Примерное время чтения: 6 минут
166

Культурная бессонница, или Как в Екатеринбурге прошла Ночь музеев

В предвкушении

В этот весенний вечер 19 мая, когда в большинстве музеев начиналась основная часть программы, даже уральская погода благоприятствовала неспешным прогулкам от одной творческой площадки к другой. Хотя неспешно можно было прогуливаться, только если у вас не было наполеоновских планов посетить все учреждения, - а их было более семидесяти. Наше же путешествие началось с Екатеринбургского музея изобразительных искусств, что стоит почти у самой реки Исеть. Небывалое множество народу в это время и в этом месте, даже по сравнению с другими выходными, говорило только о том, что Ночь музеев в уральской столице - акция долгожданная. Однако не все посетители площадок были довольны условиями мероприятия - из здания по адресу Воеводина, 5 то и дело выходили группы недовольных людей. «Во всем мире вход на площадки бесплатный, а у нас что?! Это они так людей в музеи привлечь хотят?!» - воскликнула женщина в яркой длинной юбке. И в какой-то мере замечание это справедливо. Не так страшно для кошелька, если вы отправились на мероприятия в одиночку, но для семьи из трех-четырех человек Ночь музеев может превратиться в затратное удовольствие.

Правда, в этот вечер и на улице вокруг музеев было чем поживиться. У самого входа в здание ЕМИИ выстроилась стайка молодых художников со своей собственной выставкой - передвижной. Девчонки и мальчишки, постигающие азы живописи, представили публике свои работы прямо под открытым небом, повесив их себе на шею на манер таблички. От первых художественных шагов юных екатеринбуржцев в восторге были не только местные зрители, но и группа туристов-иностранцев, которые, быстро переговариваясь на своем языке, фотографировали друг друга с молодыми творцами и улыбались в камеру во весь рот.

Вперед! В прошлое!

Внутренняя жизнь музея ИЗО встретила нас такими бурными проявлениями, что на мгновение показалось, будто мы попали не в выставочные залы, где обычно стоит практически библиотечная тишина, а в пчелиный улей, полный суеты, шума и гама. К счастью, здесь «жалились» только довольными улыбками и атмосферой необычного праздника - на стеблях цветов и напольных лампах висели связки сушек, а на представленные экспозиции зазывали девушки в ярких сарафанах и скоморохи в пестрых колпаках. Выбор на старорусские одеяния пал не случайно: одна из выставок музея «Круг солнца», как машина времени, забрасывала посетителей в далекое прошлое, когда вместо вечернего просмотра телевизора наши прабабушки садились в круг за прялки, пели или рассказывали пострелятам старые сказки. Среди экспонатов были не только более привычные для этого пространства картины, изображающие сцены крестьянского быта, но и целые домашние уголки с утварью, которые так просто было представить в деревянной избе.

К слову, музей изобразительных искусств не единственное место в Екатеринбурге, которое в этот вечер способно было отправить зрителей в путешествие во времени, ведь общей темой акции этого года стала тема именно российской истории.

Технологии против природы

После столь глубокого погружения в мир традиций наших предков площадки Уральского федерального университета, куда мы отправились дальше, показались просто космическим пространством, далеким будущим и в какой-то мере фантастическим фильмом. Здесь синтез науки и искусства, о котором сейчас так много разговоров, предстал перед зрителем во всем многообразии, начиная от войн роботов и заканчивая сложной конструкцией из прутьев и полиэтилена, которая мерцала в темном пространстве аудитории всеми возможными цветами. Студенты - создатели интерактивных проектов доказали, что эти, казалось бы, далекие друг от друга сферы жизни вполне могут сосуществовать, рождая в единении вещи, которым не чуждо понятие «прогресс». Блуждая по коридорам и лестницам, можно было наткнуться на комнаты-измерения, где растет дерево, состоящее из человеческих рук, а энергетическое поле принимает вполне себе видимую форму.

Но среди этих буйств современных технологий, которые со стремительной быстротой меняются каждый день, нашлось место и вещам, символизирующим вечность. По стенам светлого коридора протянулись горные хребты Урала, Алтая, Гималаев, Тянь-Шаня. И даже на «обездвиженных» снимках можно было уловить свежее дыхание мест, где зарождались культуры древних времен.

За душевным спокойствием

Набрав полные легкие впечатлений культурных, мы отправились за духовными, которыми обещал поделиться музей «Патриаршее подворье». Эта площадка Ночи являлась одной из интереснейших еще и потому, что принимала участие в акции впервые. На протяжении всех шести лет, что в городе проходит это масштабное мероприятие, учреждение при Храме на Крови открыло свои двери впервые, и двери эти практически не оставались в покое, потому что желающих попасть в здание было великое множество, а внутри временами приходилось проталкиваться через большие экскурсионные группы. Причиной такого наплыва посетителей стало не только первое участие в Ночи, но и легендарные предметы, которые можно было увидеть под толстым стеклом. В одном месте собрались святыни, принадлежащие семье Романовых, переданные сотрудникам музея со всего света. На темной ткани возлежали перчатка одной из молодых цариц, полные любви трогательные письма, шаль цесаревича Алексея, детские рисунки, салфетка самого Николая II и многое другое, что так нежно трогает сердца. Эта выставка реликвий династии показала посетителям царскую семью совсем с другой стороны - не как официальных лиц, а как дружную общность, члены которой дорожат друг другом и своими традициями.

Чтобы сказать о том, что Ночь музеев из европейской акции за эти годы превратилась в свою - родную, уральскую, - много слов уже не нужно. Этот полный приключений вечер стал еще одним праздником наряду с Днем города, но, в отличие от этих массовых гуляний, кроме радости дарит еще и приятное насыщение от знаний, которые давно потерялись в голове или пропали под слоем ежедневной суеты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах