Примерное время чтения: 7 минут
207

Искусство учит уральцев помнить о страшном прошлом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. «АиФ-Урал» 21/09/2016

Опера «Пассажирка» – непривычное творение для Екатеринбургского театра оперы и балета. Это не отдых и развлечение, ведь страшные «кадры» на сцене – не выдумка, а наше прошлое – ещё такое недавнее.

Печи и нары

1960-е годы. Немка Лиза плывёт в Бразилию вместе с мужем – дипломатом Вальтером. На палубе она замечает пассажирку, похожую на бывшую узницу концлагеря Марту. И на Лизу надвигаются мучительные воспоминания о прошлом, когда она была надзирательницей СС в Освенциме. Декорации меняются – действие переносится в 1944 год. Вместо каюты корабля – концентрационный лагерь Освенцим: трубы газовых печей, нары, узники в робах, офицеры СС. И среди них – надзирательница Лиза, которая пытается обратить Марту в свою «веру», привлечь её на свою сторону. Однако Марте даже в таких нечеловеческих условиях удаётся сохранить себя, свою веру и любовь.

И вновь – корабль. Лиза смотрит в зеркало, но себя там не видит. В отражении – узница Марта, её полные горя глаза. Прошлое и настоящее тесно переплетаются друг с другом в опере. Происходящее на сцене – единое целое, и героям уже никогда не освободиться от оков пережитого.

Режиссёру-постановщику, дирижёру и артистам пришлось воплотить на сцене трагические моменты гитлеровского режима и атмосферу концлагерей. «Мы искали произведение, которое могло бы дальше двигать и развивать театр. И весной 2015 года было принято решение о постановке оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка», которая с момента её создания в 1968 году ни разу не была поставлена в оперных театрах России», – рассказал директор театра Андрей Шишкин.

Нет пустоты

В постановке приняли участие дирижёр Оливер фон Дохнаньи, режиссёр и сценограф Тадеуш Штрасбергер и художник Вита Цыкун. Кураторами проекта выступили Андрей Шишкин и редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. Кстати, идею постановки одобрила писательница Зофья Посмыш, чья повесть «Пассажирка», рассказывающая о её заключении в концлагере Аушвиц, легла в основу либретто оперы. Во время рабочего визита в Польшу кураторам проекта удалось лично встретиться с писательницей. Позднее в Польше побывал и режиссёр Тадеуш Штрасбергер, который посетил Аушвиц и также встретился с Зофьей Посмыш. По его словам, именно впечатления от поездки сыграли решающую роль в формировании режиссёрской и визуальной концепции будущего спектакля.

«Холокост не наступает внезапно. Никто не проснётся поутру и не скажет: «А давайте-ка сегодня устроим холокост!» Сначала мы фанатично одержимы борьбой за идеалы справедливости, а потом, по каким-то причинам, наши благие намерения вдруг оборачиваются чем-то невыносимым… Мы вместе с артистами попытались разобраться в происхождении зла: как оно зарождается, каким образом приводит через цепочку событий и связей к таким глобальным последствиям? Как крупинки зла, множась многократно, становятся глыбой, катастрофой?» – говорит Тадеуш Штрасбергер.

По пути в Бразилию Лиза вспоминает «кадры» страшного прошлого.
По пути в Бразилию Лиза вспоминает «кадры» страшного прошлого. Фото: www.uralopera.ru

По словам режиссёра, сейчас в мире происходит что-то подобное. Благополучие, в котором люди пребывали несколько десятилетий, закончилось, и человеческое безучастие может иметь необратимые для будущего мира последствия. «Я сделал так, чтобы те вопросы, которые затрагиваются в спектакле, продолжали и дальше звучать, произноситься и обсуждаться. Вопрос поднимается очень сильный: что необходимо помнить, чтобы не повторять эти ужасные ошибки? – отмечает Штрасбергер. – Мы делаем спектакль об ответственности перед миром каждого из нас. Важно, чтобы люди задумались об этом, чтобы трагедия никогда не повторилась».

Музыка «Пассажирки» – это отдельный персонаж оперы. «Она потрясает своей драматичностью. В ней нет ни одного пустого места. Каждая музыкальная фраза здесь прожита и продумана, выражена страстно и правдиво. В плане исполнения для музыкантов оркестра это очень непростое произведение, со сложным ритмическим рисунком, стремительными динамическими сломами и выразительной динамикой», – говорит дирижёр-постановщик Оливер фон Дохнаньи.

Стирали отличия

Это же отмечают и исполнители главных ролей оперы «Пассажирка». «Меня очень сильно затронула тема оперы, поскольку трагедия XX века коснулась моей семьи напрямую: дедушка и бабушка были в лагере. Захотелось понять, что испытывали люди по ту сторону концлагерей – те, кто добровольно или по приказу шли в надзиратели, – рассказала исполнительницы роли немки Лизы артистка Надежда Рыженкова. – Нам предстоит неоднократно выходить на сцену, и эмоции каждый раз – разные: находишь новое в музыкальном материале, слышишь новые интонации. Это очень длительный процесс».

Артист Дмитрий Розвизев, исполнитель роли Вальтера, дипломата и мужа Лизы, говорит о сложностях в музыкальном плане: «Выучить партитуру оказалось очень непросто. Репетиции были сложные, ежедневные. Волнение сохраняется по сей день».

Вживаться в роль артистам помогали и костюмы. «Что происходило в Освенциме? Одни люди целиком снимали с других все знаки отличия, стирали их персональные характеристики, их индивидуальность. Это было тогда, и сейчас это вновь происходит с нами – очень важно, чтобы у людей открылись на это глаза. Моя личная миссия – передать индивидуальность, показать, что люди не могут превратиться в стадо, а потому мы уделили каждому костюму большое внимание. У каждого из них – своя история», – говорит художник Вита Цыкун.

Постановка «Пассажирки» превратилась в беспрецедентный для России масштабный проект, охватывающий длительный период времени. Кроме екатеринбургских театров в проекте участвуют Институт Адама Мицкевича в Варшаве, мемориальный комплекс Аушвиц-Биркенау, московский Большой театр и другие. В рамках проекта музыка Моисея Вайнберга, выходя за границы творческого пути конкретного художника, мыслится как культурный символ, знак высокого гуманизма, обращение к публике вне временных и национальных границ.

«Случился такой невероятный вайнберговский бум, – говорит куратор проекта «Моисей Вайнберг. Возвращение», главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. – Безусловно, тот звериный лик человечества, который проявлен фашизмом, существует и сегодня. И важно не дать ему проснуться».

Даже в концлагере узникам удаётся сохранить веру и любовь.
Даже в концлагере узникам удаётся сохранить веру и любовь. Фото: www.uralopera.ru
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах