Примерное время чтения: 10 минут
708

Ко дню рождения Владимира Высоцкого в Екатеринбурге открыли музей его имени

Екатеринбург, 24 января, АиФ-Урал. «Люсик! Уже я в Екатеринбурге, то бишь в Свердловске. Уже на подъезде ощутил я влияние стронция-90, потому что запахло гарью и настроение резко ухудшилось, в самом же городе, как говорят, махровым цветом расцвела радиация, и люди мрут как мухи. За окном - мерзкая мелкая дрянь падает с неба, и все миниатюрные артисты бегают по магазинам и ищут противорадиационные шмотки. Поселили в гостинице «Большой Урал» в маленький номер с мизерными удобствами…» - писал 20 февраля 1962 года Владимир Высоцкий Людмиле Абрамовой, в которую был влюблен.

Воспоминания о Свердловске

Именно таким в те годы представился великому поэту Екатеринбург. Возможно, таким и остался в его памяти, ведь был Владимир Семенович в столице Среднего Урала всего два раза, и то в один год, поэтому изменить своего мнения ему больше не пришлось. Однако, несмотря на то, что сам поэт к городу нежностью не воспылал, у города же к нему сложились совсем противоположные чувства - любовь к его делу, к его творчеству и к нему самому. Все это отразилось не только в молчаливом поклонении произведениям Высоцкого, но и во вполне реальных делах - в Екатеринбурге есть несколько объектов, носящих имя великого творца.

- Я очень рад, что данное событие, открытие музея, произошло, - поделился мыслями сын поэта Никита Высоцкий, который специально ради открытия музея прибыл на Урал. - Мне очень дороги мысли о том, что в Екатеринбурге есть и улица Высоцкого, есть памятник ему, одно из зданий носит его имя, а теперь есть и музей, в который, я надеюсь, жители города будут приходить. Я хотел бы поздравить и тех, кто будет отмечать эту круглую, важную дату - 75 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Всем его поклонникам я хочу выразить благодарность.

Тот самый номер

Со свердловчанами Никита Владимирович поделился не только теплыми словами, но и ценными экспонатами для нового музея. Благодаря Государственному культурному центру-музею В. С. Высоцкого в уральском его «собрате» появилось множество уникальных экспонатов, с помощью которых создателям новой культурной площадки удалось воссоздать всю жизнь Владимира Семеновича. Редкие вещицы, когда-то находившиеся в руках поэта, такие как яркая открытка или, например, чемодан музыканта, здесь, точно драгоценные камни, обрамлены старинными вещами 30-60-х годов.

Несмотря на то, что большая часть экспозиции Высоцкому не принадлежала, тем не менее по своему духу и атмосфере этим вещам, к слову найденным на местной барахолке, удалось воссоздать дух того времени и того поколения, когда родился, творил и жил актер. Здесь же своими глазами можно увидеть и тот самый номер в гостинице «Большой Урал», про который писал Высоцкий: «с мизерными удобствами». Обстановка его и правда неказиста: кровать, два кресла, между ними журнальный лакированный столик, письменный стол, тумбочка, урна - вот, пожалуй, и все. Но и это помещение воссоздано с такой точностью и живостью, будто Владимир Высоцкий только что вышел из номера, оставив на одеяле гитару и неоконченные письма в свете ярко-голубой рабочей лампы.

Легендарный «Мерседес»

Но главным экспонатом музея является все же легендарный Mercedes 350 W 116, принадлежавший Владимиру Семеновичу с 1976 года. Он, совсем как новенький, занял центральную площадку зала, сияя под ярким освещением отреставрированными и натертыми до блеска деталями.

- Мы с моими друзьями и знакомыми долго занимались поиском этого уникального автомобиля, - рассказывает создатель музея Андрей Гавриловский, - нам удалось выяснить, что следы ушли не куда-то, а в Грузию, где нам и удалось отыскать артефакт. Я думаю, что около восьми лет: машине практически сорок лет. Доставляли в Россию его не своим ходом, конечно же, а на другом автомобиле. Сколько раз «Мерседес» побывал в авариях - непонятно, и сколько у машины после Владимира Семеновича было хозяев, тоже неясно, поэтому слава богу, что нам удалось ее восстановить и представить в музее.

И концерты, и поэтические вечера

Однако музей станет не просто местом, где можно будет подробно изучить предметы быта, спрятанные за толстым стеклом. Он станет настоящей концертной площадкой, хоть и маленькой, где в будущем станут проходить тематические мероприятия и творческие вечера.

- В городе существует несколько клубов, - делится планами сотрудница музея Мария Головина, - состоящих из множества поклонников творчества Владимира Высоцкого, которые раньше, к сожалению, собирались где придется: в каких-то кафе, у кого-то дома. Но сейчас открылась такая уникальная площадка, куда они смогут приходить, общаться, обмениваться мнениями, чем-то делиться, и все эти встречи мы будем стараться проводить на постоянной основе.

Не раз со стороны общественности звучал вопрос - а нужен ли Екатеринбургу этот музей, ведь логичнее его поддерживать в Москве. Но нашелся и достойный ответ: Высоцкий - личность не столичная, а национальная, и переживания многих россиян, живущих в регионах, в том числе и на Урале, связаны с его проникновенным творчеством, и к Москве они никак не относятся.

Об этом говорили и известные гости торжественного мероприятия, которые наравне с Никитой Высоцким удостоились чести перерезать алую атласную ленту. В этот вечер под многочисленными вспышками фотокамер за ножницы взялись председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений Порунов, глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб и председатель Правительства Свердловской области Денис Паслер.

Мнения:

Заслуженный артист РФ, директор международного фестиваля «ProJAZZ» Сергей Пронь:

- Для меня Высоцкий - это человек, которого я искренне уважаю. Человек, который не боялся говорить правду. Его слова были крепкими и сразу достигали центра мозга. Он не боялся потратиться, и каждая исполненная им песня - как прожитая жизнь. Столько энергии! Как артист он настолько вживался в образ, что было ощущение, что если он поет песню о войне, то он сам ее прошел. И это очень хорошо, что музей открылся именно в Екатеринбурге.

Директор галереи «Окно», член Международной ассоциации искусствоведов, президент Уральской художественной гильдии, директор Музея кошек Светлана Долганова:

- То, что у нас в Екатеринбурге появился к зданию и скульптуре еще и музей Высоцкого, - очень хорошо и меня лично радует. Мало кто знает, что Высоцкий с нашим городом связан не только через свои гастроли - из Екатеринбурга происходили родители Марины Влади, последней жены Владимира Семеновича, с которой была связана одна из прекраснейших историй любви.

Депутат Свердловской областной думы Евгений Артюх:

- Такое множество музеев, самых разных, делает Екатеринбург интереснее и привлекательнее. Я считаю, чем больше таких учреждений культуры, тем лучше, тем более когда создание музея идет от общественного начала - это тоже важно. Пускай Высоцкий не родился и не жил на постоянной основе в Екатеринбурге - это не важно. Владимир Семенович был не просто человеком - он был общим достоянием, принадлежал всем людям, всей России, в том числе и уральцам.

Советский, российский художник, график Виталий Волович:

- Не знаю, почему бы музею Владимира Высоцкого не быть в Екатеринбурге: это был замечательный поэт, музыкант-исполнитель. Ну и что, что у нас он был всего два раза, - при чем тут физическое присутствие? Важно влияние, которое Высоцкий оказал на людей по всей стране, моральное, эстетическое воздействие, ведь его многие поют, слушают его произведения. Я считаю, что Высоцкий стал неотъемлемой частью в духовной биографии каждого из нас.

Режиссер-документалист Геннадий Шеваров:

- Чем больше музеев в Екатеринбурге, тем лучше и интереснее, однако в этом деле должна быть определенная логика, а не так, что музей появился благодаря тому, что имела место мода или фетиш отдельного человека. Каждый музей должен вписываться в город, в его контекст, а если создавать такие объекты методом тыка - ничего хорошего не будет, так не делается. Почему, например, в Екатеринбурге нет музея Аркадия Гайдара? Ну, давайте откроем тогда уж музей и Кобзону, и Зыкиной!

Председатель Екатеринбургской городской думы Евгений Порунов:

- Открытие этого музея в Екатеринбурге - знаменательное событие. Тем более важно, что произошло оно в преддверии празднования юбилея Владимира Семеновича, которому исполнилось бы 75 лет. Музей - возможность еще раз познакомиться с жизнью, со стихами, с песнями, с тем, что он сотворил на сцене, в кинофильмах, с этим явлением, которое носит имя Владимир Высоцкий. Теперь с ним можно соприкоснуться прямо в Екатеринбурге.

Вице-президент футбольного клуба «Урал» Александр Левин:

- От музея у меня остались самые лучшие впечатления. Мне показалось, что музей этот посвящен не столько самому Высоцкому, сколько той эпохе, которая совсем рядом, но уже так далека от нас. Музей очень современный, и не только потому, что современно оформлен, а еще и потому, что сам Владимир Семенович современный. От посещения выставочного зала осталось такое ощущение, будто Высоцкий с нами, будто он просто вышел прогуляться из этого воссозданного номера гостиницы «Большой Урал».

Художественный руководитель «Русских певчих» Сергей Пименов:

- Я считаю, человека надо ценить при жизни, а не потом. Это, конечно, хорошо, что музей открылся, у Владимира Семеновича много поклонников, и для них это место станет значимым. Но давайте не забывать и ценить и наших современников, как говорится, вовремя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах