Примерное время чтения: 5 минут
131

Краш-тест вокалом. Почему Екатеринбург вышел на новый культурный уровень

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ-Урал» 04/09/2019
Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Они дали концерт и провели тест-драйв новой многофункциональной площадки – конгресс-холла Международного выставочного центра «Екатеринбург ЭКСПО». Наличие такого объекта поднимает статус Среднего Урала.

Первые после президента

Новый конгресс-холл «Экспо-центра», построенный более за чем 10 млрд рублей (причём не без проблем и с задержкой в несколько лет), официально ввели в эксплуатацию, протестировав на участниках глобального саммита индустриализации и промышленности GMIS-2019 ещё в середине июля. Тогда на его сцене в первый день мероприятия выступал президент РФ Владимир Путин, открыв лишь одну – официозную – ипостась зала.

Но полноценным открытием новой площадки стал, конечно, недавний концерт. В распоряжении звёздного дуэта оказалось новое здание с нестандартной, обтекаемой архитектурой фасада, эстетичностью внутреннего убранства и современными цифровыми решениями: от «умных» турникетов до датчиков радиационного контроля. Особенно обсуждался концертный зал конгресс-холла, рассчитанный на 5 000 посадочных мест (при трансформации – на 4 000) с высотой потолка до 38 метров, позволяющей выступать даже «Цирку дю Солей».

Организаторы всерьёз волновались, когда анонсировали первое концертное выступление Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Для профессионалов такого масштаба была важна акустика в зале. «Уверен, что акустика у нас на уровне, поскольку зал оборудован японской звуковой системой», - заверил артистов накануне их выступления генеральный директор МВЦ «Екатеринбург ЭКСПО» Игорь Данилов.

Но переживания оказались напрасными: ещё после генеральной репетиции артисты отказались от усиления звука и пели на выступлении без аппаратной поддержки, вызвав полный фурор и аншлаг в зрительном зале во время концерта.

Новый конгресс-холл в Екатеринбурге сегодня позиционируют как один из лучших объектов в России и единственный подобного уровня комплекс во всем Урало-Сибирском регионе. И это неоспоримый факт. Концертная площадка по праву может конкурировать с такими современными залами, как «Крокус Сити Холл» или «Зарядье» в Москве. Но если первому он уступает по вместимости (до 7 000 мест), то второму по расположению (в самом центре столицы, но с вместительностью 1 600 мест).

10,7 млрд
рублей вложили в конгресс-холл за два года.

Не для классики

Многофункциональность зала, бесспорно, является выигрышной для различного рода мероприятий – здесь можно проводить концерты рок- и поп-исполнителей и даже спортивные состязания. Директор МВЦ «Екатеринбург ЭКСПО» Игорь Данилов в одном из интервью даже обмолвился, что стремится привезти сюда Depeche Mode и Rammstein. Правда, эксперты утверждают, что конгресс-холл не место для академической музыки: звёздам мировой оперы аккомпанировал Уральский академический филармонический оркестр (УАФО). И после выступления артистов послышались жалобы на акустику.

«Для меня это не было сюрпризом. Посмотрев на конструкцию зала, его размеры, размещение кресел и то, как устроена сцена, я понял, что в таких условиях идеальной акустики быть не может, - отмечает главный дирижёр УАФО Дмитрий Лисс (в этот вечер он был зрителем на концерте - Ред.). – Конгресс-центр нельзя назвать полноценным акустическим залом. Да, там можно провести концерт, но он не является настоящим залом для концертов классической музыки, где звук раскрывается во всей полноте и заполняет пространство».

Несмотря на то, что музыканты УАФО играли замечательно, звук оркестра не удовлетворил его дирижёра, тогда как акустика должна была помогать музыкантам. «К сожалению, существующих возможностей отражения звука, которые позволяли бы ему лететь в зал, было явно недостаточно. Мешал огромный короб сцены, где нет акустической раковины, мешали мягкие кресла, которые гасят звук, было явно недостаточно отражающих звук поверхностей. Не только для меня, но для музыкантов и слушателей была очевидна серьёзная акустическая проблема», - добавляет Дмитрий Лисс.

Не исключено, что новый концертный зал Свердловской филармонии стал бы хорошим подспорьем этой площадке. Концепция архитектурного бюро Захи Хадид для Свердловской филармонии позволило бы уральской столице подняться еще на более высокий уровень. «Любого исполнителя, если это не бизнес-проект, привлекает не количество мест в зале, а акустические условия. Поверьте мне, как дирижеру с многолетним опытом и стажем, что такие залы, как зал Московской консерватории до его ремонта, зал Петербургской филармонии до его ремонта, зал Мариинского театра, выстроенный Ясухиро Тойотой, как Концертхаус в Вене, Берлинская филармония, как фантастический Тонхалле в Швейцарии – являются символами высокого искусства. Они становятся символами места, символами города,  символами страны», - говорит об этом дирижёр.

Но пока что только новый конгресс-холл МВЦ «Екатеринбург ЭКСПО» добавил определённый статус для культурного Екатеринбурга: осенью здесь выступят Полина Гагарина и БИ-2, а в декабре пройдёт юбилейный вечер Игоря Крутого – то, что обычно зрители видят на федеральном телевидении.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах