Примерное время чтения: 9 минут
465

Загадки африканского континента

Олег Петрович, коллекционирование стало для вас смыслом жизни. Какие коллекции у вас уже есть? И как у вас появилась коллекция «Магия Африки»?

Я коллекционер с большим стажем. Собираю различные коллекции уже больше 40 лет. Первую коллекцию начал собирать ещё в Советское время, в 1972 году. Это было коллекция древнерусского искусства — иконы, классические старопечатные книги. Затем мои мысли плавно перенеслись в сторону Востока, и я начал собирал коллекцию по буддизму — изделия из бронзы, фарфора. Потом переключился на Японию. Собрал великолепную коллекцию японских гравюр (сейчас коллекция находится в Кирове). И затем почувствовал, что возникла тяга к какому-то энергетически сильному источнику. И в 2007 году через знакомого антиквара приобрёл у бельгийского собирателя редкостей коллекцию африканских масок и скульптур. Он собирал эту коллекцию свыше 20 лет. А я на два года полностью погрузился в изучение африканской культуры, читал специальную литературу, листал каталоги, сравнивал и изучал цены на антикварном рынке. Всего в моей коллекции 90 масок и около 30 скульптур Тропической Африки. Коллекция полномасштабная, представляет около 25 основных народностей, от которых пошло африканское искусство. Практически все они сейчас представлены на выставке в Музее Изобразительных искусств Екатеринбурга. 

Это единственная коллекция масок, которая у вас есть?

 

Нет, помимо этой коллекции у меня ещё достаточно большое количество масок — тибетские, буддийские. Всего их около 50.

В чем же особенность африканских масок?

 

Африканские маски отличаются тем, что они обобщенные, в них выражение духа, а не конкретного человека. Тибетские маски — это олицетворение какого-то определенного просветленного человека. А африканская маска — это чистая магия. В Африке человек, надевающий маску, становится магическим существом. Маски их сопровождают от рождения и до самой смерти во всевозможных ритуалах и посвящениях. Магия африканских масок явно ощущается, они даже создают определенный запах и какое-то особое притягивающее энергетическое поле. На выставке мы видим только эстетический элемент маски, но не видим её в действии, какую силу она может оказать. И предметы, которые сейчас рассматриваем как эстетику, как искусство, на самом деле несут страшную энергетическую силу.

Маски из вашей коллекции участвовали в обрядах, ритуальных церемониях или же они являются исключительно произведением искусства?

 

Эти маски сделаны в Африке, и они обязательно участвовали в ритуалах. Местными жителями до сих пор используются маски в различных церемониях, обрядах инициации: рождение, посвящение подростков во взрослую жизнь, похороны, сбор урожая, подготовка к охоте. 

На открытии выставки в Екатеринбурге происходили какие-нибудь необычные вещи?

 

На открытие выставки пришел уроженец Руанды и житель Екатеринбурга Дамасен Ньябагабо. Он очень внимательно изучал выставку, фотографировал и восхищался. Я подошел к Дамасену, чтобы узнать о его впечатлениях, в ответ он сказал, что на выставке представлены маски враждебного им племени, и он очень боится, что они могут воздействовать на него, и в результате этого он может заболеть. Но обычному человеку посещение выставки, конечно, ничем не грозит, кроме как получением огромного эстетического удовольствия.

Олег Петрович, а сами вы верите, что африканские маски обладают мистической внутренней силой?

 

Я не то чтобы верю, я это знаю. С магией я сталкиваюсь постоянно. Я окружен со всех сторон сакральными вещами. Все эти вещи имеют предназначение, чтобы установить связь человека с теми или иными энергиями, духами Земли или Неба. Я совсем не боюсь этого. Наоборот. Когда маски ещё были у меня, я приходил к ним перед работой и получал мощный заряд энергии и начинал двигаться дальше. Для меня эта коллекция самая энергетически мощная.

Бывали ли вы в Африке?

 

Нет, мне хватает Европы. Сейчас уже не найти каких-то уникальных вещей именно в Африке, и если там они и есть, то тщательно оберегаются, учувствуют в ритуалах. У масок, которые делают в Европе, нет той степени культуры и силы, которая идет изначально и Африки. Это сувенирная продукция, и она совершенно другая. Не годится даже в сравнение с моей коллекцией. Это исключительно продукция для туристов.

А какой же возраст у масок и скульптур из вашей коллекции?

 

Определить дату создания очень сложно, так как авторы масок и скульптур безымянные. Но предположительно это начало XX века. Маски и по сей день изготавливают, и они тоже представляют ценность, если участвовали в ритуалах.

Почему коллекцию «Магия Африки» вы решили представить именно в Екатеринбургском музее изобразительных искусств?

 

Екатеринбург — очень креативный город, в нем живут люди, которым это действительно интересно. А сама идея проекта возникла у директора музея Никиты Корытина. Мы с ним много лет сотрудничаем. Достаточно быстро подготовили выставку и привлекли к участию талантливых екатеринбургских художниц Алену Азерную и Анну Метелеву. Их, как и меня, привлекает африканская культура, но с точки зрения графики и живописи. Работы, которые они сделали, очень гармонично смотрятся с моей коллекцией на выставке. Вообще я доволен, выставка получилась очень интересная и оригинальная.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах