Примерное время чтения: 8 минут
222

Никита Корытин о проблемах и бедах уральских и российских музеев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ-Урал» 26/08/2015

Прибыль – не главное

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Никита Николаевич, у вас сейчас проходит масштабный международный фестиваль меццо-тинто. Все ли удалось из задуманного?

Никита Корытин: Фестиваль только открылся, поэтому на сегодняшний день сложно судить – все ли удалось. Но, что можно сказать уже сейчас… С каждым годом у нас все больше иностранных гостей, обширнее выставочные площади, а также увеличивается их количество. Например, в первый год фестиваля работала всего одна площадка – Вайнера, 11, дальше – две, а в этом году у нас открыто сразу три – Музей архитектуры и дизайна и оба здания нашего музея. Масштабы, безусловно, растут, проект усложняется, появляется больше внутренних мероприятий в составе самого фестиваля. Ну, и существенно возрос международный интерес к этому событию. В целом по тому, как мы стартовали в этом году, по количеству фестивальных работ, по составу художников – я считаю, многое удалось.

– Вы говорите, что стало больше иностранных гостей и площадок. В связи с этим возникает вопрос: насколько тяжело проводить подобное международное событие? Особенно в современных реалиях неустойчивой экономической обстановки…

– Конечно, очень тяжело – не о чем и говорить… Даже несмотря на то, что большинство художников мы везем не за свои деньги. Стоит сказать, что мы начинаем работу над фестивалем сильно заранее, чтобы авторы успели получить в своей стране грант на участие в нашем проекте. Либо мы договариваемся на местах с консульствами, от которых получаем финансирование на приезд тех или иных мастеров. Да, фестиваль проходит раз в два года, но это не значит, что мы работаем в таком же режиме – раз в два года. Нет. К каждому фестивалю предшествует бурная деятельность, которая практически не прерывается. Тут скорее «препятствуют» не экономические условия, в которых мы находимся сейчас как музей, к тому же они стали еще хуже, чем раньше… Кроме прочего, есть меняющееся отношение к стране со стороны заграничных художников. Это происходит из-за увеличивающейся изоляции вокруг России. Мы знаем от наших гостей, что некоторые авторы не отправили работы на наш фестиваль именно по этим причинам. А некоторые вовсе решили не приезжать на событие, каким бы знаковым оно ни было.

– В плане материальной выгоды для музея подобные фестивали все-таки дикий энтузиазм или хорошая возможность пополнить бюджет?

– Вообще доходы и музей – это такая тема, к которой нужно очень осторожно подходить. Мы не парк развлечений, не цирк – мы не можем в наших проектах ориентироваться на прибыль. Изначально это порочная схема и ее нужно всячески избегать. Но, в то же время нельзя не работать с посетителями и делать только то, что нравится тебе. Безусловно, необходимо понимать, что нужно публике, его периодически поощрять, привозить то, что она хочет. Но в целом посетителей нужно тянуть выше и выше. Они не должны оставаться на одном лишь развлекательном уровне – на уровне репродукций из школьных учебников. Музей не может так работать. Фестиваль меццо-тинто – это скорее имиджевый проект, который позиционирует нас не в городе, не в стране, а в мире.

До 27 сентября будет проходить фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге. Фото: www.emii.ru

Кадровая катастрофа

– Получается, совсем уж на потребу публике музею идти никак нельзя, даже если у учреждения проблемы с наличием средств?

– Ни в коем случае нельзя! Это, кроме прочего, будет предательство и лояльной аудитории музея, которая постоянно приходит на то, что мы организуем. Тут нужно не на потребу публики возить проекты, а пытаться с человеком разговаривать! Что мы и делаем. Каждая наша выставка сопровождается активной параллельной программой. Мы водим экскурсии, устраиваем мастер-классы и лекции, встречи с художниками и фотографами – пытаемся объяснить, что это такое и зачем. Диапазон этих мероприятий широк: от круглого стола до бала. То есть мы занимаемся толкованием, а не только показываем чьи-то работы. Разговариваем с теми, кому это интересно, и выслушиваем от посетителей их пожелания – чего не хватило, как улучшит свои проекты. В частности, на фестивале меццо-тинто я сам лично буду водить две экскурсии в неделю. Мы постараемся погрузить людей в материал более глубоко, чем они способны сами.

– Я знаю, что вы часто ездите по стране и общаетесь с представителями других музеев. Исходя из этого опыта, можете обозначить самые проблемные стороны существования российских выставочных центров?

– Проблем на самом деле много. Через каждую из них я прошел на своем рабочем месте. Одна из главных проблем, которая стоит остро по всей России, – это нехватка кадров. Поколение людей моего возраста в музейной сфере очень мало. А специалисты пенсионного возраста, которые пришли в музеи еще при советском времени, постепенно отходят от дел. Они вынуждены передавать свой опыт людям, не достигшим и 30 лет. Тут мы наблюдаем очень большой разрыв, в том числе, и мировоззренческий. Нужно понимать, что в сфере искусства вся работа делается людьми. Какие бы у музея ни были фонды, какие бы ни были здания, коллекция – все это живет трудом людей. У некоторых выставочных центров нет собственных реставраторов! Для художественных музеев – это безумие. Мы с вами понимаем, что это значит: ценнейшие объекты постепенно «руинируются». В скором времени мы потеряем множество уникальных произведений искусства. Представляете, до 99% музейных объектов хранятся в фондах – все это также требует профессионального обслуживания. Подобные вещи сложно объяснить спонсорам, сложно объяснить власти, чтобы она заметила весь масштаб бедствия. К сожалению, они видят только верхушку айсберга…

Вторая проблема – общий износ инфраструктуры. Как правило, музеи находятся в центре города. Эти здания часто являются памятниками архитектуры, которым за последние 30 лет не было уделено должного внимания. Когда я пришел руководить этим музея, у меня было очень много помещений, где в принципе никогда не было никакого ремонта. Вся эта изношенность влияет не только на работу музейщиков, но и на работу с посетителями, которым просто неприятно ходить по зданию с «промочками» от дождя и торчащей проводкой. Все перечисленное – стандартный набор для любого российского музея. Проблем в этой сфере очень много, и, честно говоря, я пока не вижу выхода из сложившегося положения.

«У некоторых российских музеев нет собственных реставраторов, а для художественных музеев – это безумие». Фото: www.russianlook.com

«Любая цензура в культуре – это очень плохо»

– Наши читатели беспокоятся, что в ближайшем будущем в сфере культуры и искусства начнет цвести цензура. Можете как-то прокомментировать эти опасения?

– Знаете, цензура, в той или иной степени, есть всегда. Конечно, государство старается стимулировать те ценности, которые руководящим кругам кажутся ближе. Но в целом любая цензура в культуре – это очень плохо. Все это очень печально просто потому, что есть наглядное исследование, которое показывает: чем разнообразнее доступный культурный материал, тем чаще мы видим высокие достижения в этой сфере. Отсутствие цензуры – это критически необходимое условие для развития всей творческой среды. Безусловно, нужно оберегать несовершеннолетнего зрителя от воздействия неблагоприятных образов, но это никак не связано с цензурой. Например, спектакль может существовать, но при этом для какого-то определенного круга лиц. Есть же ограничения по возрасту – этим можно пользоваться.

Никто не заставляет ходить людей на то, что им не нравится и неприятно, и они, в свою очередь, не должны пытаться сорвать такие мероприятия. Надо понимать, мы живем в многонациональной стране, в глобальной культуре, где перемешано все на свете. Если государство хочет поощрять тот материал, который соответствует идее представителей власти, – отлично! Пускай они дают гранты соответствующим организациям, но не надо запрещать остальное. А цензура и есть по своей сути – запрет.

«Отсутствие цензуры – это критически необходимое условие для развития всей творческой среды». Фото: www.russianlook.com
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах