорить о «потрудиться», то тут, мне кажется, и наше общество вместе с телевидением и Интернетом внесли свою лепту, доказывая юному поколению, что трудиться как раз и не надо – все просто: нажал здесь кнопочку, там надавил, и готово!

– Я думаю, что все надо начинать с семьи и школы. Вот у нас ведь были любимые педагоги, ведь мы же их за что-то любили. Я любила уроки учителя по физике! Он так интересно преподавал, что я умела и утюг разобрать, и массу других вещей! Ну и литература, конечно. Мы должны вкладывать в детей, а не просто вести какую-то отчетность для вышестоящих органов! И душевно, и финансово, как бы там сложно ни было. Надо быть другом, тогда и контакт взаимного диалога будет легче.

Я считаю, мне повезло. Мое поколение немножко раньше жило, училось… У нас стыдно было не прочитать, не приготовиться; стыдно, когда получаешь тройку; стыдно не знать. У нас не было компьютеров, мы все делали сами, постоянно чувствуя жажду познания – вырваться за знакомые рамки, преодолеть свой кругозор; был страшный интерес! А сейчас?..

– А сейчас нашим школьникам не стыдно издеваться над учителями и, извиняюсь, посылать своих педагогов на три буквы…

– Это ужас, и у меня нет слов… Я вот что хочу сказать. Наш проект ТЮЗа «Театр у школьной доски» такое доброе дело сделал, я это все изнутри видела. Мы приходили в школу на репетиции, а дети всегда были тут как тут, задавали множество вопросов, да и вообще жутко интересовались происходящим. Они просто липли к двери актового зала! И нам просто приходилось им рассказывать, что их ждет. Это непосредственное общение, такой колоссальный опыт! И в школу, надо сказать, эти дети уже с другим настроением приходят, ведь их ждет новый формат, а не урок в привычном классе. К ним приехали настоящие артисты и делают для них спектакль, который ребята потом с удовольствием смотрели! В одной из передач музыкант, дирижер Московского камерного хора Владимир Минин рассказывал, как он со своим коллективом приезжал в Японию и концерт своей акапельной музыки они проводили в одной из школ. Насколько у них творческое воспитание важно! Не в каком-то огромном зале, а в школе! Но если такая цивилизованная страна этим занимается, то мы-то почему отстаем?

Чем быстрее мы это осознаем, чем быстрее повернем сознание в эту сторону, на эту проблему – культуры, тем у нас будет прекраснее общество и тем меньше мы будем сталкиваться с теми ситуациями среди школьников, о которых вы говорили выше. Через этот контакт у ребенка развивается путь к познанию, к творчеству, к началу творчества, – значит, он потом будет способен созидать. Надо же внутри зацепить, через эмоцию. Они должны понимать, что умеют чувствовать. Повернуть вот к этим ценностям: добро, сострадание, милосердие, честь и достоинство – все это в наших руках. Мы не должны терять эту связь. У нас ведь гибнет молодежь!

– А для этого и театров разноплановых должно быть больше, да и город дорос уже до того момента, когда создание новых – потребность. Только вот у нас строятся одни торговые центры. Вот к 2020 году в Екатеринбурге хотят построить восемнадцать таких точек!

– Тут возникает вопрос – неужели нам пытаются подменить ценности? Ведь из-за этой гонки у нас фактически меняется и совместный семейный досуг: вместо того чтобы с пользой провести время друг с другом, в свободные дни уральцы бегут именно в эти торговые центры; ребенок оставляется в игровой комнате сам с собой, а родители расходятся по отделам. Сейчас так оно и есть, как бы печально ни звучало. Есть в обществе материальные ценности, есть духовные, и сегодня материальные бегут впереди паровоза.

Да, у нас пока еще долго будут строить торговые центры, и огромные, и масштабные. Наверное, у нас еще долго не будет красивых школ с бассейнами. Даже не знаю, как с этой погоней за рублем бороться, у меня это вызывает только неприятное чувство. Вот если бы у нас только был какой-то баланс! Например, если строится торговый центр, пусть строят в этом же районе спортивный комплекс, чтобы дети могли заниматься. Наверное, мы должны говорить об этих вещах, не должны молчать, должны озвучивать, но как нас услышат? Не знаю, насколько те люди, по ту сторону торговых проектов, культурны и способны к таким диалогам.

«Чиновники не понимают»

– От кого бы из деятелей – театральных, музейных – я уже ни слышала про Год культуры, все почему-то говорят с такой интонацией, что вот он есть один, 12 месяцев, и после него культура закончится. От этого немного страшно... Неужели дальше о ней забудут?

– И правда хочется, чтобы не было как в праздник 8 Марта: один раз в год цветочки подарили, спели маме песенку, а потом забыли, что эта мама – мама каждый день. Но то, что этот год объявлен Годом культуры, уже приятно и хорошо! Может быть, это какой-то разгончик, который в дальнейшем даст хороший толчок! Насколько мы все серьезно в это будем входить, настолько надо и сохранить темп, не сдавать позиции и не давать покоя хоть тому же министру культуры! Это как старт, а дальше, товарищи, только больше и больше, выше и выше! Главное – не ослабевать.

– А еще главное, чтобы в этот ответственный момент гонку выдержали те работники культуры, которые все это время трудились за совершенно смешные деньги. Те самые узкие специалисты – гримеры, бутафоры, сотрудники костюмерных цехов, реставраторы, которые наравне с актерами создают волшебство театра.

– Да, сейчас это те специалисты, которых надо беречь, их все меньше и меньше. Ими надо дорожить, в том числе и потому, что этим направлениям у нас никто из вузов не учит – все передается от учителя к ученику. Все эти люди – золотые ручки. Например, в Москве театральных специалистов держат цепко, на наших же, уральских, будто все равно… Да что говорить, никогда искусство не измерялось рублем, как и образование! Посмотрите, сколько получают те же учителя! Мы никогда не работали за деньги. Я всегда молодежи говорю: «Я работаю за любовь, за удовольствие».

Если только представить, что таких ценных специалистов, о которых вы говорите, не останется, – качество театра сразу же понизится. Чиновники у нас не понимают, что это такое. Люди изнутри, которые долго занимаются тем же театром, живут этим, своей профессией, – только они могут понимать ценность того или иного специалиста. Но не чиновники. Они говорят: «Как? Что? Ничего, закажем на стороне или вовсе без него обойдемся!» Но это ведь лицо твоего театра, его дух! Как так можно?

– Раз уж вспомнили об учителях… Часто их давят не только низкой зарплатой, но и порой неадекватными реформами образования и новыми программами, на которые жалуются наши читатели. Кажется, что наши власти смотрят на систему образования с другой планеты!

– Все немного обесценилось. Известное дело – сверху погнались за длинным рублем. Страна стала просто ломаться, это началось в 90-е годы, когда школа стала совершенно не важна, и частично это сохранилось до наших дней. Важнее, видимо, что-то другое. И дети стали впитывать эти нехорошие вещи, что на джипе лучше, а как этот джип достанется – да лишь бы полегче. У нас ведь со всеми этими преобразованиями все просто: существует отмашка сверху, а наши чиновники не станут и разбираться; раз сказали – значит, надо выполнять. Может, это как-то экономически выгодно: где не хватает, отщипнули от культуры, от образования – и все.

У нас в стране никогда не было баланса, никогда не было золотой середины, нас всегда мотает из одной крайности в другую. Чтобы понять это, что мы не правы, что нас снова несет не туда, – на это уходят годы. А что такое годы? Это уже подросло очередное поколение, и мы уже опоздали. Ладно, если в семье по-другому все, но ведь и семья тоже выживает порой, многие родители также стремятся больше заработать: не хотим уже квартиры, хотим коттеджи… Ну где же заниматься детьми?! Это проблема, мы уже немножко опоздали, мы уже пожинаем плоды.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах