aif.ru counter
136

Машина времени. Историческим фестивалям на Урале не хватает поддержки

Автор фото: Ольга Маслова / Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

Аутентичность и атмосфера – важные составляющие

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Павел, расскажите, пожалуйста, о фестивале «Варяжская улица», который проходил в Асбесте: сколько раз прошёл, сколько народу собрал, откуда приезжали реконструкторы?

Павел Воронин: Наш фестиваль пока совсем молодой – он прошел всего два раза, причем первый был скорее пилотным запуском, некой пробной версией. Но, несмотря на пока что короткую историю проекта, на первом мероприятии мы собрали около двух тысяч посетителей, на втором же присутствовало примерно четыре тысячи гостей. И это не считая участников-реконструкторов. Правда, как раз-таки самих реконструкторов было не очень много – фестиваль ведь еще не раскручен. Правда, даже не глядя на это, ребята, занимающиеся воссозданием быта и сражений былых времен, приезжали и из Тобольска, и из Тюмени, и из Миасса, и из Чебаркуля, и из Челябинска.

– Когда на проект выделены скромные бюджеты, наверняка сложнее пригласить по-настоящему интересных тематических музыкантов. Они просят оплачивать дорогу, проживание, что организаторам часто не под силу. Неужели же им самим не интересно выйти к своим новым слушателям?

– Группы эти уже довольно сильно раскручены, на их творчество есть спрос, и для них не критично пропустить тот или иной небольшой фестиваль. В прошлом году нам удалось привлечь интересных музыкантов отчасти лишь потому, что они приезжали с концертом в Екатеринбург, ну и заодно выступили на «Варяжской улице». Эти коллективы могут быть достаточно молодыми, но при этом серьезными, со своими амбициями. На самом деле, если бы была финансовая возможность, мы бы воплотили более грандиозные планы, относящиеся к музыке. Мы хотели сделать что-то такое, чего обычно нет на таких фестивалях.

Я, например, не люблю подобные выступления на фестивалях за их, так скажем, современность. Ведь что получается у организаторов? Концерт, условно, фолк-музыки, участники которой могут играть даже на современных инструментах, – это немного не то. Раз уж мы говорим об аутентичном мероприятии, то была идея сделать нечто похожее на уличный средневековый театр, когда задействуются и музыканты, и кукольщики, и артисты-акробаты, и артисты-жонглеры – это целое шоу, которое создает единую картинку.

– Наверное, когда приглашаешь людей принять участие в фестивале в Асбесте, все сразу спрашивают: «где?!»? Наверняка такая не очень популярная площадка создает некие сложности?

– В том числе. Обычно мы ориентируем народ на фестиваль в Екатеринбурге, где-то рядом с Екатеринбургом. Что касается непопулярной площадки, то в плане дороги на самом деле добираться до неё не сложно, тут проблем нет. В плане инфраструктуры может быть… Надо сказать, что население в Асбесте небольшое, не сильно активное, и из-за этого мы были вынуждены делать фестиваль непосредственно в городе. Для людей, это, конечно, гораздо удобнее – вышел из дома, пять минут – и ты на месте. Для нас же, реконстукторов, важна еще и атмосфера. С Асбестом ситуация обстоит ещё более или менее приемлемо, потому что город располагает большой зелёной зоной – откуда не видно современных домов. Ну а если говорить про Екатеринбург, мы здесь такой площадки не найдем. Это уже совершенно другой формат мероприятия, уже не будет того духа эпохи, который мы стараемся возродить.

Не так просто найти площадку, на которую бы не «вторгалась» современность. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

«Спонсоров найти непросто»

– Как жители Асбеста отреагировали на ваше «шоу»?

– По-моему, они остались довольны. Там ведь не так много развлекательных мероприятий. Местная администрация, конечно, старается что-то изобразить, но часто ресурс на такие проекты сильно ограничен. Они не могут себе позволить слишком бурной деятельности в плане той же культуры. Тем более в маленьких городах все празднества обычно однообразны и привязаны лишь к главным датам, тогда как мы предложили им совершенно новое представление. Пока им не приелось, ходят с удовольствием, что радует.

– В этом году судьба проекта не ясна, возможно, его и не будет, или будет, но в урезанном варианте, что очень печально. В то время как за это уникальное мероприятие местные власти должны хвататься обеими руками.

– Мне тоже так кажется, но реальность, увы, другая. Тут вопрос, в первую очередь, конечно, финансовый. Не думаю, что им жалко денег, скорее дело в жестком финансировании в маленьком городе. В таких населенных пунктах, как Асбест, всегда проблемы с бюджетом. У администрации ведь и помимо культуры средств в обрез: нужно поддерживать в порядке дороги, строить детские сады и прочее, прочее. На помощь администрации в этом случае мы и не надеемся, приходится делать упор на спонсоров. Кстати, спонсоров тоже найти непросто, даже, я бы сказал, сложно. Спонсора надо как-то заинтересовать, он тоже стремится получить свою выгоду, поэтому и складывается такая печальная ситуация: спонсоры предпочитают тратиться на что-то «попсовое», что соберет максимальное количество людей, а не на исторические фестивали и прочие культурные проекты, которые корпорациям могут быть непонятны.

– Ну, с администрациями маленьких уральских городов и так все ясно, но ведь наше областное правительство каждый год «кричит» о необходимости развития туристического потенциала региона! Выходит, что «крик» впустую?

– Стараемся сотрудничать с Центром развития туризма области, который сейчас за все это отвечает, но сотрудничество это ограничивается тем, что они лишь освещают наши мероприятия. Два года мы просили их обеспечить транспорт для фестивальных нужд, ну и за все это время нам ни разу не помогли. Мы, можно сказать, ездим за свой счет. Вспомнить хотя бы наш первый, заявочный фестиваль «Варяжская улица», который поддержали лишь на словах, сказали: «Ребята, вы молодцы! Давайте, делайте!», но все на какие-то, видимо, свои денежки. Так и в этом году – какой-то реальной поддержки не видим и, похоже, не увидим.

Подобные фестивали имеют также и образовательную направленность. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

«Лучным тиром екатеринбуржцев не удивишь»

– Что уж говорить о гостях из других областей, когда сами свердловчане не знают своего края и не стремятся его изучать. Сейчас всем только Турцию да Египет подавай….

– Для этого надо не только пиарить мероприятия, для этого необходимо и сами фестивали проводить на достаточном уровне, чтобы это было действительно интересно и увлекательно. И тут мы снова возвращаемся к вопросу о вложениях в культурные проекты со стороны тех же властей. Если уровень «Варяжской улицы» я считаю достаточным для Асбеста, то в Екатеринбурге придется потратиться куда больше, ведь в столице посетитель более требовательный к качеству проекта. Такого посетителя каким-нибудь лучным тиром уже не удивишь, нужно уже что-то серьезнее. Да и бои в доспехах в екатеринбургском ЦПКиО проходят частенько. Надо сказать, что людям все равно, что за наряд на реконструкторе, он не разбирается в эпохах. Для них главное – драйв, зрелищность, шоу!

– Кстати, насчет современного зрителя хотелось бы отметить – такое ощущение, что сегодня свердловчан можно привлечь только каким-то экшеном, у них нет стремления учиться, что-то узнавать. Или я не права?

– В восьмидесяти процентов случаев вы бы оказались правы. Есть лишь двадцать процентов или вообще двадцать процентов от двадцати процентов посетителей, которым происходящее действительно интересно, которым интересна история, которые хоть что-то о ней знают, ну или приходят узнать новое. Но это, конечно, катастрофически мало… Остальные же приходят просто и бездумно поглазеть – они интересны лишь в качестве количественного показателя при отчёте после фестиваля. Это люди, для которых вся наша подготовка, все наше серьёзное отношение к реконструкции не более чем развлечение. Естественно, это обидно. Обидно за свердловчан, за их некое равнодушие.

Надо сказать и музейщики, у которых мы храним свои фонды и временами проводим выставки, отмечают, что и в музеи уральцы ходить практически перестали. Если сейчас акция «Ночь музеев» что-то исправляет, и то только лишь потому, что это сейчас модно, то в повседневные дни людей довольно сложно заманить на что-то познавательное.

– А в чём тут причина?

– Думаю, что людям всегда больше нравилось что-то драйвовое, просто сейчас, возможно, такой период, когда все немного поверхностно. Человечество сегодня живёт гораздо быстрее, и поэтому ему не хватает времени для более глубокого, детального погружения в какие-то вопросы. Люди стараются схватить все сразу, но шапочно, и естественно, им интереснее то, что они могут увидеть именно сейчас, получить яркое впечатление. Им нужно то, что не нужно анализировать, не нужно искать и читать книги на эту тему и так далее, к чему мы пытаемся подтолкнуть. Ведь мы не можем рассказать об эпохе за какие-то два часа. Мы можем лишь показать яркую картинку, чтобы заинтересовать, а дальше зрители уже сами должны будут изучить предмет. Ну, и мы всегда идем на контакты – можем рассказать, посоветовать, где найти ту или иную информацию.

Активное участие в исторических фестивалях могут принять и реконструкторы и зрители. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Нельзя отпугивать детей от знаний

– К слову об информации – слышала жалобы от родителей, что в учебниках по истории, которые сейчас в ходу в младших классах, все факты преподнесены как былины, перемешаны между собой – одним словом, каша. Наверное, уже на этом этапе идет что-то не так?

– Если честно, в школьный учебник истории я заглядывал очень давно, сейчас работаю с гораздо более серьезными источниками. Возможно, с каждым разом эти школьные издания все упрощаются, но с другой стороны, родители стали гораздо требовательнее. Да и не факт, что ребёнку-то это нужно. Многие вещи начинаешь осознавать лишь с возрастом, и поэтому я не считаю, что всем детям нужно доносить настолько подробную информацию, как мы можем дать: о быте, культуре, сражениях. Ребенок впитывает столько, сколько ему нужно, давить на него – только отпугивать от этих знаний. Естественно, совсем не давать знаний тоже нельзя. В этом возрасте нужно закладывать больше базовые понятия, скажем, патриотизма, любви к родине и так далее.

– Раз уж мы затронули тему патриотизма… Все-таки кто в большей степени должен заниматься закладыванием этих базисов? Школа, родители, государство?

– Эта «ноша» лежит на всех. Это как в любом вопросе, связанном с социологией. Здесь должно быть комплексное воздействие, в то время как у нас одни других винить любят. Не знаю, надо ли тут что-то делегировать, делить, просто каждый должен делать свою часть работы, как он это понимает и видит. Наверное, в этом случае будет ощутимый результат. Понятно, что часть дня ребенок проводит в школе и что школа должна этим воспитанием заниматься, но ведь другую половину времени он проводит не в школе. Дома тоже что-то нужно делать. Конечно, родителям хочется побольше свободного времени, особенно молодым, но стоит помнить, что завести себе ребёнка – это не игрушку.

«Ребенок впитывает столько, сколько ему нужно, давить на него – только отпугивать от этих знаний». Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

В Асбесте прошел фестиваль исторической реконструкции «Варяжская улица» | Фотогалерея

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах